Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.11.2011 | Светлана Самойлова
Налоговая нагрузка: снижать или повышать?
Налоговая политика России снова стала одной из тем активного обсуждения на прошедшей в Москве конференции «Налогообложение – современный взгляд», в которой приняли участие ведущие экономисты, а также помощник президента Аркадий Дворкович и министра экономического развития Эльвира Набиуллина. Кроме того, налоговая политика обсуждалась на совещании под председательством премьер-министра России Владимира Путина.
В правительстве и Кремле набирают обороты дискуссии о том, необходимо ли увеличивать налоговую нагрузку для повышения доходов федерального бюджета, а также покрытия дефицита Пенсионного фонда России, с учетом того, что пока принято решение о неповышении пенсионного возраста в «ближайшее время». Против повышения налоговой нагрузки, в частности, выступили министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а также помощник президента Аркадий Дворкович.
Как заявила на конференции «Налогообложение – современный взгляд» 21 ноября Набиуллина, решение задачи по реформированию пенсионной системы не должно достигаться за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, уровень налоговых ставок уже приближается к критическому. «Дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет к давлению на экономику и к выпадению доходов», – цитирует ее РИА «Новости». При этом Набиуллина отметила, что дополнительный рост экономики на 1% в год соответствует повышению НДС на 1% или увеличению цен на нефть на $2. Поэтому, по ее словам, «стимулирующая функция налогов должна существенно усилиться». Выступая на этой конференции, помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что налоговая нагрузка на экономику России составляет 40% от объема ВВП, выступив также за снижение налоговой нагрузки, и не согласившись с мнением исполняющего обязанности главы Минфина Антона Силуанова, что этот показатель находится на уровне 31–32% ВВП. Дворкович фактически выступил за снижение налоговой нагрузки, намекнув, что такие решения может принять новое правительство России. «В ближайшие три года номинальная ставка налогов может снизиться. Главное изменение, которое я ожидаю, связано не с этим, а с децентрализацией налоговых полномочий», – сказал Дворкович.
Минфин традиционно выступает против снижения налоговой нагрузки и ужесточение налоговой политики в целом. Как заявил и. о. главы Минфина Антон Силуанов, министерство финансов считает необходимой инвентаризацию налоговых преференций, введенных за последние годы, не уточняя при этом, о каких компаниях идет речь. «Нужна инвентаризация решений по льготам, которые мы приняли в последние несколько лет», – цитирует его «Интерфакс». На конференции Силуанов также выступил за то, чтобы не повышать налоги в ближайшие пять-шесть лет: фактически речь идет о моратории на снижение налогов, что активно продвигается рядом представителей правительства и Кремля (Дворкович и Набиуллина). «Наша позиция в том, чтобы налоги не увеличивать, налоговая политика должна быть в ближайшее время стабильной, мы должны посмотреть на нее и оставить ее в покое, предположительно на ближайшие 5–6 лет, чтобы не менять существенно правила игры в этой области», – сказал Силуанов.
Силуанов, защищая свою позицию, также указал, что трехлетний бюджет не предусматривает повышения налогов, с чем не согласился глава Сбербанка Герман Греф. В качестве примера увеличения налогов он привел решение о повышении ставок страховых взносов. По его словам, Сбербанк в этом году стал платить больше социальных платежей на 43%, тогда как ставки страховых взносов были повышены на 34%. Глава Сбербанка напомнил, что в прошлом году обсуждалось повышение ставок страховых взносов, и большинство высказывалось за то, что это будет неверным шагом, ударит по малому и среднему бизнесу. Несмотря на это, решение о повышении ставок страховых взносов все же было принято. Это решение сильно затронуло налогоплательщиков, которые платят «белую» зарплату, отметил Греф. Он добавил, что в следующем году с учетом принятых решений такие налогоплательщики вновь будут вынуждены увеличивать налоговые выплаты. «Мы в следующем году будем платить еще больше», – подчеркнул он. Глава Сбербанка отметил, что усложняется и администрирование налогов. По его словам, решения в области ставок страховых взносов привели к более сложному администрированию и увеличению количества администраторов. «Наша налоговая система имеет такое количество инноваций, что налогоплательщики сейчас не понимают, каким образом их ведут к этому самому счастью. Наполеон Бонапарт сказал, что безопасность и собственность существуют только в тех обществах, где налоги не меняются каждый день», – приводит его сообщение РИА «Новости». Он также добавил, что предвыборные обещания политических партий и правительства рассматриваются бизнесом как сигнал к вероятному повышению налогов в перспективе. По его словам, должен быть дан четкий ответ на то, откуда государство собирается получить необходимые средства. «Если это не повышение налогов, то тогда нужно дать ясный ответ, каким образом эти деньги будут получены, откуда они возьмутся, речь идет о триллионах рублей», – сказал он.
Тем временем, премьер-министр Владимир Путин поручил уже в начале 2012 года завершить работу по списанию налоговой задолженности россиян, возникшей до 1 января 2009 года. «Прошу всех руководителей держать этот вопрос под особым, личным контролем», – сказал Путин на международной конференции «Налогообложение – современный взгляд». Он напомнил, что ранее было принято решение списать налоговые долги, возникшие до 1 января 2009 года, в упрощенном порядке. По его словам, соответствующие поправки в законодательство вступают в силу с начала нового года. В июле стало известно, что правительство России может списать налоговые долги граждан на начало 2009 года, накопившиеся из-за ошибок и нерасторопности чиновников. Тогда ФНС предложила Минфину внести поправки в законодательство, позволяющие списать задолженность граждан по действующим и отмененным налогам, а также пеням и штрафам, накопившуюся на 1 января 2009 года. Размер долгов оценили примерно в 30 млрд рублей, около 18 млрд из которых приходится на транспортный налог.
Путин также назвал правильной и обоснованной действующую в России плоскую шкалу подоходного налога на уровне 13%. Он отметил, что в настоящий момент идет много споров вокруг возможности повышения налоговой ставки на доходы богатых россиян. Налог на доходы физических лиц – яркий пример эффективных решений в налоговой сфере, заявил премьер. «Сегодня его ставка в России – одна из самых низких в Европе и в мире – 13%. Было очень много споров по этому вопросу. Они продолжаются до сих пор. Но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно», – сказал Путин. Кроме того, Путин заявил, что властям удалось сформировать достаточно либеральную и конкурентную налоговую систему. В настоящее время количество налогов сократилось до 13, существует еще четыре специальных налоговых режима, напомнил Путин. Он также отметил, что еще 10 лет назад проверялся каждый 10 налогоплательщик, а на сегодняшний день только восемь компаний из 1 тысячи проходят процедуру выездной налоговой проверки, что является одним из самых низких показателей в мире.
Позиция Путина как премьера и будущего вероятного президента стилистически ближе к позиции Минфина, который призван защищать существующую налоговую систему и выступать против снижения налоговой нагрузки. Кроме того, во многом именно политика Путина является фактором наращивания «политических расходов», что в свою очередь, подталкивает к поиску дополнительных налоговых изысканий. На этом фоне, уже сейчас формируется одна из первых принципиальных точек разногласий между будущим президентом и будущим премьером: по вопросу целесообразности снижения налоговой нагрузки. При этом ключевым моментом станет то, кто займет пост министра финансов. Учитывая амбиции Медведева сформировать собственный амбициозный кабинет, главой Минфина может оказаться техническая фигура как компромисс между Путиным, желающим сохранения преемственности политики Алексея Кудрина, и Медведевым, которому вряд ли хватит политических ресурсов провести на этот пост «своего» человека.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.