Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.11.2011 | Алексей Макаркин
Греция: впереди выборы
На минувшей неделе в Греции разразился политический кризис. Попытка премьера страны Георгиоса Папандреу апеллировать к народу за поддержкой, объявив о проведении референдума, встретила резко негативное отношение не только у оппозиции, но и в рядах собственной партии премьера ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение), и в Евросоюзе. Азартный ход опытного политика, правительство которого утратило популярность, привел к опасениям, что в результате народного голосования Греция может покинуть зону евро и вызвать цепную реакцию, способную распространиться на Италию и Испанию. И хотя правительство Папандреу 4 ноября получило вотум доверия в парламенте, но целый ряд однопартийцев поддержали кабинет лишь при условии скорейшей отставки премьера. В результате вечером 6 ноября было объявлено о формировании нового правительства и скорейшем проведении новых выборов (возможно, 19 февраля), на чем настаивала оппозиция. Папандреу не останется на посту премьера.
Тяжесть непопулярных мер
В ночь на 27 октября страны еврозоны достигли соглашения о решении греческих проблем. Частные инвесторы согласились списать 50% долга Греции, а в качестве дополнительного «бонуса» эта страна получит 100 млрд евро (в виде кредитов ЕС и МВФ). Планируется, что это позволит сократить госдолг Греции до 120% ВВП к 2020 году. При этом члены еврозоны, чтобы убедить обменять бумаги, обеспечат инструменты повышения кредитного качества новых греческих бумаг оценочной стоимостью до 30 млрд евро. Таким образом, объем новой частно-государственной программы помощи Греции оценивается в 130 млрд евро.
Для проведения в жизнь этих мер необходима твердая поддержка правительства в парламенте, обеспечивающая ратификацию соглашения о втором пакете финансовой помощи ЕС и принятие бюджета на 2012 год, который предусматривал бы непопулярные меры по урезанию расходов. А также одобрение пересмотренной Среднесрочной программы финансовой стабилизации до 2015 года. Однако правительство Папандреу имело минимальную поддержку в депутатском корпусе (153 законодателя из 300), и некоторые парламентарии могли пожертвовать партийной лояльностью во время бюджетного голосования, которое затрагивает интересы влиятельных лоббистов.
Дело в том, что предыдущее «непопулярное» голосование состоялось в греческом парламенте лишь 20 октября – оно проводилось в рамках выполнения требований ЕС, необходимых для реализации антикризисного плана (без этого голосования не было бы решения, одобренного в ночь на 27 октября). Принятый тогда закон предусматривает введение в общенациональном масштабе единой сетки заработной платы с отменой действующих пособий и надбавок, что приведет к среднему сокращению доходов работников на 25%. В определенных случаях жалования служащих с высокими доходами могут быть сокращены на 50%. Запланировано перевести 30 тыс. госслужащих в организацию Трудового резерва, где они будут находиться в течение года с получением 60% зарплаты до увольнения. Большинству этих чиновников осталось около года до выхода на пенсию. Закон предусматривает дальнейшее уменьшение пенсий, превышающих 1,2 тыс евро в месяц, а также сокращение на 20-30% одновременных выплат в госсекторе. В целом от уменьшения пенсий государство рассчитывает получить экономию в 1 млрд евро в год.
Такие меры вызвали сильное общественное неприятие – профсоюзы и левые партии организовали массовые демонстрации протеста у стен парламента, в которых принимали участие до 200 тыс. человек. В тоже время бывший министр экономики и депутат ПАСОК Лука Кацели поддержала законопроект в целом, но проголосовала против вызывавшей наибольшие споры статьи 37, которая «замораживает» коллективные трудовые соглашения и дает возможность работодателям понижать зарплату в частном секторе ниже установленного в настоящее время уровня в 750 евро в месяц. Папандреу жестко подавил «бунт на корабле», исключив Кацели из парламентской группы правящей партии. Однако новое голосование могло привести к очередным внутрипартийным бунтам, что и вынудило премьера апеллировать к народу.
Поражение премьера
Заявление Папандреу вызвало обвал мировых рынков и жесткую реакцию лидеров ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози вызвали Папандреу в Канны, где проходила встреча G20, и недвусмысленно заявили, что референдум должен поставить вопрос о пребывании Греции в еврозоне. Кроме того, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард сказала Папандреу, что фонд не выдаст запланированный 8-миллиардный транш до проведения референдума, хотя отсутствие денег может означать немедленный дефолт Греции уже в самые ближайшие недели. Причем речь идет не об «управляемом» процессе дефолта (неприятном, но теоретически возможном), а об обвальном банкротстве государства.
