Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

22.11.2024 | Марина Войтенко

Макродинамика и регуляторы

Марина ВойтенкоПо оценке Росстата, инфляция в октябре-2024 составила 0,75% м/м после 0,48 м/м в первый осенний месяц. Ноябрь отмечен ее ускорением: среднесуточный темп поднялся до 0,038% после октябрьских 0,024%, обеспечив прирост цен по итогам первой декады на 0,42%. В этих условиях сигнал ЦБ РФ о вероятном очередном повышении ключевой ставки в декабре воспринимается как напоминание об очевидном. Монетарное ужесточение уже сказалось на замедлении экономики: в первом квартале ВВП вырос на 5,4% г/г, во втором – на 4,1% г/г, в третьем – на 3,1% г/г, в четвертом, согласно ожиданиям центральных банкиров, его темп уложится в интервал 2-3% г/г. Некоторое текущее оживление деловой активности (в октябре PMI в обработке, к примеру, вышел из области отрицательных значений, вновь указав на рост) может оказаться временным. Тренд прогнозов-2025 указывает на замедление темпов ВВП с диапазоном оценок в 0,5-2,5%, с медианной – около 2%. В ЦМАКП и вовсе предположили, что если ключевая ставка не опустится до 15-16% к середине следующего года, то вероятен спад с дальнейшим переходом в стагфляцию. Реалистичность этого сценария в настоящее время оценить затруднительно. Н неопределенность макродинамики-2025 усиливается. В том числе из-за отсутствия убедительных результатов антиинфляционной координации действий правительственных регуляторов и центральных банкиров.

Среди признаков замедления экономики эксперты прежде всего отмечают: разрыв между ростом оборота (выручки) предприятий и снижением их сальдированного финансового результата – первый за девять месяцев увеличился на 17,8% г/г (налицо эффект высокого инфляционного давления – прим. авт.), второй за январь-август сократился на 5,8% г/г (свою роль сыграл «взлет» издержек – прим. авт.); стагнацию в строительстве с вероятным переходом к спаду объема работ; сокращение темпов прироста кредитования физлиц (согласно расчетам ИНП РАН, на 1 октября в реальном выражении – 7,6% г/г, в 2023 году на ту же дату – 15,4% г/г).

Общеэкономическое торможение отражается и в динамике опережающих показателей деловой активности. С апреля по октябрь индекс промышленного оптимизма (рассчитывается ИНП РАН) потерял 15 пунктов, индекс бизнес-климата ЦБ РФ снизился с 10,3 пункта до 5,5 пункта (в сентябре, впрочем, он насчитывал 4,6 пункта).

Ряд финаналитиков к признакам макрозамедления добавляют усиливающуюся мотивацию компаний держать свободные средства на депозитах при их доходности в 20-23%, нередко больше чем на четверть перекрывающей рентабельность от основной деятельности. Такое тяготение уже привело к увеличению средств бизнеса в банках (на текущих счетах и вкладах) с начала года на 3,37 трлн рублей (до 57,2 трлн) или на 6,2%. Для сравнения: средства населения за этот же период выросли на 7,09 трлн рублей, или на 15,8%.

При этом темпы роста корпоративного кредитного портфеля остаются высокими. В ЦБ РФ ожидают, что п итогам года они составят 17-20% г/г. Их относительно слабая чувствительность к уровню ключевой ставки объясняется значительными объемами льготных кредитов (их портфель, по оценкам, может насчитывать 10-15 трлн рублей), а также тем, что у ряда качественных заемщиков кредитные ставки все еще ниже депозитных.

Заметим, что часто упоминаемая как критический фактор для бизнеса нагрузка процентных платежей на прибыль и издержки не выглядит однозначной. В опубликованном на минувшей неделе ЦБ РФ исследовании «Процентные расходы российских компаний» (на основе выборки в 300 тысяч субъектов экономики) констатируется, что их доля в себестоимости в 2020-2023 годах ни разу не превысила 5%. По данным СПАРК Интерфакс, треть компаний нефинансового сектора вообще не имеет расходов на обслуживание кредитов.

Даже если согласиться с допущениями ЦМАКП, что по итогам-2024 нагрузка таких расходов на издержки компаний вырастет вдвое по сравнению с прошлогодней, поставить это в вину одному лишь Центробанку затруднительно. Его жесткие меры по борьбе с инфляцией как раз и направлены на создание условий для снижения всех издержек, растущих в том числе из-за индексации тарифов, утильсборов, подорожания транспортировки и логистики, сложностей в международных расчетах и т.п., то есть того, что находится за пределами его исключительных полномочий.

Не следует забывать и вклад в ожидаемое замедление деловой активности повышения налога на прибыль до 25%, а также недостаточной сфокусированности льготных кредитов на проектах технологического суверенитета (на тех из них, что включают в себя локализацию производств не менее 50%, организовано финансирование лишь 980 млрд рублей из 84,2 трлн рублей общего портфеля корпоративных кредитов).

Хотя влияние повышения кредитных ставок на замедление экономики не вызывает сомнений, его механизм и реальные масштабы требуют уточнений. В определенной степени компенсацией может стать бюджетный импульс. Так, в ноябре-декабре, по ожиданиям Минфина, предстоит потратить 9,5 трлн рублей (при среднемесячных расходах января-октября в 3 трлн рублей). В итоге минимальный дефицит госказны за десять месяцев в 0,1% ВВП (220 млрд рублей) вырастет до 1,7% ВВП (3,3 трлн рублей) – значения близкого к прошлогоднему. В 2025 году стимулирующий эффект заметно снижается.

