Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

24.01.2012 | Артем Бузила

Кто сможет потеснить «регионалов»?

На праздновании Дня соборности и свободы украинская оппозиция фактически расставила все точки над «и» относительно своих планов и возможностей на предстоящую парламентскую кампанию. Расклады ясны как никогда: в Раду точно проходят «Батькивщина» арестованного экс-премьера Юлии Тимошенко, а также «Фронт перемен» экс-спикера Арсения Яценюка, в то время как националистическая «Свобода» и «УДАР» Кличко находятся на грани проходного барьера в пять процентов. В то же время шансы оппозиции на мажоритарных округах повышаются – благодаря договору о выдвижении одного общего кандидата от оппозиции в каждом округе…

У Партии регионов же в последнее время на подготовительном фронте не всё так ладно. С одной стороны, подходящий закон о выборах принят – теперь чудовищную потерю рейтинга партия власти наверняка сумеет возместить за счёт «мажоритарщиков», как это уже было в современной украинской истории ещё при Кучме. С другой стороны, «подстраховаться» Партии регионов некем: союзники по коалиции из Коммунистической партии также рискуют не пройти в следующий парламент, а умирающие, но так необходимые для повышения собственной уверенности перед кампанией политсилы Тигипко и Литвина входить в состав «регионалов» отказались – даже подписывать какие-то договоры и манифесты с действующей властью о консолидации усилий, по примеру того, как это делает оппозиция, не спешат. А значит, так или иначе будут скорее конкурентами партии власти, нежели её союзниками. Кроме того, не исключено, что перед выборами смогут появиться и другие серьёзные политические проекты, которые захотят воспользоваться моментом и урвать у потерявших доверие избирателей «регионалов» вожделенные проценты голосов – на фоне того, что некогда верный электорат Януковича не спешит переходить в стройные ряды оппозиции ввиду непреодолимых разногласий в гуманитарных, культурных, исторически, внешнеполитических ориентирах.

Центристы

Ещё совсем недавно казалось, что никаких противников на центристско-умеренном политическом фланге у ПР быть не может. Единственные более-менее серьёзные конкуренты в лице «Сильной Украины» и Народной партии обещали с потрохами войти в состав «бело-голубых», за что их лидеры получали возможность продолжить политическую жизнь в высших эшелонах власти, однако в последний момент что-то не заладилось. Или к поглощающимся партиям отнеслись слишком презрительно, или их руководители так и не получили ожидаемых дивидендов, но Литвин присоединяться к «регионалам» не будет уже точно (по крайней мере, до выборов), а на носу и подобное решение Тигипко по этому поводу.

С одной стороны, партии Литвина и Тигипко по отдельности уже вряд ли смогут рассчитывать на прохождение в парламент списком: рейтинг что того, что другого разительно упал. Зато наверняка поборются за мажоритарные округа, учитывая, что и у «Сильной Украины», и у «народников» имеются немало мощных организаций и авторитетных лидеров на местах, способных дать бой мажоритарщикам от «регионалов». Ну а дальше нужно лишь надеяться, что количества этих самых мажоритарщиков хватит для формирования собственных фракций в парламенте. А там, глядишь, на фоне умеренной критики власти и дальнейшего падения её рейтинга есть все шансы вернуться в число «проходных» партий.

Левые

Украинские левые – безусловный феномен украинской политики. Имея на рубеже нулевых электорат в половину страны, им так и не удалось ни сделать человека своих взглядов президентом, ни получить большинство в парламенте. В итоге левая идея сегодня находится в глубоком кризисе – из нынешних левых партий шанс попасть в парламент списком есть только у Коммунистической партии Украины, да и той нельзя дать стопроцентных гарантий ввиду того, что её рейтинг равен проходному барьеру. Тем не менее, шансы на повышение популярности у коммунистов есть: Украина – страна с традиционно широким спросом на левую идею и при условии частичной модернизации и ребрендинга, украинские коммунисты имеют хорошие перспективы на политическое будущее. Впрочем, вряд ли это уже произойдёт пока лидером является Симоненко: его лучшие годы позади, и сегодня он уже явно не ассоциируется у подавляющего большинства населения с борцом за права трудящих и социально незащищённых.

Уход в политические небытие Социалистической партии Мороза также весьма негативно отобразился на политической обстановке в стране: с тех пор умеренно левой, социал-демократической партии европейского толка на украинской политарене так и не появилось. Подобный имидж пытались застолбить за собой «регионалы», по крайней мере, публично в большинстве своём декларируя социал-демократическую идеологию, даже вступали для подтверждения в международные партийные союзы – в тот же «Прогрессивный альянс социалистов и демократов», объединяющий европейских социал-демократов. Однако проводимая «регионалами» политика не совсем сопоставима с постулатами социал-демократии, к тому же, в партии полно как либералов, так и консерваторов. Надеяться же на возрождение Мороза не приходится: его партия пыталась подхватить протестные акции касательно сокращения льгот и продажи земли, даже включила в свой состав несколько более мелких левых партий, однако никакого результата это не дало и рейтинг СПУ сегодня по-прежнему находится на уровне половины процента.