По данным газеты «Нафтемпорики», в октябре из-за постоянных забастовок и предоставленной отсрочки по выплатам ряда налогов с физических лиц доходы снизились на 7% на помесячной базе, и в текущем балансе страны образовалась «дыра» в 2,4 млрд евро. Тем временем остаток на счетах государства в местном Центробанке уменьшился с 4,8 млрд евро в конце августа до примерно 1 млрд. В ближайший месяц правительству требуется 3,8 млрд евро на выплату зарплат и пенсий ноября-декабря, около 1 млрд евро на выплату процентов по долгу и 2,3 млрд на рефинансирование облигаций с истекающим сроком. Таким образом, отмечает газета, до декабря греческому правительству необходимо 7,1 млрд евро только на неотложные нужды, чтобы предотвратить немедленный дефолт. В результате Греция уже сейчас задерживает платежи внутри страны.
Против Папандреу выступили не только представители оппозиции (они потребовали обсудить 4 ноября вотум недоверия кабинету), но и некоторые его коллеги по правительству и фракции – так что вместо консолидации партии произошел обратный процесс. Все это сделало невозможным проведение референдума, для которого нужно было получить квалифицированное большинство в парламенте – 180 голосов из 300.
Наиболее известным внутрипартийным критиком премьера стал вице-премьер и министр финансов Эвангелос Венизелос, отвечающий за переговоры с ЕС. Венизелос имеет собственные политические амбиции – на выборах лидера ПАСОК в 2007 году он получил поддержку 38% участвовавших в выборах партийцев. Тогда победил Папандреу – сын и внук греческих премьеров (Венизелос является только однофамильцем знаменитого политического деятеля первой половины XX века). Однако сейчас у него появился новый, на этот раз более реальный, шанс на лидерство в партии. Характерно, что до нынешнего июня Венизелос не занимал постов, влияющих на макроэкономические процессы – он был министром культуры (2000-2004 годы) и обороны (2009-2011 годы). Таким образом, на нем существенно меньше, чем на Папандреу, лежит ответственность за кризис.
Показательно, что 79% греков, опрошенных компанией ALCO по заказу газеты «Прото Тема», заявили, что они против неожиданного решения Папандреу провести референдум по кредитному соглашению с ЕС. Его считают наиболее подходящим кандидатом на премьерскую должность лишь 10% опрошенных ALCO, в то время как Венизелос пользуется популярностью у 34%.
В результате Папандреу был вынужден объявить об отмене референдума – с этого времени вопрос о его отставке с поста премьера был решен. Инициатива разруливания ситуации в рамках ПАСОК перешла к Венизелосу, который предложил вариант, позволяющий Папандреу сохранить лицо. 4 ноября фракция единогласно выразила доверие правительству («за» проголосовала и Лука Кацели), после чего Папандреу объявил о том, что готов сформировать коалиционное правительство для предотвращения дефолта. Это тоже было частью игры, призванной «соблюсти приличия». Причем все эти телодвижения проходили в обстановке, когда Европа ждала от греческих властей скорейших действий по разрешению политического кризиса. Однако партнерам Греции по ЕС необходимо было действовать предельно осторожно, что не вызвать всплеска национальных чувств греков, которые и так проявлялись ранее – например, в отношение Германии, занявшей достаточно жесткую позицию по отношению к греческому долгу (ей припомнили оккупацию страны во время Второй мировой войны). В частности, Саркози заявил, что не намерен вмешиваться во внутренние дела Греции, но «граница нашего вмешательства пролегает в рамках вопроса о будущем евро».
Все оппозиционные политические партии предсказуемо отклонили идею создания коалиции под руководством Папандреу, хотя и в разной форме. Лидер ведущей оппозиционной правоцентристской партии «Новая демократия»» Антонис Самарас призвал к немедленным досрочным парламентским выборам. Политические силы, находящиеся левее ПАСОК, отвергли саму возможность участия в новом кабинете. Председатель ЦК Компартии Греции Алека Папарига заявила, что считает шантажом предложение премьер-министра о создании коалиционного правительства, обвинив правящую партию в том, что та «собирается предпринять еще более дикие меры», и что «все эти жертвы приносятся из-за шестого или седьмого транша (кредитной помощи ЕС)». Лидер Коалиции левых радикальных сил (СИРИЗА) Алексис Тсипрас утверждал, что единственное, что известно о будущем коалиционном правительстве – «его целью будет продолжение той же равнодушной и антисоциальной политики».
