Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.01.2012 | Эмиль Дабагян
Латиноамериканское турне Ахмадинежада
В начале января, после запуска ракет среднего радиуса действий, угроз закрыть Ормузский пролив для прохода танкеров, введения Соединенными Штатами дополнительных экономических санкций и решения Европейского союза о пре¬кращении импорта иранской нефти президент Махмуд Ахмадинежад отправился к друзьям на латиноамериканский континент. Его сопровождали министры иностранных дел, торговли, промышленности и шахт, энергетики. Завершившееся турне носило преимущественно политический характер, преследовало цель преодолеть международную изоляцию.
Поездка началась с Венесуэлы. Основная причина в том, что с приходом к власти в этой богатой природными ресурсами стране в феврале 1999 года Уго Чавеса стали налаживаться тесные партнерские отношения, обретшие со временем стратегический характер. Первый визит в Иран он совершил в 2000 году в ходе подготовки, состоявшегося в Каракасе II саммита Организации стран-экспортеров нефти. С тез пор главы государств неоднократно совершали взаимные поездки, заключали соглашения в политической, экономической, военной и культурной сферах.
У. Чавес, к примеру, в 2009 году дважды посещал эту страну. Считает ее образцом демократии. Неоднократно подчеркивал, что они вместе входят в единый фронт борьбы с великодержавным империализмом, пытающимся покончить с идентичностью и самоопределением народов. В ходе визитов было подписано дополнительно 70 протоколов к уже имеющимся 270 соглашениям в области промышленности, сельского хозяйства, технологии и энергетики. Иран возводит заводы по сборке автомобилей, тракторов, велосипедов, молочные фабрики и иные объекты. В свою очередь туда поставляется значительное количество бензина. Очередной, пятый визит в Венесуэлу намечался в сентябре 2011 года, но был перенесен из-за тяжелой болезни президента. Ныне, приветствуя друга, У. Чавес сравнил его с «глыбой, противостоящей империализму и колониализму».
Вслед за этим Ахмадинежад вместе с венесуэльским президентом направился в Никарагуа для участия в очередной инаугурации Даниэля Ортеги, находящегося на своем посту с перерывами 12 лет. В 2009 году в связи с тридцатилетием синхронных революционных процессов в обеих странах он говорил, что их последующая близость, несмотря на идеологические различия, предопределялась наличием общего врага, Соединенных Штатов. По мнению Хасинто Суареса, секретаря по международным вопросам правящего Сандинистского фронта национального освобождения не следует сатанизировать Ахмадинежада. Он лишь старается предотвратить грабительскую войну с целью захвата иранской нефти.
Далее Ахмадинежад направился на Кубу, где его принимали как хорошего и верного друга. Выступая в Гаванском университете на церемонии вручения диплома Honoris Causa, он процитировал слова Фиделя Кастро, который в 2001 году заявлял: «Иран и Куба, совместно кооперировавшись, могут поставить на колени Соединенные Штаты». Вслед за вождем революции он подчеркнул, что капиталистическая модель находится в тупике, деградирует. Поэтому мир нуждается в новом мышлении и новом порядке, базирующемся на справедливости и уважении людей.
Политические контакты между этими странами всегда были тесными. Иран регулярно требует снятия эмбарго, наложенного США, а Куба неизменно защищает иранскую ядерную программу и противится международным санкциям в отношении Тегерана. В свою очередь, Вашингтон включил Иран и Кубу наряду с Сирией и с Суданом в список государств, поддерживающих международный терроризм.
В Эквадоре Ахмадинежад не только встречался и вел переговоры с коллегой Рафаэлем Корреа, но и обменялся мнениями с председателем парламента Фернандо Кордеро. Незадолго до этого, 9 сентября вице президенты Ленин Морено и Мохамед Реза Рахими подписали ряд соглашений, в том числе в налоговой сфере, по борьбе с отмыванием денег. Высокий гость не преминул заметить, что отныне Латинская Америка перестает быть «задним двором США». Повсюду высокий гость затрагивал тему ядерной программы, подчеркнув ее мирный характер, несмотря на утверждение многих, что она ставит целью создание атомного оружия. Несомненно, что эти страны, а также Боливия, куда раньше дважды наведывался Ахмаденижад, вместе с Ираном составляют «антиамериканскую ось».
Испанский политолог Карлос Маламуд, объясняя причины растущего присутствия этой азиатской державы на континенте, еще в 2007 году отмечал: «Иран, находящийся в международной изоляции из-за ядерных амбиций, лихорадочно ищет дипломатическую опору и, благодаря Уго Чавесу может присовокупить к безоговорочной поддержке Венесуэлы и Кубы, поддержку Боливии и Никарагуа». В свою очередь, аналитики Исаак Каро и Исабель Родригес отмечали, что «Союзники Чавеса, а именно Боливия, Эквадор и Никарагуа в большей или меньшей степени следуют по сходному пути. Устанавливают дипломатические отношения, расширяя торговые связи, кооперацию в сфере энергетике, способствуют взаимным визитам, имеют общую повестку дня, стремясь противостоять Соединенным Штатам, поддерживают с различными нюансами иранскую ядерную программу».
Как и ожидалось, власти США, ужесточившие курс в отношении Ирана, крайне негативно отнеслись к поездке по региону, который считают зоной своих особых интересов. Так, председатель Комитета по иностранным делам Палаты представителей Илеана Рос-Лейтинен, выражая озабоченность этим обстоятельством, заявила: «Иранская активность в Западном полушарии представляет угрозу региональной безопасности и стабильности». В то же время, государственный секретарь Хиллари Клинтон, прокомментировавшая это событие в более мягкой форме, сказала: «Люди, желающие кокетничать с Ираном, должны понимать, какие могут быть последствия. Мы ожидаем, что они подумают дважды».
Андрес Оппенгеймер, обозреватель издающейся в Майами газеты El Nuevo Herald в связи с поездкой сделал примечательное сравнение, заметив, что иранский президент пятый раз с 2007 года посетил Латинскую Америку, столько же, сколько его американские коллеги. Эти цифры говорят сами за себя. Они достаточно выразительны. Отражают сложившуюся ситуацию. По мнению многих зарубежных и отечественных экспертов, Тегеран пытается извлечь политическую и экономическую выгоду из потери влияния Вашингтона в регионе. С этим нельзя не согласиться.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.