Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.11.2011 | Алексей Макаркин

Испания: кризисная смена власти

На парламентских выборах в Испании победила правоцентристская Народная партия, лидер которой Мариано Рахой сформирует новое правительство. Находившаяся у власти с 2004 года левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) перешла в оппозицию. В свою очередь, "народники" ранее уже находились у власти, причем также два срока подряд – в 1996-2004 годах.

Поражение ИСРП, в первую очередь, обусловлено кризисом, охватившим страны Южной Европы. Разумеется, партия, находящаяся у власти в Европе в течение двух сроков, не может не испытывать некоторого морального износа, часто связанного с усталостью от личности лидера.

Часто подобная проблема решается путем замены "лица партии". Но в данном случае такая операция практически не имела шансов на успех. Несмотря на то, что премьер Хосе Луис Родригес Сапатеро отказался от участия в выборах и кандидатом социалистов стал Альфредо Перес Рубалькаба, занимавший в его кабинете пост главы МВД, испанское общество отказало в доверии правящей партии, возложив на нее – а не только на Сапатеро – ответственность за кризис.

Действительно, экономические показатели Испании (четвертой по объемам экономики еврозоны) выглядят угрожающими. Безработица составляет 22% (самый высокий уровень в еврозоне), причем среди молодежи ее уровень примерно в два раза выше. Дефицит бюджета превышает 9%. В минувший четверг недоверие инвесторов вынудило финансовые власти Мадрида разместить десятилетние облигации под 6,975%. Это самый высокий процент по испанским бондам с 1997 года.

На первый взгляд, кажется, что Сапатеро в полной мере разделил судьбу Георгиоса Папандреу и Сильвио Берлускони. Однако испанская политическая ситуация существенно отличается от греческой и итальянской, где под давлением Евросоюза без выборов были созданы правительства во главе с "неполитическими" премьерами.

В Испании само правительство инициировало проведение досрочных парламентских выборов за несколько месяцев до истечения срока своих полномочий – таким образом оно намеревалось провести избирательную кампанию в более удобное время, когда оппозиция еще полностью не подготовилась к выборам. Соответственно, переходное правительство востребовано не было.

В современной испанской истории не было опыта создания "технических кабинетов" или появления во главе правительства технократов, не имеющих собственных электоральных амбиций. Даже во время трудного переходного периода от франкизма к демократии во второй половине 70-х годов во главе правительства находился политик Адольфо Суарес, прошедший путь от высокопоставленного функционера франкистской партии до основателя партии Союз демократического центра.

Кстати, правая часть этой партии в 80-е годы влилась в ряды "народников", что означало завершение формирования в Испании политической системы, основанной на чередовании у власти двух партий.Испанский сценарий кризисной смены власти напоминает португальский, где беспартийные премьеры после свержения авторитарного режима в 1974 году действовали только в бурные 70-е годы, когда решающее влияние на политическую систему страны оказывали военные. Как только они уступили место политикам, чередование у руля лево- и правоцентристов утвердилось и в этой стране.

В нынешнем году в Португалии состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых к власти пришла оппозиция. Правда, премьерское кресло в Лисабоне занял Педру Пасуш Коэлью, который ранее не занимал министерских постов и лишь недавно возглавил правоцентристскую Социал-демократическую партию.

А в Испании премьером станет Рахой, в прошлом последовательно министр общественной администрации, образования и внутренних дел в "народных" правительствах Хосе Мария Аснара. Свою партию он возглавляет с 2004 года, имеет опыт двух проигранных избирательных кампаний. После поражения на выборах 2008 года "народники" обсуждали вопрос о замене лидера, но Рахой смог удержать свои позиции, проявив качества политического бойца.

Позиции Народной партии по многим острым общественно-политическим вопросам существенно отличаются от приоритетов социалистов. Так, "народники", которых можно считать либералами в экономике и консерваторами в политике, были против легализации однополых браков (соответствующий закон провели социалисты, находясь у власти), их позиция ближе к точке зрения католической церкви. Они являются сторонниками более жесткой борьбы с террором, проводимым уже много десятилетий баскской организацией ЭТА.

Рахой не является противником принципа децентрализации Испании – по этому поводу в политическом классе страны существует консенсус, – но он негативно относится к дальнейшему расширению прав регионов в ущерб центральной власти, считая, что подобные действия могут привести к эрозии страны.

В нынешнем году социалисты намеревались принять решение о перезахоронении останков диктатора Франко, которые сейчас покоятся в Долине павших, но падение их популярности не позволило "раскрутить" эту спорную и до сих пор эмоционально воспринимаемую в Испании тему. "Народники" относятся к франкистскому периоду истории страны более лояльно, хотя, разумеется, его не идеализируют.

Однако сейчас наблюдатели прежде всего интересуются предстоящими действиями Рахоя по борьбе с кризисом. Прежде всего, он заявляет о необходимости выполнения Испанией обязательств, принятых перед Евросоюзом правительством Сапатеро. В первую очередь речь идет о доведении бюджетного дефицита до 4,4%, что потребует сократить расходы бюджета на 17,3 млрд евро.

Как и социалистам, Рахою придется проводить политику жесткой экономии. Однако макроэкономические решения, предлагаемые Рахоем, принципиально отличаются от социалистических. Он предлагает принять либеральные меры по упрощению процесса создания новых частных предприятий с предоставлением им льгот, провести реструктуризацию финансовой системы, ужесточить контроль над бюджетными расходами.Если социалисты проводили политику повышения налогов (и в ходе избирательной кампании предлагали увеличить их еще больше), то "народники" выступают за их снижение для малого и среднего бизнеса, а также для банковских доходов граждан.

Примечательно, что кризис, охвативший Европу с 2008 года, привел к усилению регулирующей роли государства в экономике и сделал популярной точку зрения о конце экономического либерализма. Пример Испании показывает, что это суждение является поспешным – скорее, можно говорить о том, что в борьбе с кризисом в различных странах применяются как консенсусные меры (например снижение расходов), так и связанные с конкретными политическими и социально-экономическими условиями.Если рост налогов приводит к падению деловой активности, то логично, что на выборах избиратели голосуют за сторонников развития частной инициативы. И в этих условиях у экономического либерализма появляется очередной шанс.

В то же время и для либералов есть свои ограничители в социальной сфере – например, Рахой перед выборами заверил, что ни при каких обстоятельствах он не пойдет на урезание пенсий, и пообещал оставить на прежнем уровне пособие по безработице. Впрочем, если экономический кризис будет нарастать, то придется принимать и те болезненные меры, которые сейчас выглядят запредельно политически рискованными.

Материал опубликован на сайте «Голос России» 21.11.2011

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net