Две партии, находящиеся правее ПАСОК, отреагировали несколько иначе. Лидер правой партии Народный православный сбор (ЛАОС) Георгиос Карадзаферис в принципе поддержал предложение Папандреу о коалиционном правительстве, но заявил, что «в правительстве широкого сотрудничества должна обязательно участвовать «Новая демократия»». Позднее, отвечая на вопросы журналистов, Карадзаферис разъяснил, что сделает акцент на фигуре будущего премьера в качестве предпосылки для участия своей партии в новой правительственной администрации. По его словам, нужен политик, который будет устраивать как можно больше членов парламента (это явно не Папандреу), а новый кабинет должен состоять из политиков, а не технократов. В свою очередь, представитель партии «Демократический альянс», возглавляемой бывшей главой МИД Греции и экс-мэром Афин Дорой Бакоянни, вышедшей из «Новой демократии», заявил, что «правительство, в котором не участвует «Новая демократия», не является правительством широкого национального охвата, как мы его понимаем». Таким образом, правые «миноритарии» дали понять, что не против своего участия в кабинете, но только совместно с партией Самараса.
В этих условиях Папандрецу полностью утратил политические ресурсы, необходимые для сохранения на посту премьера. Однако оставался вопрос о том, какой формат нового правительства будет избран.
Контуры нового кабинета
План Папандреу сводился к созданию нового кабинета из политических деятелей в качестве альтернативы парламентским выборам. Таким образом, ПАСОК могло сохранить хотя бы частичный контроль за правительством – в случае выборов партия прогнозируемо переходит в оппозицию. По словам Папандреу подчеркнул, что парламентские партии должны поддержать соглашение о кредитной поддержке ЕС, а всеобщие выборы состоятся тогда, когда нормализуется обстановка в стране. По словам главы кабинета, «решение одно: поддержать межпартийными усилиями соглашение, а выборы будут проведены, как только обстановка в стране нормализуется». «Пришло время сотрудничать с чувством национальной ответственности», - сказал Папандреу, подчеркнув при этом, что предложение по проведению досрочных парламентских выборов и формированию переходного правительства технократов «равнозначно катастрофе».
В свою очередь, Самарас как раз и предложил вариант, отвергавшийся Папандреу (и, кстати, частично Карадзаферисом из ЛАОС, который возражал не против выборов, а против технократов). Самарас потребовал в минувший четверг создания временного переходного правительства технократов без включения в него политиков с исключительной целью проведения всеобщих выборов и ратификации кредитного соглашения с ЕС. При этом он обещал, что «Новая демократия» поддержит усилия нового правительства в парламенте – ранее его партия жестко выступала против законопроектов, направленных на сотрудничество с ЕС. Примечательно, что Самарас сразу же получил позитивный сигнал от ЕС – его позицию публично одобрил Саркози. Предложение Самараса опиралось на исторический прецедент – в 1989-1990 годах правительство Греции возглавлял председатель Центробанка Ксенофон Золотас; это решение было также принято в условиях политического кризиса (впрочем, не оказавшего влияния на общеевропейские процессы).
Понятно, что Самарасу надо было решить двойную задачу – как можно меньше идентифицироваться с правительственным курсом (переложить ответственность на технократов) и при этом продемонстрировать свою договороспособность европейцам в качестве потенциального премьера – в случае проведения досрочных выборов его шансы возглавить правительство очень велики.
Социологические опросы носят противоречивый характер. С одной стороны, по данным опроса компании ALCO для газеты «Прото Тема», 52% респондентов хотят коалиционное правительство, а 36% настаивают на проведении досрочных выборов – таким образом, абсолютное большинство поддержали вариант Папандреу, что не означало симпатий к его автору. По результатам этого же опроса, 79% респондентов не согласны с решением парламента и не проголосовали бы за доверие нынешнему кабинету. В то же время опрос газеты «Этнос» показывает, что 45% респондентов выступают за коалиционное правительство, а 42% - за досрочные выборы, то есть разрыв между сторонниками разных вариантов существенно меньше, примерно в зоне статистической погрешности.
