Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.08.2005 | Николай Пахомов
КОНСЕРВАТОРЫ НАРУШАТ ТРАДИЦИЮ?
С уверенностью можно сказать, что внешнеполитические темы играют в ходе нынешней кампании по выборам в немецкий Бундестаг далеко не главную роль. Недавно была обнародована предвыборная программа союза христианских партий ХДС/ХСС. В представленном документе международно-политическим вопросам из почти сорока страниц уделено меньше пяти. Очевидно, что происходит это в первую очередь из-за злободневности внутренних, прежде всего, экономических трудностей, с которыми столкнулась Германия.
Правда, следует учесть, что стратеги рвущейся к власти оппозиции зачастую просто не знают, что они будут делать, когда наконец-то эту заветную власть получат. Ведь критиковать всегда легче, чем работать.
Некоторые наблюдатели возразят, мол, христианские демократы, критикуя внешнеполитический курс правительства Герхарда Шрёдера, заявляют, что собираются делать всё чуть ли не с точностью до наоборот: укреплять связи с Великобританией, а не с Францией, поддерживать США, с одобрения Вашингтона ограничивать сотрудничество с Китаем и указать недемократической, авторитарной, зазнавшейся России на её место.
На первый взгляд, подобный взгляд имеет под собой основания. Однако не всё так просто. Думается, что амбициозная госпожа Меркель, лидер ХДС, находится сегодня в некоторой растерянности. Это и неудивительно: внешнеполитические цели её партии либо противоречат друг другу, либо могут оттолкнуть значительные группы электората. Яркая иллюстрация в этой связи - диалог с Вашингтоном. Допустим, блок ХДС/ХСС после выборов сформирует правительство. Отправятся ли тогда немецкие военные в Ирак? Вряд ли. Нежелание терять своих граждан на полях сражений странной войны в Вашингтоне, возможно, ещё и поймут. Но как быть с Турцией? Джордж Буш и его правительство уже давно недвусмысленно дали понять европейцам, что Турция должна как можно скорее стать членом ЕС. А вот это уже прямо противоречит предвыборным заявлениям христианских демократов.
Впрочем, дальше ещё сложнее. Недавно, встречаясь в Вашингтоне с заместителем Меркель Вольфгангом Шойбле, американский президент в обстановке всеобщего благодушия вдруг завёл речь о России. Буш подчеркнул положительное влияние России на международные дела, например, на умиротворение Ирана. Думается, Шойбле намёк понял. Уже объявлено о его готовящемся визите в Москву. Ещё одно замечание на полях: сама Меркель в США не поехала. Сделай она это, кривая политической поддержки ХДС немцами, выявляемая в ходе предвыборных опросов, просто рухнула бы вниз.
А что же европейцы? Возможно, в лице соседей по Старому Свету немецкие христианские демократы найдут союзников, столь необходимых при возможном охлаждении отношений с Москвой. Очевидно, что и среди основных действующих лиц ЕС на такую поддержку рассчитывать не стоит. Казалось бы, нынешнее правительство Франции во главе с Шираком достаточно консервативно. Однако французский президент, имеющий хорошие личные отношения со Шрёдером, выступает за скорейший приём в ЕС Турции. Да и проамериканская позиция ХДС/ХСС, очевидно, не добавляет сторонников среди и простых французов, и политической элиты страны.
Тогда, возможно, после выборов Берлину стоит обратиться к союзу с Лондоном? И этот вариант имеет ряд трудностей на пути своей реализации. Во-первых, Блэр также выступает за приём Турции в ЕС. Во-вторых, двум экономическим тяжеловесам - Германии и Великобритании - трудно будет найти общий язык при выработке экономической политики ЕС. А христианские демократы и свободные демократы, их вероятные союзники по правительственной коалиции, традиционно чутко относятся к интересам немецкого бизнеса.
Итак, если Ангеле Меркель и её соратникам вдруг вздумается после победы на выборах, которая ещё все-таки им не гарантирована, заняться демократизацией России и сдерживанием российского влияния в Европе, то этим им придётся заниматься чуть ли не в гордом одиночестве. Конечно, если не принимать во внимание возможную поддержку стран Восточной Европы, многие представители политической элиты которой традиционно испытывают некий комплекс боязни российской силы и собственного бессилия. (Правда, в ходе предвыборной кампании христианские демократы уже успели "отличиться" и в вопросе отношений с восточными соседями, заявив о нелегальности выселения немцев с восточных территорий, в частности, при воссоздании польского государства после Второй мировой войны.)
Госпоже Меркель и её соратникам хотелось бы посоветовать вспомнить историю собственного государства. По крайней мере, на протяжении последних полутора столетий Германия, как бы она ни называлась и какой бы идеологии ни придерживалась, была просто вынуждена сотрудничать с нашей страной. Это всегда было взаимовыгодно. Представляется, что нет причин нарушать эту традицию и в новом веке. Тем более что союз ХДС/ХСС провозглашает себя представителем немецких консерваторов, которые по своей сути просто призваны оберегать традиции, используя мудрость прошлых поколений.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.