Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.02.2012 | Татьяна Становая

Возвращение Владимира Путина – реванш госкорпораций?

По мере приближения президентских выборов, тема будущей экономической и промышленной политики, а также вопрос о динамике изменения доли государства в экономике и распределения подконтрольных государству ресурсов и активов становится все более интригующей. В последние 2-3 месяца обнаружились тенденции, указывающие на рост амбиций идеологов «дирижизма», уже сейчас начавших реализовывать свои планы по консолидации активов.

С одной стороны, Владимир Путин в своей программной статье по экономическим вопросам высказался за снижение роли государства в экономике. По его словам, «экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля – на страхование ответственности». Премьер высказался за выделение непрофильных активов из крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства и из естественных монополий. Путин считает, что надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России: ««Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов».

Эта позиция неудивительна. Кризис показал уязвимость модели «государственного капитализма», которая активно реализовывалась в России в докризисный период. Еще в конце 2010 года правительство привлекло либеральных экономистов для выработки концепции принципиальной корректировки социально-экономического курса. Часть их идей была принята государством, о чем, в частности, свидетельствует и путинская статья.

С другой стороны, практика свидетельствует о том, что президентские выборы еще не прошли, а решения правительства (принятые или обсуждаемые) уже указывают на значительный пересмотр приоритетов и уход от рыночных принципов управления. Наиболее яркий пример – отказ от масштабной приватизации – регулярно поднимался в СМИ на протяжении последних шести месяцев. Причем «переломным» моментом важно назвать сентябрь, когда было объявлено о предстоящем избрании Владимира Путина на пост президента. Ведь еще в августе прошлого года и президент Дмитрий Медведев, и его помощник Аркадий Дворкович поторапливали правительство принимать программу приватизации, требуя включить в нее максимум активов и четко зафиксировать сроки так, чтобы основные сделки имели место в 2012-2013 гг.

Однако если под конец прошедшего года казалось, что приватизация просто притормаживается (в том числе и в силу финансово-экономических причин, неблагоприятной мировой конъюнктуры), то в начале нынешнего стало понятно, что это процесс может сопровождаться даже наращиванием госактивов (напрямую или опосредовано).

Так, одним из самых громких событий прошедшей недели стала информация газеты «Ведомости» о том, что вице-премьер Игорь Сечин написал письмо на имя Владимира Путина с просьбой рассмотреть вопрос о продаже 25% Новороссийского морского торгового порта (НМТП) «Роснефти» (20% от Росимущества и 5% от ОАО «РЖД»). Он считает, что правильнее отказаться от приватизации порта, намеченной на 2012-2013 гг. Премьер в свою очередь поручил Росимуществу, Минэкономразвития и Минтрансу проработать этот вопрос, писал «Коммерсант». При этом в качестве аргументации Сечин указывает, что правительство пока не предоставило предложения по тому, как распорядиться госпакетом акций. А с учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала данного общества представляется целесообразным обеспечить консолидацию данных пакетов акций, составляющих блокпакет, и последующее приобретение консолидированного пакета национальной нефтяной компанией «Роснефть» по цене, определенной независимым оценщиком, говорится в письме Сечина.

Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Группа объединяет стивидорные компании ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ООО «Приморский торговый порт» (с 2011 года), ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП» и ООО «Балтийская стивидорная компания».

Основными претендентами на НМТП считается группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственная «Транснефть«, совместное предприятие которых в прошлом году купило 50,1% акций порта. Цена пакета, по словам Магомедова, была в диапазоне $2-2,5 млрд, писали «Ведомости». Высокопоставленный чиновник Минэкономразвития заявил газете, что министерство против участия госкомпаний в приватизации, тем более — против продажи госдоли без конкурса. Источники в СМИ не скрывают, что Сечин ведет игру против «Транснефти» и ее партнера группы «Сумма», которая в последнее время значительно активизировалась (несмотря на то, что нынешнего президента «Транснефти» Николая Токарева считают близким к «силовикам», компания Магомедова, по данным «Ведомостей», даже расширила при нем сотрудничество с «Транснефтью»). Интересно, что в конце января по инициативе Сечина была поднята тема слияния «Зарубежнефти» и «Транснефти», что фактически может означать попытку Сечина пролоббировать поглощение последней.

