Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

30.01.2012 | Татьяна Становая

Национальный вопрос глазами Владимира Путина

23 января премьер-министр России Владимир Путин опубликовал свою вторую статью в рамках избирательной кампании, касающуюся, на этот раз, национального вопроса. Статья вызвала много споров и дискуссий и была расценена частью экспертного сообщества как заигрывание с националистами. Дальнейшие шаги премьера, предложившего заметное ужесточение миграционного законодательства, это лишь подтверждают.

Свою статью Путин анонсировал на встрече с футбольными фанатами, которые считаются «ударной силой» национал-ориентированных группировок, в частности, составивших основную массу участников погромов в декабре 2010 года на Манежной площади. Сама по себе встреча уже выглядела как жест внимания и уважения премьера к носителями проблемы «русского вопроса». Путин на протяжении практически всех лет своего президентства выступал за ужесточение миграционного законодательства. На первом президентском сроке инициатором был Виктор Иванов, который представлял часть «силовиков» в окружении Путина, корпоративно, а также идеологически заинтересованную в более жестких правилах регулирования миграционного законодательства. Затем, в конце первого срока правила были несколько смягчены, что было ответом на рост российской экономики, нуждающейся в дешевой рабочей силе. Новый виток антимиграционного ужесточения произошел в 2006 году после конфликта между Россией и Грузией. Тогда Путин и правительство инициировали кампанию против мигрантов на российских рынках, а также создание более благоприятных условий для торговли российских фермеров. Все это одновременно сопровождалось и жесткой антигрузинской политикой, которая имела явные «перегибы»: например, имели место массовая высылка грузин и составление списков школьников с грузинскими фамилиями. В рамках той компании было также принято решение о запрете всех видов казино на территории России, кроме специально созданных четырех зон (проект на сегодня фактически провален): федеральная власть, таким образом, пыталась нанести удар по финансово-экономическим интересам грузинской диаспоры.

Сейчас антимиграционная кампания снова набирает обороты в рамках избирательной кампании Путина. Согласно ноябрьскому опросу «Левада-центра», в Москве 59% респондентов одобряют лозунг «Россия для русских» - и это максимум с 1998 года. В целом по России это примерно 58%. Уровень ксенофобии в России растет в последние годы. Увеличивается и число (и масштаб) межэтнических стычек. Достаточно вспомнить побоище в Кондопоге, убийство болельщика Егора Свиридова, столкновения между русскими и представителями других национальностей в южных регионах России. В последние месяцы по России прошли акции протеста под лозунгами «Хватит кормить Кавказ».

Политически власти относятся к националистам противоречиво: националисты использовались в свое время как антиоранжевая сила, однако в целом создается ощущение, что власть в ней не видит существенной политической угрозы, хотя часть националистов (Крылов, Тор и др.) присоединились к оппозиции, разочаровавшись в возможностях достижения стратегических договоренностей с Кремлем. Более того, националисты воспринимаются частью представителей власти как идеологически близкие «патриоты», даже если среди них есть и откровенные радикалы, фашисты.

Тем не менее, тема угрозы национализма, равно как и угрозы роста ксенофобии, сейчас активно стоит в повестке дня. Причем за удержание инициативы в разрешении первой проблемы власть и оппозиция борются весьма активно, обвиняя друг друга в подыгрывании радикалам. Так, в последнее время из власти исходят вполне четкие сигналы, предупреждающие общество, что в случае политического проигрыша Путина альтернативной ему могут стать только национал-популисты. Кроме того, активно муссируется (и не без оснований) тема заигрывания части либералов с националистами (например, участие Алексея Навального в «Русском марше»). Оппозиция же, в свою очередь, также обвиняет Путина в проведении политики, которая скрыто и косвенно подыгрывает националистам и способствует росту ксенофобии.

На самом деле, Путин в своей статье резко критикует «политических националистов», присоединившихся к оппозиции и выдвинувших лозунг создания русского «национального государства». Он позиционирует себя как сторонник межнационального мира в многонациональной стране. В то же время премьер стремится «перехватить» часть аргументов националистов и публично заигрывает с националистически настроенной аудиторией, часто сознательно смешивая понятия борьбы с нелегальной миграцией и проблем внутренних миграционных процессов. Иными словами, зачастую борьба с «приезжими», не гражданами России понимается (непрямо) как борьба с приезжими из южных регионов России в центральные.

Свою статью о национальном вопросе в «Независимой газете» Путин, в частности, начинает с проблемы провала проекта мультикультурализма в Европе: речь шла об ассимиляции миграционных потоков. Мультикультурализму Путину противопоставляет концепцию «полиэтнической цивилизации» (что, по мнению экспертов-этнологов, в действительности одно и то же), сразу же переходя от вопроса ассимиляции внешних мигрантов к вопросу совместного проживания в одном государстве сотен этносов, исторически проживающих внутри России на своих территориях и не являющихся при этом мигрантами по отношению к России. Если внимательно прочитать статью, то видно, что Путин постоянно переходит с темы борьбы с нелегальными внешними мигрантами на тему внутренней миграции, не проводя тут серьезной политической разницы (но при этом, конечно, признавая правовую).

