Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

02.02.2012 | Олег Громов

Украина будет содействовать строительству трубопроводов в обход России

В конце прошлой недели состоялся мировой экономический Давосский форум, который традиционно проходит в начале каждого года. На повестке дня – что делать с глобальной экономикой? Когда грянет вторая волна кризиса? И как сохранить стабильность мировой экономической системы и, в частности, евро? Каковы политические и экономические итоги данного форума для Украины, а также чем вызван срыв подписания договора о поставках сжиженного газа из Азербайджана «Политком.Ру» комментирует ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, директор Института политического анализа и международных исследований (Киев) Сергей Толстов.

Участие украинской делегации в Давосском форуме отражало намерения продолжать курс, учитывающий разновекторные интересы украинской политической и бизнес-элиты.

Президент В.Янукович подтвердил намерение украинского руководства развивать стратегическое партнерство с Россией: «У Украины были и, я уверен, будут сохраняться стратегические отношения с Россией. Мы давние партнеры, у нас есть очень много вопросов, в которых мы взаимно заинтересованы». В частности речь идет о росте товарооборота между двумя странами, который по итогам 2011 г. составил около 50 млрд долларов. Однако Украина намерена строить свои отношения с Россией на паритетных условиях, и в вопросах участия в региональных объединениях, в частности ЕврАзЭС, будет руководствоваться исключительно национальными интересами. Иными словами, Киев сохраняет осторожное отношение и к Таможенному союзу, и к предлагаемому Россией интеграционному проекту в целом.

Важным направлением внешней политики Украины названо расширение географии международных связей, налаживание сотрудничества с новыми партнерами на всех материках, прежде всего со странами Азии.Украинская делегация особо артикулировала намерения продолжать внутренние реформы, «приближающие Украину к европейским стандартам». В качестве существенных достижений власти названы завершение переговоров по подготовке Соглашения об ассоциации с ЕС и прогресс в вопросе подготовки к введению безвизового режима для краткосрочных поездок украинских граждан в страны Европы. В декларативном ключе повторен тезис о том, что Украина видит свое будущее в ЕС и стремится стать полноправным членом этого объединения.

Впрочем, учитывая серьезное давление европейских политиков по делу Ю.Тимошенко, в плане организационной подготовки парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС особой активности пока не просматривается. По крайней мере, накануне визита В.Януковича в Давос зам. министра иностранных дел Польши Н.Довгелевич в форме публичного обращения напомнил Киеву, что ЕС ждет от Украины объявления окончательной даты парафирования соглашения об ассоциации, и, по мнению МИД Польши инициативу в этом вопросе должна проявить именно украинская сторона.

Анализируя публичное позиционирование украинской делегации в Давосе можно отметить попытки, впрочем, не слишком успешные, адаптироваться к сложной ситуации в ЕС, продолжающемуся кризису мировой финансовой системы и общей нестабильности мировой экономики. С учетом «фактора Тимошенко», на особое взаимопонимание и сближение с Брюсселем Киев рассчитывать не может. Отношения с ЕС и его ключевыми странами остаются важным стратегическим фактором, обеспечивающим автономный статус Украины в европейской системе. Но воспользоваться им в полной мере Киев не может ввиду повышения планки претензий политических кругов ЕС в отношении внутренней политики Украины и требований вернуть к активной политической деятельности Ю.Тимошенко и бывших функционеров ее правительства.

В рамках Давосского форума состоялись встречи В.Януковича с президентом Европейского банка реконструкции и развития Т.Мировым, президентом Польши Б.Коморовским, президентом Азербайджана И.Алиевым, основателем Всемирного экономического форума К.Швабом и рядом инвесторов.

Встреча с президентом ЕБРР Т.Мировым касалась возможностей участия ЕБРР в кредитовании инфраструктурных и энергетических проектов (строительства объектов атомной энергетики, гидроэнергетики, линий электропередач), которые «создают условия для развития экономики Украины».Встреча с президентом Польши Б.Коморовским не сопровождалась содержательными публичными комментариями, что свидетельствует об ухудшении климата двусторонних отношений.