Пример группы «Сумма» - это еще одно подтверждение тенденции, которая имеет место при «путинской экономике»: значительное усиление закрытых компаний, контролируемых близкими к власти фигурам или их друзьями. В СМИ много информации о Геннадии Тимченко, братьях Ротенбергах, братьях Ковальчуках и т.д. Сейчас «засветился» еще один игрок – Зиявудин Магомедов. До 2011 года он был в основном известен с политической точки зрения тем, что его компания была генподрядчиком значимой для российской власти реконструкции Большого театра (по его словам, «в апреле - мае 2009 года президент Медведев инициировал создание комиссии по интенсификации реконструкции театра. Нам предложили включиться в проект, и я рискнул»). Хотя в целом у группы «Сумма» активы во многих отраслях экономики: строительство, связь, металл, углеводороды и т.д. Однако на слуху «Сумма» оказалась в 2011 году, как раз когда Магомедов совместно с «Транснефтью» приобрели компанию KadinaLtd, которой принадлежал контрольный пакет НМТП. Как писали «Ведомости», продавцами по сделке, сумма которой по мнению издания почти на 80% превышала рыночную, выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры называемого другом премьер-министра России Владимира Путина предпринимателя Аркадия Ротенберга (получил около $500 млн). В числе близких друзей Магомедова называют (и он сам говорил об этом в интервью «Ведомостям») Аркадия Дворковича, знакомого с ним еще со студенческих времен. Характерно, что после того, как Россия стала председателем АТЭС, Магомедов возглавил Деловой совет этой организации, что не могло произойти без санкции президента Дмитрия Медведева, по решению которого Магомедов вошел в состав этого органа.

Кстати, в интервью «Ведомостям» Магомедов высказался за активную приватизацию, предложив сохранить госконтроль только в инфраструктурных компаниях («Транснефть», РЖД, транспортная составляющая «Газпрома», ФСК), выступив тут и оппонентом Сечина. Представляется, что если Сечин четко ориентируется на Путина, то Магомедов политически ближе к Медведеву.

Усиливается активность Сечина и в отношении «Газпрома». По данным «Ведомостей», он написал президенту письмо, в котором обвинил эту компанию в саботировании распоряжения правительства - затягивании получения государством прямого контроля над деятельностью «Газпрома». «Роснефтегаз» должен был передать «Газпрому» полученные от государства акции 72 газораспределительных организаций (ГРО), от концерна ожидался ответный платеж, «в том числе» 0,23% его акций.

Правительством «предприняты все необходимые меры», отмечал Сечин. А вот «Газпром» не совершал «каких-либо конкретных действий» по исполнению распоряжения, написал вице-премьер.При этом Сечин давно критикует «Газпрома», прежде всего, за отказ в доступе независимым производителям газа к газотранспортной системе. И здесь Сечин выступает уже как либерал, требуя более равного доступа к «трубе». Дело в том, что ряд активов «Роснефти», да и сама «Роснефть» заинтересованы в экспорте, как непосредственного голубого топлива, так и попутного газа. Однако «Газпром», как известно, в силу своего монопольного положения против собственных корпоративных интересов идет крайне неохотно. Возможно, в связи с этим Сечину в целом не удалось добиться значительного успеха в давлении на «Газпром». Именно поэтому, нельзя исключать, на уровне Владимира Путина и поднята тема о возможной будущей реформе газовой монополии.