В этих условиях вырисовался компромисс, прозвучавший в парламентском выступлении Венизелоса. Он заявил, что предлагаемое Папандреу новое коалиционное правительство должно одобрить чрезвычайно важное для Греции кредитное соглашение с ЕС и предположительно проработать до конца февраля. По словам Венизелоса, состав такого нового правительства будет открыт для дискуссии, но «оно должно состоять из политиков». Если следовать этой логике, то «Новая демократия» несет свою часть ответственности за правительственный курс, но при этом срок работы кабинета ограничен концом зимы – именно тогда можно будет провести выборы.
Венизелос не участвовал в тройственной встрече Папандреу, Самараса и президента Греции Каролоса Папульяса, ветерана ПАСОК, близкого соратника отца нынешнего премьера. Эта встреча состоялась вечером 6 ноября и показала, что выбран именно вариант переходного «политического» кабинета. А именно: Папандреу не будет возглавлять новое правительство, и целью нового кабинета будет «немедленное» проведение выборов после «реализации решений октября» (предусматривающих сотрудничество с ЕС). Состав нового правительства будет известно позднее, но в прессе уже обнародована информация, что Венизелос сохранит посты вице-премьера и министра финансов. Есть все основания полагать, что он будет главным кандидатом на должность нового лидера ПАСОК.
Что касается кандидатов на пост премьера, то в СМИ назывались несколько фамилий. Это 64-летний Лукас Пападемос, в прошлом управляющий Центробанком Греции (1994-2002 годы) и вице-президент Европейского Центробанка (2002-2010 годы). Он является одним из ведущих греческих экономистов, получил образование и долгое время жил в США (где был преподавателем Колумбийского университета и старшим экономистом в Федеральном резервном банке Бостона). Еще одна кандидатура – 83-летний Петрос Моливьятис, кадровый дипломат, являвшийся советником и директором кабинета известного греческого политика, основателя «Новой демократии» Константиноса Караманлиса в его бытность премьером (1974-1980 годы) и президентом (1980-1985 и 1990-1995 годы) Греции. В 2004-2006 годах он возглавлял МИД в кабинете предыдущего лидера «Новой демократии» Костаса Караманлиса (племянника экс-президента), а в настоящее время руководит фондом Константиноса Караманлиса.
Другие кандидаты - омбудсмен (защитник прав граждан) Европейского союза 69-летний Никифорос Диамандурос, университетский профессор, бывший глава Греческого национального центра социальных исследований, ранее (в 1998-2003 годах) являвшийся первым уполномоченным по правам человека Греции. А также бывший еврокомиссар по окружающей среде 70-летний Ставрос Димас, в прошлом министр торговли, сельского хозяйства и промышленности (последний раз занимал министерский пост 20 лет назад) и генеральный секретарь «Новой демократии». Общим для всех этих фигур является авторитет в греческом обществе, наличие связей в Евросоюзе и отсутствие электоральных амбиций. Хотя Пападемос и Диамандурос выдвигаются ПАСОК, а Моливьятис и Димас являются представителями «Новой демократии».
Будущий премьер
Что же до ближайшей перспективы, то после выборов правительство, скорее всего, сформирует 60-летний Самарас, сын и внук депутатов парламента. Он сделал блестящую карьеру в «Народной демократии», став самым молодым депутатом, а затем и самым молодым министром иностранных дел в истории страны. В 1992 году вышел из партии, заняв более радикальную позицию по македонскому вопросу (Самарас жестко выступил против создания государства под названием Македония) и создал собственную под названием «Политическая весна». На выборах 1993 года партия Самараса отняла часть голосов у «Новой демократии», что привело к победе ПАСОК. В начале нынешнего столетия «Политическая весна» прекратила свое существование, и Самарас вернулся в ряды «Новой демократии», где он первоначально не мог рассчитывать на высокие посты. Лишь в январе 2009 года Самарас получил второстепенный пост министра культуры, но в том же году кабинет Костаса Караманлиса ушел в отставку. В ноябре того же года Самарас неожиданно возглавил партию, опередив фаворита Дору Бакоянни, которой уже в следующем году пришлось покинуть «Новую демократию» за поддержку первого антикризисного плана кабинета Папандреу.
Вплоть до самого последнего времени Самарас выступал против любых мер жесткой экономии (он мог занять такую выгодную позицию, тем более, что, как и Венизелос, не относится к числу политиков из ПАСОК и «Новой демократии», которых греческое общество считает «виновниками» кризиса). Теперь он должен будет взять на себя часть ответственности за правительственную политику, а в качестве потенциального премьера Самарасу придется проводить примерно тот же курс, что и Папандреу – только со «свежей» легитимностью. Иного греческим лидерам сейчас не дано.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.