В рамках встречи с президентом Азербайджана И.Алиевым центральным вопросом была подготовка к подписанию двух межправительственных протоколов, согласование которых, как было заявлено, требует урегулирования технических вопросов. Судя по комментариям В.Януковича, Украина намерена «продолжать работу в вопросах транспортировки каспийского газа и как потребитель газа, и как страна, которая может принимать участие в строительстве газотранспортных систем с привлечением имеющихся у нас ресурсов». В рамках этого направления обозначено участие Украины в трехсторонних переговорах с участием Азербайджана и Турции. Речь идет о строительстве турецко-азербайджанского трубопровода по территории Турции.

Официально отсрочка подписания соглашений, касающихся поставок азербайджанского сжиженного газа, объясняется неполным согласованием или неполной ясностью технических параметров проекта, включая мощность и сроки строительства планируемого LNG-терминала в районе Одессы. Двустороннее украинско-азербайджанское соглашение о поставках сжиженного газа было парафировано в сентябре 2011 г.Как отметил эксперт по вопросам энергетики В.Землянский (бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины»), строительство терминала по приему сжиженного природного газа на Черноморском побережье – проект абсолютно реальный. При наличии финансирования на его осуществление может потребоваться три года. «Надо только понимать, о каких объемах газа идет речь. Для этого и подписывается соглашение. Чтобы не получился еще один нефтепровод “Одесса-Броды”». Впрочем, тот факт, что украинская сторона активно озвучивает эту тему, еще не означает, что Киев принял окончательное решение. Следует также принимать во внимание активную конкуренцию за азербайджанский газ, на который кроме Украины претендуют участники проектов AGRI и Nabucco. В этом смысле демонстрация намерений о согласовании поставок в Украину азербайджанского газа может рассматриваться как один из факторов давления в переговорах о снижении цены на газ с Россией.

Другое возможное объяснение по поводу отсрочки украинско-азербайджанских соглашений предложил интернет-портал «Дело» со ссылкой на «осведомленный» анонимный источник. По этой версии, речь идет о недовольстве президента И.Алиева информацией о (возможных?) поставках украинских вооружений Армении. Разумеется, достоверно об этом ничего не известно. Тем более, что Украина считается традиционным поставщиком военной техники и услуг для Азербайджана. К тому же эта тема является потенциально острой и скандальной. Последний раз полемика по этому вопросу была спровоцирована в сентябре 2011 г. в связи с заявлением заместителя председателя парламентской фракции Партии регионов М.Чечетова о том, что если встанет вопрос о вооружении Азербайджана и других стран Каспийского региона, Украине следует советоваться «со всеми участниками», в том числе с Россией.

Как бы там ни было, проект диверсификации поставок за счет азербайджанского сжиженного газа имеет в украинском правительственных кругах как сторонников, так и противников, что усложняет расшифровку игры вокруг этого проекта. Украинско-азербайджанские соглашения полностью подготовлены к подписанию. Но для их реализации необходимо привлечение инвесторов, включая подписание с ними юридически обязательных соглашений. Чтобы запустить этот процесс, все стороны должны быть уверены в том, что проект строительства LNG-терминала и связанной с ним инфраструктуры будет востребован и не потеряет актуальности в случае достижения договоренности о снижении цены на газ с Россией.

В целом, учитывая сохраняющуюся неопределенность в отношениях Украины с ЕС и Россией, было бы изначально наивно рассчитывать на особую результативность визита украинской делегации в Давос.Что касается продолжения Киевом внеблокового и уже ставшего традиционным, «разновекторного» внешнеполитического курса, в значительной мере его перспективы будут определяться способом урегулирования проблемы газотранспортной системы Украины. Очевидно, что в Давосе способ урегулирования этой проблемы найден не был. Похоже, в Киеве еще не определили, будут ли украинские руководители искать двустороннего решения с Россией, или же попытаются найти и обеспечить приемлемый трехсторонний формат?

Разумеется, такое урегулирование предполагает определение формы контроля, распределения собственности или долевого участия и т. п., плюс к этому долгосрочные гарантии транзита и энергетической безопасности Украины. По-сути, лишь после этого можно будет делать более обоснованные предположения и выводы о возможности продолжения позиционирования Киева как автономного игрока в европейской международной системе. Что, кстати, вполне соответствует представлениям о международной системе как о многополярной модели. Вот только в этом смысле для Киева плохо то, что основные игроки - США и НАТО, ЕС и Россия - не слишком заинтересованы в сохранении Украины в качестве автономного внеблокового игрока и своеобразной "буферной" зоны.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net