Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.11.2011 | Татьяна Становая
Проблема ПРО и контра Путина
В прошедший понедельник президент России Дмитрий Медведев и его коллега Барак Обама последний раз встретились перед приходом Владимира Путина на пост главы государства на Гавайях в рамках саммита АТЭС. Никаких документов подписывать не планировалось. Судя по настроениям СМИ, дипломаты и журналисты как будто прощаются с «перезагрузкой», подводят итоги и готовятся к очередному витку «похолодания» и возвращению жесткой риторики Москвы. Частично это, безусловно, правда. Однако правда также и то, что Вашингтон готовится работать с будущим «новым старым» президентом Путиным и специально способствовать похолоданию не намерен.
Действительно, после съезда партии «Единая Россия» 24 сентября, комментаторы и наблюдатели, дипломаты и эксперты наполнили страницы СМИ заметным пессимизмом. Его и раньше было достаточно: ведь в «перезагрузке», сразу после подписания договора об СНВ, наметился «застой». Стороны пытались найти позитивную повестку (и частично это удавалось – например, военно-техническое сотрудничество, модернизация), сохранить (как минимум) диалог по проблеме ПРО, искать понимание по иранской теме и выстраивать сотрудничество по Афганистану. Что-то удавалось, что-то не очень, но ясно было одно: со стороны России и со стороны США есть политическая воля на продолжение «перезагрузки», и даже если она исчерпывает себя, и Москва уже чуть ли не открыто говорит о «тупике», сохранялась надежда, что до очередной «холодной войны» дело не скатится. Ограничители на ухудшение были значительно выше при Медведеве, чем при Путине.
После объявления о готовящемся возвращении Путина на пост президента пессимизм почти полностью затмил все оттенки настроений реалистов и тем более оптимистов. Как бы там ни было на самом деле, факт на сегодня состоит в том, что ожидания ухудшения отношений США и России значительно повысились, причем с обеих сторон. И теперь даже скорое вступление России и ВТО и даже возможная отмена поправки Джексона-Веника воспринимается как «подчищение хвостов», а не позитивная новость, демонстрирующая прогресс в двусторонних отношениях между США и Россией. Вот и президент США Барак Обама отменил свой визит в Россию, что вполне логично: Медведев от внешней политики вскоре дистанцируется, а с чем вернется Путин - пока загадка, возможно, и для самого Путина. Возвращение к стилистике «мюнхенской речи» вряд ли будет в полной мере оправдано сегодня, и Путин, наверняка, понимает это.
В ближайшие месяцы Владимир Путин вместе с внешнеэкономической командой будет вынужден выработать позицию Москвы по набору самых острых тем (и судя по всему, четкого понимания тут нет): это, прежде всего, Иран и ПРО. Причем для США принципиально важным вопросом является Иран, для России – ПРО. Как заявил источники «Коммерсанта» в обеих делегациях, позиции двух стран не только не сблизились, но и расходятся все дальше. При Путине, ожидается, проблемы возникнут не только с содержанием переговоров, но и с форматом диалога: он снова начнет давать сбои. Признаком таких ожиданий стали слухи в СМИ, что Владимир Путин намерен проигнорировать саммит НАТО в мае следующего года. Правда, то же самое СМИ писали и тогда, когда считалось, что Медведев, скорее всего, пойдет на второй срок, и уже он будет игнорировать очередное ежегодное мероприятие Североатлантического альянса. Надо признать, что сейчас факту возвращения Путина на пост президента придается гораздо больше веса и значения при прогнозировании ухудшения двусторонних отношений, чем самой проблеме ПРО или Ирана в двусторонних отношениях, где уже более года не удается сдвинуть ситуацию с «мертвой точки».
Вероятно, что в тупиковой ситуации США вряд ли бы почувствовали разницу между Медведевым и Путиным. Ну, разве что с первым говорить приятней и проще заглядывать в глаза. Требование Москвы о предоставлении юридических гарантий ненаправленности ПРО против России сохранится, равно как и незыблемой останется позиция США о невозможности предоставления таких гарантий.
Тем не менее, как бы не был силен пессимизм с обеих сторон на данном этапе, все же сохраняется возможность и потенциал для начала нового этапа в отношениях с позитива. Например, вступление России в ВТО и отмена поправки Джексона-Веника при Путине-президенте могли бы сделать хороший позитивный эмоциональный задел для диалога с новым президентом. Москва, в свою очередь, могла бы пойти на обновление своей внешнеполитической команды. Министр Лавров явно засиделся, притом, что уже сама его фигура автоматически является фактором ухудшения отношений. Сейчас есть возможность сблизиться по ПРО хотя бы минимально, договорившись о присутствии российских экспертов РФ при испытаниях американской ПРО весной 2012 года. «Коммерсант» недавно писал, что договориться не удается из-за непредставления возможности российским экспертам использовать свое оборудование для измерения данных. Однако, как заявила сегодня в интервью изданию новый заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уэнди Шерман, находящаяся с первым официальным визитом в Москве, произошло просто «недоразумение», и США готовы разрешить прибытие россиян на испытания с любым оборудованием, которое они посчитают нужным.
Таким образом, хотя Путин и признал, что не раздваивается и остается все тем же, что и 4 года назад, все-таки сейчас есть некоторые основания и для оптимизма, если сторонам удастся учиться идти навстречу друг другу – пусть маленькими, но знаковыми шагами. По крайней мере, это тот минимум, который обе стороны способны предпринять для того, чтобы не упустить шанс на продолжение «перезагрузки» и не поддаться слишком быстро пессимистическим настроениям.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.