Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.12.2011 | Николай Пахомов
Год предсказанных кризисов
Даже на фоне последних лет кризисы в международных отношениях в 2011 году были особенно бурными. Именно поэтому многие журналисты, политики и исследователи торопятся объявить мировую политику минувшего года «революционной», главным образом, вспоминая в этой связи события на Ближнем Востоке. Однако с такой оценкой согласиться можно едва ли, ничего кардинально нового по большому счёту не произошло – события 2011 года обильно подтвердили существовавшие, совсем не оптимистические прогнозы.
С этой точки зрения «арабская весна», конца которой пока не видно, наиболее показательна. Годами исследователи писали о демографическом взрыве в арабском мире – количество молодых людей по отношению к другим группам населения выросло, при том что экономические перспективы этих молодых людей выглядели далеко не радужно. С другой стороны, на Ближнем Востоке существует управляемая США система региональной безопасности. («Арабская весна» и внутренний экономический кризис Америки нанесли по этой системе тяжелейший удар, но пока не разрушили.) Система эта состоит в том, что США гарантируют стабильное поступление энергоносителей из региона на мировые рынки всеми средствами, в том числе, опираясь на авторитарных правителей, следящих за порядком в отдельных государствах в интересах установленной США системы.
Появление глобального информационного общества значительно сократило возможности проамериканских тиранов контролировать подвластное им население, в особенности его наиболее активную и недовольную складывающимся положением молодую часть. Сократились и возможности Америки. Угадывать можно было только год, когда этот конфликт приведёт к значительному взрыву. Оказалось, что это 2011.Тут необходимо заметить, что, несмотря на кажущиеся отличия ситуации в Ливии, режим Каддафи в этом смысле ничем не отличался от, например, режима Мубарака. И тот, и другой решали задачу собственного выживания, среди прочего выбирая для этого про- или антиамериканскую позицию. Так сложилось, что большая часть правления Каддафи прошла под антиамериканскими лозунгами, однако в итоге в предложенную систему он встроился, резких антиамериканских выпадов себе не позволял, стабильно поставляя нефть на мировые рынки.
Не только «арабская весна», но и мировая реакция на неё оказалась предсказуема. Причём под мировой в данном случае логично понимать реакцию западную, потому что, как бы ни относился к Каддафи или Мубараку, скажем, президент ЮАР Зума, судьба диктаторов была решена в вашингтонских и брюссельских кабинетах. Для событий минувшего года и, можно смело предполагать, ближайшего будущего важно отметить наличие конфликта между провозглашаемыми Западом ценностями и задачами, которые ставит перед внешней политикой западных стран реальность международных отношений.
Демократические идеалы, поддерживаемые Западом, не позволили США, например, заступиться за своего проверенного союзника Мубарака, однако и в Вашингтоне хватает рационально мыслящих людей, понимающих, что эталонная демократия в Египте будет означать кризис, последствия которого будут чувствоваться далеко за пределами Ближнего Востока. В итоге, конца очень опасному египетскому кризису не видно.
Ещё больше американские проблемы в уходящем году были очевидны в отношениях с Пакистаном. Тут у Вашингтона даже не две линии поведения – в американской политике уже давно нельзя отличить кнут и пряник для Исламабада, кризисы множатся и усложняются, один накладывается на другой, буквально заводя ситуацию в тупик. Раз за разом американские официальные лица вынуждены объяснять согражданам и миру, почему самое сильное государство современности принимает то или иное внешнеполитическое решение в разных регионах планеты не с позиции сильного, а под давлением обстоятельств. Ещё одна тенденция, ставшая более явной в минувшем году, - определение мировой политической повестки событиями международной экономической жизни. Тут едва ли можно говорить о новизне, другое дело, что всё более очевидным становится влияние решений, принимаемых в кабинетах компаний, лидеров международного бизнеса, на политику даже ведущих государств. Продолжающееся спасение евро и экономик отдельных европейских стран, ставших жертвой популизма своих лидеров и жадности международных финансовых спекулянтов, в минувшем году стало тому наглядным примером.
Государства всё больше утрачивают возможность определять не только собственную внутреннюю, но и внешнюю политику. Более 15 лет специалисты пишут об «отмирании государства» в современном мире; можно сказать, что этот процесс идёт полным ходом. Вот только беда в том, что слабеющие государства далеко не всегда передают свои функции другим институтам. Если мировые события будут полностью определяться крупнейшими транснациональными компаниями и от действий этих компаний будут ещё больше разрушаться системы государственного управления отдельных стран, то не ясно, как смогут отстоять свои права и интересы сотни миллионов людей. В конце концов, даже «Голдман Сакс» или, скажем, «Кока-Кола» не могут взять всех на работу…
В очередной раз в 2011 году можно было убедиться в опасности природных катастроф для всех, независимо от уровня их экономического и технического развития – цунами и авария на АЭС в Японии продемонстрировали, что природа может разрушить даже самые изощрённые человеческие изобретения. Когда в Дурбане с треском провалились ооновские переговоры по изменению климата, стало очевидно, что разные государства по-прежнему очень далеки от эффективных договорённостей о совместных действиях ради сохранения природы.
И таких плохих новостей со всего мира, про которые можно сказать «опять», «снова», «в очередной раз», за минувшие двенадцать месяцев накопилось немало. Большинство специалистов, верно предсказавших многие из этих кризисов, как правило, предлагают и возможные ответы на эти беды. Остаётся надеяться, что в обозримой перспективе найдутся смелые, ответственные и разумные лидеры, которые смогут реализовать хотя бы некоторые из этих решений. Возможно, перемены к лучшему в глобальном масштабе начнутся в 2012 году?
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.