Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.01.2012 | Светлана Самойлова

Четыре ГОС вместо четырех И

Вчера премьер-министр России Владимир Путин опубликовал экономическую часть своей предвыборной программы, которая вызвала сразу множество критики как по содержанию, так и с точки зрения проблемы нарушения равенства кандидатов на пост президента. Избирательная кампания Путина оказывается намного более проблемной, чем, видимо, психологически был к этому готов сам будущий президент. А его экономическая программа при этом оказалась намного более консервативной и «дирижистской», чем ожидали наблюдатели.

Очередная, третья по счету статья Владимира Путина вышла на этот раз в газете «Ведомости», что понятно: это деловое издание и там более уместно размещать статью, посвященную экономической политике. Однако, надо признать, что практически никто не стал подробно разбирать содержание публикации. Главный вывод, который делают наблюдатели (если не считать представителей «Единой России» и получателей кремлевских бюджетов) – это чрезмерная ориентированность Путина на контроль над госресурсами и ставка на распределение, а не создание конкурентных условий.

Основные публичные акценты в обсуждении сосредоточились больше на политически моментах. Так, во-первых, главный вопрос, который адресуется Путину – что он делал все последние 11 лет, если в статье вновь и вновь повторяются все те приоритеты, о которых власть говорит уже не один год. Если поднять посланиие президента Федеральному собранию, то там все та же риторика про уход от сырьевой модели, про технологическое обновление, про ставку на ключевые отрасли – авиа- и судостроение, космос, медицина и нанотехнологии. При этом даже послания 2006 и 2007 годов, расцвета «дирижизма» и государственных корпораций, время заоблачных мировых цен на нефть, отличались гораздо более либеральной тональностью и либеральными приоритетами, в них много говорилось о важности контроля над госзкупками, развитии малого предпринимательства, снижении роли государства в экономике. Не говоря уже о том, что эти послания были гораздо более конкретным, и по ним легко было составить набор основных мер, которые Путин считает важным выполнить в течение года.

Конечно, послание Федеральному собранию – это не экономическая часть программы президента на 6 лет, но, как минимум, в нем ожидается увидеть некий вектор, набор новых акцентов, опорные точки, на которых будет строиться экономическая политика будущего президента. При прочтении путинской статьи выявить эти опорные точки, понять их - практически невозможно: приватизация вроде будет, но какая и когда непонятно, структурные реформы будут, но если также как и последние 11 лет, то лучше не трогать. Статья и весьма противоречива по своей структуре: если сравнить содержание первых 70% текста с выводами, заключительной частью, то они живут, собственно, сами по себе. Непонятно, как можно рассуждать на протяжении почти всего материала о госкорпорациях и продвижении экономических интересов России на мировых рынках за счет концентрации госресурсов, придя в итоге к инновационной экономике с развитым малым и средним бизнесом и высокой конкуренцией – то, что Путин в итоге и называет «новой экономикой».

В действительности, предложенная Путиным модель – это даже не продолжение текущей экономической политики. Это возвращение к политике 2006-2007 гг, когда стали как грибы расти госкорпорации, а госдуарство сделало ставку на создание и поддержку крупных экономических игроков, опирающихся на госресурсы и призванных вытащить а собой не только целый отрасли, но и экономику в целом. Это ставка на высокие цены на нефть, на снижение конкуренции (в действительности), на концентрацию и мобилизацию ресурсов, на политическое прикрытие и содействие ключевым игрокам. В конечном счете – это дальнейшее оправдание «ручного управления» в ущерб экономическим институтам. И неслучайно, Путин так пренебрежительно говорит об итогах медведевских усилий по реализации программы четырех И (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции). Он, по сути, перечеркивает все это как неудачный опыт (уж не потому ли, что правительство было неподконтрольно авторы концепции четырех И?). Модернизация по Медведеву провалилась в силу, прежде всего, политических ограничителей. Но для Путина этот провал тесно связан с политической оттепелью, опасностями и политическими рисками, которые точно погубят Россию, если начать ослаблять…

Иными словами, статья Путина призвана сказать лишь одно: «Мы все верно делали 5 лет назад, и мы упустили время с Медведевым из-за вынужденных политических издержек (пришлось взять тайм-аут ради соблюдения Конституции). Теперь я возвращаюсь доделывать то, что я начал. И я буду это делать с удвоенной силой, потому что лишь убедился, как мало времени у нас есть в условиях, когда враждебный мир вокруг нас только спит и видит, как загубить и растащить на куски Россию, пользуясь незрелостью гражданского общества и наивностью молодых лидеров». А экономическая программа, по сути, будет подготовлена, как рассказал недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов, только после президентских выборов. Это ведь дело настоящей патриотически настроенной ответственной элиты, в консультациях с адептами Госдепа явно не нуждающейся. Новая экономика теперь будет строиться на четырех ГОС: государство, госкорпорации, госресурсы и госконтроль.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net