Плоховато с социалистами и у «оранжевых». Ни во власти, ни в оппозиции им так и не удалось сформировать свой серьёзный левый проект, хотя такие попытки и предпринимались, в частности, в лице Социал-демократической партии, которая входит в Блок Юлии Тимошенко, однако её популярность всегда оставалась слишком малочисленной: на Востоке есть «свои» левые, в то время как на Западе страны любой левый, даже социал-демократ – это по умолчанию пятая колонна и «пособник Кремля». Правда, сейчас «социал-демократов» возглавила довольно видная Наталья Королевская, но существует большие сомнения, что ей удастся застолбить за собой имидж правоверной социалистки.

Ничего хорошего не выходит и у левых движений ярковыраженно пророссийской направленности – раньше на этом фланге играла Наталья Витренко, однако сейчас шансов на возрождение её Прогрессивной социалистической партии маловато. И у лидера калибр уже не тот, и клеймо радикальной и не имеющей в своём составе ярких личностей партии, кажется, навеки приклеено к этой политсиле. В своё время также пытался создать пророссийскую левую партию Василий Волга со своим «Союзом левых сил», однако сейчас он находится в

следственном изоляторе и ему вряд ли стоит рассчитывать на участие в предстоящих выборах.

Правая, правоцентристская пророссийская партия

Появление умеренной пророссийской партии, аккумулирующей в своём составе сторонников славянского патриотизма, интеграции Украины в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство и при этом рыночной экономики – главное, чего должна опасаться сейчас партия власти. Ибо при достойном подборе первых лиц, поддержке со стороны России, украинский вариант «Единой России», «Нур Отана» или «Белой Руси» имеет все шансы на то, чтобы серьёзно пошатнуть позиции партии власти, а то и вовсе – подвинуть её с властного пьедестала.

Слухи о появлении такой партии ходили давно, на региональном уровне даже началось некоторое брожение в связи с этим, а в лидеры такой политсилы попеременно выдвигали то Табачника, то Медведчука. И тот, и другой обладают достаточно высоким авторитетом и среди избирателей, и среди политического истеблишмента, способны привлечь в свои ряды как региональных лидеров, так и политиков всеукраинского уровня, кроме того – оба пользуются широкой поддержкой российского руководства, уже давно разочаровавшегося в продолжающих петь евроинтеграционную песню «регионалах».

Но допустит ли этого Партия регионов, понимая, что спрос на такую политсилу необычайно велик и её появление может привести к потери «регионалами» статуса доминирующей партии? Наверняка ведь из теряющих популярность Партии регионов может уйти целый ряд более пророссийски настроенных политиков, а также тех, кто по тем или иным причинам остался не у дел в «бело-голубой» команде – например, те же Валерий Коновалюк, Вадим Колесниченко, Юрий Болдырев, Алексей Костусев, Нестор Шуфрич, Валерий Мунтиян, Владимир Семиноженко и многие другие. Поговаривают, что подобный расклад в администрации Януковича рассматривался – создать якобы подконтрольную президенту пророссийскую партию власти, которая не дала бы перебежать электорату «регионалов» в ряды стратегических противников. Однако хорошенько поразмыслив, у Януковича, видимо, решили отказаться от подобной идеи, побоявшись, что такая партия в будущем может позабыть об обещаниях перед президентом и вовсе вытолкать ПР на обочину.

***

Если суммировать всё вышенаписанное, самое печальное (для разочарованных избирателей) то, что, получается, достойных конкурентов у партии власти на её электоральном поле пока что и нет. Потенциальные противники либо слишком слабы, либо ещё не скоординировались в нужные объединения. При этом падение рейтинга Партия регионов компенсирует просто – за счёт «мажоритарщиков», всесильность которых не поддаётся сомнению, особенно после региональных выборов год назад. При этом, однако, стоит учитывать, что благодаря мажоритарной системе в парламент могут проскочить «случайные» представители местных элит и региональных партий (вроде одесской «Родины» или крымского «Русского блока»), которые в будущем смогут сформировать альтернативную оппозицию власти.

Оппозицию, которая будет критиковать Януковича и его команду не с позиций «европейских ценностей», «национализма» и «недопустимости потакания Кремлю». А наоборот – с обратных.

Артем Бузила – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net