Тем не менее, всю концепцию Путина (включая и последовавшие потом заявления) можно разделить на три части. Первая часть касается незаконной внешней миграции. И тут предусмотрены наиболее жесткие меры. Путин предлагает усилить полицейские функции и полномочия миграционных служб. В рамках этого комплекса мер Путин также заявил о необходимости сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. Через несколько дней Путин также предложил ввести уголовную ответственность за укрывание незаконных мигрантов, предоставление им жилья. На 5-10 лет предлагается запретить въезд на территорию России тем, кто ранее злостно нарушал миграционное законодательство. В целом все эти нормы вполне укладываются в практику борьбы с нелегальной миграцией развитых стран, хотя экзамены по истории и литературе являются явно избыточными даже для весьма жестких антииммиграционных систем. Однако для России особенностью ситуации является тот факт, что мигранты представляют, как правило, бывшие советские республики, которые на протяжении 70 лет составляли единую правовую общность. Кроме того, в отличие от европейских стран, в России существует системная коррупция, часто нивелирующая эффект от жестких законодательных мер.Вторая часть мер затрагивает вопросы адаптации законных, легальных мигрантов. Тут Путин предлагает даже поощрять легальную миграцию, учитывая потребности экономики в квалифицированной рабочей силе. При этом подразумевается, что ужесточения правил миграции объективно значительно снизит и легальную миграцию.

Наконец, третья часть – самая противоречивая и спорная, касается внутренних миграционных потоков и правил регистрации по новому месту жительства россиян. Именно здесь Путин нащупывает наиболее чувствительную тему и в этом вопросе он наименее конкретен и точен. Премьер особо выделяет русскую культуру как доминирующую, а русскую нацию как скрепляющую. «Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар…», - написал Путин.

Собственно для решения межнациональных проблем внутри России Путин предложил набор мер, которые пока трудно назвать системными. В числе таких мер, например, выделение 100 обязательных для прочтения книг в рамках школьного образования. Путин также возвращается к старой идее создания некоего органа власти, ответственного за проблемы межнациональных отношений. «Сейчас эти проблемы находятся в ведении Министерства регионального развития и за ворохом текущих задач вытесняются на второй, а то и третий план, и такую ситуацию надо исправить. Это не должно быть стандартное ведомство. Скорее речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия», - говорится в статье премьера. Вскоре стало понятно, что речь идет лишь о создании межведомственной рабочей группы. Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, выступая в Совете Федерации, в правительстве создана межрегиональная рабочая группа по межнациональным отношениям под руководством главы Минрегионразвития Виктора Басаргина. Кроме того, межотраслевая комиссия под руководством Козака будет координировать работу 15 министерств и ведомств по национальным проблемам.

Наконец, проблемы межнациональных отношений позиционируются как основания для усиления, укрепления властных институтов. Причем в этом контексте Путин преимущественно говорит об ущемлении «прав русских». «Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан. И поскольку большинство этих граждан – русские, то возникает возможность паразитировать на теме «национального угнетения русских» и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков. И одновременно по всякому поводу голосить про «русский фашизм»«, - говорится в статье премьера. Достаточно противоречиво выглядит и данное в статье решение проблемы межэтнических конфликтов на территории России. Так, говоря о внутренних мигрантах, которые приезжают жить на новое место, Путин в первую очередь намекает на вызывающее поведение «приезжих» в центральных районах России (хотя прямо об этом не говорится). В качестве мер решения проблемы он предлагает «посмотреть, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел. Речь идет об ужесточении права, введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации».

В числе других мер названы скорее декларативные пожелания – создание эффективных судов и правоохранительной системы (без уточнения), а также препятствование появлению этнических анклавов внутри крупных городов. В этой части своей статьи Путин впервые поднимает вопрос о либерализации политической системы и независимости суда (однако «технологичного» развития эти темы в этом материале не получили), а также впервые на официальном уровне признает необходимость «на порядок повысить качество миграционной политики».

В итоге проблема регулирования внутрироссийских межэтнических конфликтов и противоречий, рост ксенофобии и нетерпимости между разными народами у Путина в статье получается скорее политическое, а не правовое толкование. Кроме ужесточения правил регистрации – института, который давно критикуется как «пережиток» советского времени, не предлагается ничего конкретного. Призыв уважать обычаи и традиции при приезде на новую территорию выглядит слишком зыбким: могут ли быть вообще какие-либо недискриминационные механизмы, позволяющие судам или представителям правоохранительной системы защищать местных от «приезжих», якобы не уважающих обычаи первых?

По сути, публикация Путина в данном контексте – это лишь политическая заявка, декларация, адресованная, прежде всего, тем, кто недоволен внутренними и внешними мигрантами, не делая между ними особой разницы (как не делает ее, по сути, и премьер). Констатирующая часть статьи выглядит, в целом, убедительно (особенно, когда речь идет о критике «национального государства»), однако конкретные меры, предложенные Путиным, по большей части декларативны или спорны. Зато сама риторика и подталкивание к созданию завышенных ожиданий в отношении ужесточения политики государства по отношению к российским «приезжим», может сыграть негативную роль, провоцируя еще больший рост ксенофобии и легитимируя недовольство и нетерпимость. А это, в свою очередь, усугубит конкуренцию за национальный вопрос между властью и оппозицией: проблема межэтнических отношений становится одной из ключевых в российской внутриполитической повестке дня.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net