Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.11.2011 | Виталий Портников

Арабская осень

Бессменный президент Йемена Али Абдулла Салех подписал в Эр-Рияде отречение от власти. Салех, возглавлявший Йемен последние три с лишним десятилетия, боролся за эту власть как лев - и когда возглавил Йемен, и когда руководимая им северная часть страны объединилась с прокоммунистическим югом и возник неизбежный конфликт амбиций, и сейчас, когда против него восстали уже северяне. Можно не сомневаться в авторитарных наклонностях Салеха, но и в мужестве ему не откажешь - вернуться в бушующую страну после тяжелого ранения и продолжать отстаивать свое право на власть смог бы не каждый.

Но, тем не менее, и Салех сдался. И это ярче всего доказывает, что “арабская весна” перешла в “арабскую осень”, в медленную эррозию неблагополучных режимов - когда власть вроде бы все еще в твоих руках, но и народ все еще на улицах. Единственное, что ты можешь сделать в этой ситуации - это выиграть время, вступить в консультации с внешним миром, заручиться гарантиями безопасности. Что как раз и сделал Салех - и что, возможно, рано или поздно, попытается сделать Башар Асад. Но дело не только в них, в конце концов ни йеменский, ни сирийский президенты не являются главными игроками в регионе.

Дело в Египте. Военные, воспользовавшиеся результатами “арабской весны” для фактического возвращения к власти и отстранению от нее семейного клана Мубарака, оказались в ситуации, когда они явно не могут усмирить улицу. Генералы мечутся в поисках более популярной населению гражданской власти, более приемлемого срока выборов, более понятных посредников в диалоге с протестующими. Но площадь Тахрир не успокаивается. Это и есть самый главный результат воодушевления “арабской весны” - хаос “арабской осени”. Режимы, правившие в своих странах десятилетиями, фактически лишили общество шанса даже на представление о политической культуре. Никто не может сказать, что будет после Салеха, после Каддафи, после Асада. И, как оказалось, после Мубарака тоже.

Крах бесконечных диктатур в арабском мире в этом смысле вполне сравним с крахом социалистической системы. Но у стран Центральной Европы, да и у бывших советских республик, была хотя бы модель для подражания - западная демократия. С этой моделью можно было даже и не соглашаться, но она в любом случае не воспринималась как чужеродная (хотя среди российских политиков и мыслителей были и остаются люди, утверждающие, что демократию для того и придумали, чтобы разрушить Россию). Но для “арабской улицы” демократическая модель - не просто орудие разрушения, но еще и попытка порабощения исламской цивилизации безбожным Западом, попытка превращения настоящего центра мира в бесперспективную периферию. И это еще очень скрупулезная характеристика того, что может твориться в голове рядового демонстранта - скорее всего, у него и нет никакой четкой системы представлений о будущем. Он знает, что настоящее несправедливо, что диктатор жесток и жаден, что перспектив с такой властью у него нет и не будет. Но совершенно не представляет себе, что может быть после свержения тирана - и не нужно думать, что люди, выносимые на вершины власти революционной волной, представляют себе это будущее лучше, чем улица.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net