· В проекте федерального бюджета просматриваются признаки бюджетной консолидации. При росте доходов на 12% к 2024 году (до 40,3 трлн рублей, из которых 2,7 трлн дает налоговая реформа) расходы увеличиваются только на 5% (до 41,5 трлн рублей), что позволит достичь снижения дефицита более чем втрое – 0,5% ВВП.

· Анонсированы переход к полноценному «бюджетному правилу» (на расходы идут только базовые нефтегазовые доходы, а дополнительные накапливаются в Фонде национального благосостояния), и нулевой первичный баланс (когда доходы равны расходам без учета обслуживания госдолга).

Это означает, что в 2025 году стимул трехлетнего госфинплана для макродинамики будет иметь характер, близкий к нейтральному (некоторое усиление вероятно в 2026-2027 годах, когда дефицит федерального бюджета запланирован в 0,9% и 1,1% ВВП соответственно – прим. авт.). При этом траты-2025 и других двух лет позволяют добиться немалого числа «точечных» позитивных эффектов. Проект бюджетной трехлетки 14 ноября принят Госдумой РФ во втором чтении: к нему поступило 1065 поправок, из них около 850 внесены правительством, приняты 888, согласно которым по десяткам направлений распределены 8,129 трлн рублей.

В их числе направленные на обеспечение обороны и безопасности страны, в том числе проведение СВО и выделение грантов фонду «Защитники Отечества», связанные с социальной политикой, с направлением субсидий бюджетам регионов дальневосточного федерального округа для поддержки семей с детьми на погашение обязательств по ипотеке и т.д.

Первая группа поправки, связанные с утверждением национальных проектов и перераспределением на них зарезервированных ресурсов. Всего на трехлетку такое перераспределение составит 1,8 трлн рублей. Ключевые из них:

· Нацпроект «Семья». Предлагается перенаправить средства на оснащение и переоснащение перинатальных центров и родильных отделений медицинскими изделиями. Как ожидается, это даст возможность к 2030 году оснастить современным медицинским оборудованием более 180 детских больниц и более 120 перинатальных центров.

· Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». Средства перераспределяются на строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения. Предусмотрены ресурсы на мероприятия по борьбе с сахарным диабетом.

· Нацпроект «Новые материалы и химия». Средства планируется направить на создание научной и научно-производственной инфраструктуры учреждений подведомственных Минобрнауки РФ и НИЦ «Курчатовский институт» в области материалов и химических веществ, что позволит создать 9 площадок для опытно-промышленного производства и масштабирования продукции.

· Нацпроект «Туризм и гостеприимство». Ресурсы перераспределяются на программы льготного кредитования гостиниц с целью увеличения номерного фонда не менее чем до 59 тыс. номеров.

· Нацпроект «Инфраструктура для жизни» предусматривает выделение дополнительных средств на строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог в рамках федерального дорожного фонда для увеличения их доли в нормативном состоянии не менее чем до 85 %.

Вторая группа – поправки, связанные с распределением бюджетных ассигнований после принятия нормативно-правовых актов и обоснований министерствами и ведомствами. Средства будут направлены на льготное кредитование в рамках стимулирования инвестиционной деятельности в аграрно-промышленном комплексе, а также пойдут на повышение оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин в ВУЗах.

Третья группа – это поправки, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований в рамках государственных программ РФ и непрограммных направлений деятельности. В том числе на программы льготного лизинга, создание центров инженерных разработок на базе вузов и другое. В частности, дополнительные 308 млрд рублей будут выделены на субсидии в сельском хозяйстве и рыбохозяйственном комплексе.

Кроме того, в части распределения межбюджетных трансфертов между регионами в 2025 году предусмотрено почти 260 трансфертов с общим объемом 3,4 трлн рублей. Также поправками распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, направленные на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10-ю наиболее и 10-ю наименее обеспеченными регионами с 5,5 до 2,7 раз. Распределены дотации на выполнение обязательств регионов по соблюдению уровней по оплате труда работников бюджетной сферы, средства получат 62 региона. Увеличен объем предоставления регионам бюджетных кредитов на инфраструктуру в 2026-2027 годах до 250 млрд рублей ежегодно. Выделяются и средства на реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития 10 регионов.

С начала ноября в инфополе стало появляться заметно больше публикаций о так называемом регуляторном диссонансе, когда действия денежных властей и правительственных инстанций, все еще слабо сказываясь на торможении инфляции, усиливают ожидания большего, чем предполагалось, замедления экономики. Появились и предложения наделить кабмин полномочиями по корректировке денежно-кредитной политики, Центробанку – начать таргетировать валютный курс для участников внешнеэкономической деятельности и т.п. Банк России справедливо оценил их как претензию на размывание своего независимого статуса. Эксперты же констатировали развилку в макродинамике: либо ее контролируемое охлаждение на основе повышения прежде всего антиинфляционной координации действий всех регуляторов с переходом к сбалансированному росту, либо продолжение перегрева с сильным ценовым давлением и повышенными рисками последующего более глубокого спада.

Первый «маршрут» гораздо предпочтительней, но, к сожалению, не воспринимается как безальтернативно предопределенный. В этом смысле многое будет зависеть от качества коммуникаций правительства и центральных банкиров с бизнесом, широкой гражданской аудиторией и, конечно, между собой. В этом существенный ресурс роста доверия к их решениям и действиям для уверенного и стабильного социально-экономического развития страны.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net