Игорь Сечин является типичным представителем «путинского класса государственных олигархов», которые оформились фактически в 2005-2006 гг., когда «Роснефть» получила главное добывающее предприятие ЮКОСа «Юганскнефтегаз», а в правительстве возобладала логика создания государственных корпораций. В 2006-2007 году, особенно на фоне крайне благоприятной мировой конъюнктуры, считалось, что Россия может вывести свою экономику в мировые лидеры за счет поддержки крупных корпораций (будь то государственные или частные) и за счет консолидации активов, экспансии на внешние рынки и более активного участия в их развития со стороны государства (и госресурсов). Однако в итоге оказалось, что для власти было политически удобнее развивать именно госкомпании (будь то корпорации или институты развития). Это и привело к появлению и значительному усилению «госолигархов», к числу которых можно, в частности, отнести Игоря Сечина, главу госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, получивших под свой контроль крупные государственные активы.

В 2008 году эта логика была нарушена как политическими, так и финансово-экономическими причинами. В первом случае имеется в виду операция «преемник» и смена приоритетов экономической политики: Медведев, несмотря на его политическую слабость, достаточно четко поставил целью преобразование госкопрораций (и добился этого в отношении «Роснано», которая стала ОАО), а также одержал значительную победу в процессе выведения чиновников из советов директоров госкомпаний. Кризис же поставил преграду на пути потока государственных ресурсов в госкорпорации (напомним, что часть средств из фондов даже пришлось возвращать для финансирования дефицита бюджета). Да и сами идеологи «корпоративной логики» оказались несколько политически ослабленными за счет развития конкуренции с новой либерально мыслящей экономической командой Медведева.

Сейчас, создается впечатление, происходит частичное возвращение к логике 2006-2007 гг. Путин возвращается на высший пост, позиции либералов внутри элиты ослабевают, «дирижисты» берут реванш, а мировая конъюнктура не является «обвальной». Отсюда и новые сделки: например, «Роснефть» за 70% заемных средств Сбербанка покупает 35,3% в ООО «Таас-Юряхнефтегазодобыча», сумма сделки была определена на уровне исторических затрат банка на проект и составила 444 миллиона долларов.

ООО «Таас-Юряхнефтегазодобыча» владеет лицензиями на добычу нефти на Среднеботуобинском нефтегазоконденсантном месторождении, находящемся в 160 километрах к северу от нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Сама по себе сделка не вызывает особых сомнений, если не учитывать тот факт, что она заключается практически вне конкуренции и за счет наличия политического ресурса. Покупка этого актива любым другим игроком была бы затруднена именно по политическим причинам: важно пролоббировать доступ в ВСТО, находящийся под контролем «Транснефти», а также налоговые льготы, в чем «Роснефть» уже не раз значительно преуспевала.

Наконец, еще одной обсуждаемой инициативой Сечина стало создание государственной нефтегазосервисной компании на базе «Роснефти» или «Роснефтегаза». Вице-премьер поручил Минэнерго и госкомпаниям подготовить необходимые документы. По данным «Коммерсанта»: Сечин, тем самым, поддержал предложение губернатора ХМАО Натальи Комаровой. Речь идет о новой контролируемой государством структуре, куда войдут все основные нефтегазосервисные активы госкомпаний. По сути, это означает создание новой госкомпании, которая будет входить в сферу влияния Сечина.

После президентских выборов влияние Сечина может вырасти, что расширит для него возможности для реализации своих планов по аккумуляции активов под контролем различных госкомпаний (а де-факто, под личным контролем). Но для него есть два осложняющих фактора. Первый – ожидаемый (несмотря на слухи о возможном пересмотре «сентябрьского соглашения» о разделе власти) приход в правительство Медведева, с которым у Сечина сложились напряженные отношения; возможность их сотрудничества в одном кабинете министров вызывает серьезные вопросы. Второй - одновременно наблюдается и заметное усиление других амбициозных групп влияния. Причем основная конкуренция идет по вопросу о борьбе за конкретные активы и близость к ключевым игрокам, но она сопровождается и дискуссией о степени участия государства в экономике и масштабах приватизации, идеологические и экономические аргументы в которой служат для обоснования позиций конкурирующих групп.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net