Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.01.2012 | Александр Ивахник

Фантом гражданского общества

26 января в агентстве «Интерфакс» прошла презентация неведомого гражданского движения «Остальная Россия». Только что учрежденное движение уже запустило свой сайт в Интернете, на котором предлагает регистрироваться всем активным гражданским группам по всей стране, обнародовало манифест и программу, собирается в апреле провести всероссийский неполитический форум с участием гражданских организаций. Что же это за инициатива, и с чем связано ее появление?

Резкое обострение в России после выборов в Госдуму социально-политической ситуации, бурное оживление общественных дискуссий относительно будущего страны привели к кристаллизации двух принципиальных позиций. С одной стороны, это позиция сложившейся вертикали власти и примыкающих к ней партии «Единая Россия» и квазиобщественного Общероссийского народного фронта. В основных чертах она сводится к тому, что страна успешно идет по правильному пути и это движение будет гарантированно продолжено, если удастся сохранить стабильность фундаментальных основ системы. С другой стороны, позиция гражданского протестного движения, согласно которой существующая система власти нежизнеспособна, полностью оторвана от граждан, является тормозом для дальнейшего развития страны и нуждается в радикальном реформировании. По ряду вопросов к этой позиции стали примыкать парламентские оппозиционные партии. С развертыванием кампании по выборам президента открытое противостояние этих двух позиций обостряется.

Но если поляризация политических (или, по крайней мере, политизированных) сил зашла достаточно далеко, то размежевание общественных настроений, особенно вне крупнейших городов, далеко не так очевидно. И можно было ожидать, что в такой обстановке появятся инициативы, претендующие на роль «третьей силы», которая критично настроена и в отношении власти, и в отношении митингующей оппозиции и выражает интересы российской глубинки, т.е. основной массы жителей страны. Именно в качестве такой неполитической «третьей силы» и позиционирует себя движение «Остальная Россия». Такая заявка четко выражена в манифесте движения. Уже в первых строках манифеста говорится: «От имени России не могут выступать лауреаты конкурса на самую пламенную речь. Выступления на площади всегда были на Руси видом социального цирка, вроде гуляний с медведями. Пламенных трибунов показывают по телевизору уже не только как элиту поп-культуры и гламура, но как политических лидеров «креативной улицы». Им кажется, что, нажимая на «лайки» в социальной сети, они давят на кнопки, определяющие судьбу страны. И было бы так, если бы не остальная Россия. Россия, которую пламенные трибуны считают отсталой и недостойной их светлых целей. «Мы – мозг, а вы, остальные россияне – жопа», – так дословно говорят лучшие из этих трибунов». После столь зубодробительной критики в адрес лидеров протестного движения авторы манифеста переходят к разоблачению власти: «Система государственной власти, циничная и погрязшая в коррупции, от людей отвернулась. Граждане России в массе своей испытывают… брезгливое и уничижительное отношение чиновников. Граждане России ощущают вопиющую несправедливость: глухое к нуждам людей государство стало сегодня худшей альтернативой хаосу уличных протестов».

Какой же вывод делают организаторы «Остальной России» из своего «беспристрастного» анализа? С их точки зрения, «если гражданам не помогает государственная вертикаль – граждане должны помочь себе сами» через создание структур гражданского общества. «Нас много, и нам надо организоваться, и организоваться снизу, «от земли», через общие гражданские интересы – чтобы вырастить «от корней своих» вертикаль гражданской власти», – именно так заявляется цель движения, ни больше, ни меньше. Однако видят авторы манифеста эту «вертикаль гражданской власти» весьма своеобразно. Для ее создания ими по сути предлагаются две вещи. Во-первых, заменить дискредитировавшие себя бездеятельностью общественные советы при ведомствах и органах всех ветвей власти на «группы Гражданского контроля» с узаконенными полномочиями надзора за их работой. Во-вторых, реформировать общественные палаты, как федеральную, так и региональные. Предлагается новая система формирования Общественной палаты через выдвижение представителей «Гражданских групп», уполномоченных своими доверителями. Эти представители входят в органы управления всех уровней Общественной палаты и группы «Гражданского контроля» в ведомствах. Преобразованная Общественная палата при Президенте РФ станет «единой коммуникационной и организационной площадкой» для гражданского общества и «эффективным общественным партнером для власти».

Вот собственно и всё. Оказывается, для организации действенной системы гражданского контроля снизу доверху и нужно-то всего лишь реформировать институты, которые были созданы властью в середине нулевых для имитации диалога с обществом, и о работе которых общество – и уж во всяком случае российская глубинка – практически ничего не слышали. Ни о каких реформах государственных институтов и демократизации политической сферы речи не идет.

Впрочем, ничего удивительного в такой крайней умеренности нет, если учесть, что среди основных инициаторов и идеологов «Остальной России» фигурируют бывшие члены Общественной палаты РФ, известные своей близостью к власти, – тележурналист Максим Шевченко и президент газеты «Известия» Владимир Мамонтов. Также активными сторонниками этого проекта называются актер, священник и национал-патриот Иван Охлобыстин и связанный со структурами «Единой России» и ОНФ официозный политолог Дмитрий Орлов. Под характерной для документов нового движения словесной шелухой критики власти и апологетики гражданской активности скрывается попытка не допустить возникновения симпатий к протестному движению у неполитизированных жителей страны, противопоставить большинство «простого народа» и избалованную столичную «креативную публику».

Эту мотивацию не особенно скрывают сами инициаторы «Остальной России». Так, Владимир Мамонтов разъяснил: «Один из лозунгов «Остальной России» гласит: «Консерваторов – в Facebook!». Есть региональное консервативное большинство, и если оно не будет высказываться, и у общественности, и у власти, и у наблюдателей может сложиться очень превратное представление о политической, экономической, социальной и настроенческой ситуации в стране». По его мнению, повестка дня столичных митингов довольно забавно звучит для остального населения России. Не скрыл он и своей уничижительной оценки участников митингов: «Мы много слышим о том, что надо внять прогрессивному большинству, выходящему на митинги. По мне так половина из них — это офисный планктон, сидящий на распилах и откатах от большой экономики, мелкие рантье с купеческим самомнением. Что ими произведено, кроме перенесения денежных средств из одного банка в другой?». А Максим Шевченко сосредоточился на критике в адрес организаторов протестных митингов: «Я считаю, что господа, входящие в комитет подготовки митинга 4 февраля, – это те люди, которые могут завести демократизацию страны в болото и в небытие. Эти люди изначально заявляли о готовности содействовать распаду страны. Для этих людей 90-е годы являлись лучшими годами их жизни, когда они могли болтать со всех углов и получать удовольствие от разграбления страны. Эти господа находились под крышей ельцинской семьи и связанных с нею структур, и они хотят вернуть те блаженные времена».

На данный момент амбиции только учрежденного движения «Остальная Россия» выглядят явно несоразмерными его кадровым ресурсам и реальным перспективам. Охлобыстин и Шевченко – люди, конечно, известные телезрителям, но едва ли являются для них моральными авторитетами. Совсем не исключено, что вся эта затея с новым движением окажется «пустышкой». И тем не менее, его появление симптоматично. Можно ожидать и других попыток заполнить широкую нишу между обозначенными вначале двумя принципиальными политическими позициями.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net