Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.11.2011 | Алексей Макаркин
Испания: кризисная смена власти
На парламентских выборах в Испании победила правоцентристская Народная партия, лидер которой Мариано Рахой сформирует новое правительство. Находившаяся у власти с 2004 года левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) перешла в оппозицию. В свою очередь, "народники" ранее уже находились у власти, причем также два срока подряд – в 1996-2004 годах.
Поражение ИСРП, в первую очередь, обусловлено кризисом, охватившим страны Южной Европы. Разумеется, партия, находящаяся у власти в Европе в течение двух сроков, не может не испытывать некоторого морального износа, часто связанного с усталостью от личности лидера.
Часто подобная проблема решается путем замены "лица партии". Но в данном случае такая операция практически не имела шансов на успех. Несмотря на то, что премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро отказался от участия в выборах и кандидатом социалистов стал Альфредо Перес Рубалькаба, занимавший в его кабинете пост главы МВД, испанское общество отказало в доверии правящей партии, возложив на нее – а не только на Сапатеро – ответственность за кризис.
Действительно, экономические показатели Испании (четвертой по объемам экономики еврозоны) выглядят угрожающими. Безработица составляет 22% (самый высокий уровень в еврозоне), причем среди молодежи ее уровень примерно в два раза выше. Дефицит бюджета превышает 9%. В минувший четверг недоверие инвесторов вынудило финансовые власти Мадрида разместить десятилетние облигации под 6,975%. Это самый высокий процент по испанским бондам с 1997 года.
На первый взгляд, кажется, что Сапатеро в полной мере разделил судьбу Георгиоса Папандреу и Сильвио Берлускони. Однако испанская политическая ситуация существенно отличается от греческой и итальянской, где под давлением Евросоюза без выборов были созданы правительства во главе с "неполитическими" премьерами.
В Испании само правительство инициировало проведение досрочных парламентских выборов за несколько месяцев до истечения срока своих полномочий – таким образом оно намеревалось провести избирательную кампанию в более удобное время, когда оппозиция еще полностью не подготовилась к выборам. Соответственно, переходное правительство востребовано не было.
В современной испанской истории не было опыта создания "технических кабинетов" или появления во главе правительства технократов, не имеющих собственных электоральных амбиций. Даже во время трудного переходного периода от франкизма к демократии во второй половине 70-х годов во главе правительства находился политик Адольфо Суарес, прошедший путь от высокопоставленного функционера франкистской партии до основателя партии Союз демократического центра.
Кстати, правая часть этой партии в 80-е годы влилась в ряды "народников", что означало завершение формирования в Испании политической системы, основанной на чередовании у власти двух партий.Испанский сценарий кризисной смены власти напоминает португальский, где беспартийные премьеры после свержения авторитарного режима в 1974 году действовали только в бурные 70-е годы, когда решающее влияние на политическую систему страны оказывали военные. Как только они уступили место политикам, чередование у руля лево- и правоцентристов утвердилось и в этой стране.
В нынешнем году в Португалии состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых к власти пришла оппозиция. Правда, премьерское кресло в Лисабоне занял Педру Пасуш Коэлью, который ранее не занимал министерских постов и лишь недавно возглавил правоцентристскую Социал-демократическую партию.
А в Испании премьером станет Рахой, в прошлом последовательно министр общественной администрации, образования и внутренних дел в "народных" правительствах Хосе Мария Аснара. Свою партию он возглавляет с 2004 года, имеет опыт двух проигранных избирательных кампаний. После поражения на выборах 2008 года "народники" обсуждали вопрос о замене лидера, но Рахой смог удержать свои позиции, проявив качества политического бойца.
Позиции Народной партии по многим острым общественно-политическим вопросам существенно отличаются от приоритетов социалистов. Так, "народники", которых можно считать либералами в экономике и консерваторами в политике, были против легализации однополых браков (соответствующий закон провели социалисты, находясь у власти), их позиция ближе к точке зрения католической церкви. Они являются сторонниками более жесткой борьбы с террором, проводимым уже много десятилетий баскской организацией ЭТА.
Рахой не является противником принципа децентрализации Испании – по этому поводу в политическом классе страны существует консенсус, – но он негативно относится к дальнейшему расширению прав регионов в ущерб центральной власти, считая, что подобные действия могут привести к эрозии страны.
В нынешнем году социалисты намеревались принять решение о перезахоронении останков диктатора Франко, которые сейчас покоятся в Долине павших, но падение их популярности не позволило "раскрутить" эту спорную и до сих пор эмоционально воспринимаемую в Испании тему. "Народники" относятся к франкистскому периоду истории страны более лояльно, хотя, разумеется, его не идеализируют.
Однако сейчас наблюдатели прежде всего интересуются предстоящими действиями Рахоя по борьбе с кризисом. Прежде всего, он заявляет о необходимости выполнения Испанией обязательств, принятых перед Евросоюзом правительством Сапатеро. В первую очередь речь идет о доведении бюджетного дефицита до 4,4%, что потребует сократить расходы бюджета на 17,3 млрд евро.
Как и социалистам, Рахою придется проводить политику жесткой экономии. Однако макроэкономические решения, предлагаемые Рахоем, принципиально отличаются от социалистических. Он предлагает принять либеральные меры по упрощению процесса создания новых частных предприятий с предоставлением им льгот, провести реструктуризацию финансовой системы, ужесточить контроль над бюджетными расходами.Если социалисты проводили политику повышения налогов (и в ходе избирательной кампании предлагали увеличить их еще больше), то "народники" выступают за их снижение для малого и среднего бизнеса, а также для банковских доходов граждан.
Примечательно, что кризис, охвативший Европу с 2008 года, привел к усилению регулирующей роли государства в экономике и сделал популярной точку зрения о конце экономического либерализма. Пример Испании показывает, что это суждение является поспешным – скорее, можно говорить о том, что в борьбе с кризисом в различных странах применяются как консенсусные меры (например снижение расходов), так и связанные с конкретными политическими и социально-экономическими условиями.Если рост налогов приводит к падению деловой активности, то логично, что на выборах избиратели голосуют за сторонников развития частной инициативы. И в этих условиях у экономического либерализма появляется очередной шанс.
В то же время и для либералов есть свои ограничители в социальной сфере – например, Рахой перед выборами заверил, что ни при каких обстоятельствах он не пойдет на урезание пенсий, и пообещал оставить на прежнем уровне пособие по безработице. Впрочем, если экономический кризис будет нарастать, то придется принимать и те болезненные меры, которые сейчас выглядят запредельно политически рискованными.
Материал опубликован на сайте «Голос России» 21.11.2011
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.