Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

14.02.2012

Теперь будем догонять Руанду

Начиная с 2003 г. Всемирный банк (WorldBank) ежегодно публикует рейтинг легкости ведения бизнеса (Easeofdoingbusinessindex). Свежий отчет показывает, что в 2012 г. Россия заняла в нем 120-е место из 183. На первых местах не только небольшие экономики Сингапура, Гонконга, Новой Зеландии и Дании, но и мировые гиганты – Китай и США, что развенчивает существующий сейчас в России миф о том, что тотальная и успешная реформа регулирования возможна только в малой стране, а в большой это сделать трудно.

Среди стран, вошедших в первую двадцатку, есть и производитель нефти, который, казалось, должен был бы страдать от ресурсного проклятия, но почему-то не делает этого,– Саудовская Аравия.Есть и страна из бывшего СССР, которая, как,казалось бы,и Россия, должна страдать от коррупции на «генетическом» уровне, но тоже упрямо не делает этого, – Грузия. Одним словом, мифы исчезают.

Понятно, что этот рейтинг не учитывает ряд важных факторов, имеющих значение для комфортного ведения бизнеса: макроэкономические условия, размеры национального рынка, уровень квалификации работников, комплексность развития инфраструктуры и, наконец, защиту прав собственности и качество судебной системы. Но он обеспечивает учет целого ряда важных показателей регулятивной и институциональной среды по 11 основным направлениям (см. Таблицу 7.1.), имеющим значение для бизнеса.

Наихудшие результаты в рейтинге Россия показала по категориям «получение разрешений на строительство» (6-е место с конца) и «подключение к системе электроснабжения», где оказалась и вовсе последней. Очевидно, этот факт и побудил премьер-министра В. Путина в недавнем выступлении на форуме «Россия-2012» заявить о том, что Россия должна подняться в рейтинге на 100 мест и оказаться в ближайшие годы на 20-м месте. Премьер заявил, что с достижением этой цели «сроки подключения к сетям энергоснабжения сократятся практически в четыре раза, а бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчетности в три раза меньше времени, грузовая фура будет пересекать таможню в 7 раз быстрее, а сроки получения разрешения на строительство сократятся в пять раз».

Рывок намечен, что и говорить, впечатляющий, особенно если учесть, что поставленная задача полностью диссонирует с результатами последних лет. С 2007 г. количество стран в рейтинге изменялось незначительно (за 6 лет в исследование были введены 8 стран, тогда как за период 2003–2007 гг. – 42). За этот период позиция России снизилась на 24 пункта с 96-го до 120-го места в 2012 г. (или на 17 пунктов до 113-го места без учета новых стран). Динамика, подобная России, далеко не самая худшая. Такие государства, как Никарагуа, Палау и Кирибати (находящиеся в рейтинге 2012 г. немного выше России), за 6 лет потеряли соответственно 51, 54 и 55 позиций. Однако от этого нашему бизнесу не легче.

Но, несмотря на очевидные проблемы, есть и серьезные поводы для оптимизма.Во-первых, такая задача – подняться на десятки мест в рейтинге в короткие сроки – абсолютно реалистична. Объединенные Арабские Эмираты и Хорватия поднялись в последние годына 44 позиции (33-е и 80-е место в рейтинге 2012 г.), Египет – на 55 (110-е место), Белоруссия – на 60 (69-е место), Македония – на 70 (22-е место). Наиболее же стремительный взлет показала Руанда, восточноафриканская страна, которая за 6 лет смогла подняться на 113 позиций и занимает сейчас 45-е место1 .

Во-вторых, позитивен тот факт, что наиболее популярный по рейтингу кандидат в Президенты России признал в качестве важнейшего для России фактора экономического роста совершенствование ее институтов, то есть своего рода правил игры, по которым «играют» производители товаров и услуг и регуляторы. Это особенно радует на фоне того, что многие в России до сих пор считают, что воду можно носить и в «дырявом решете», то есть целесообразно «накачивать» темпы экономического роста, используя зачастую устаревшие и коррупционноемкие институты, а хорошие институты появятся сами собой как следствие экономического роста. Но возникает вопрос: зачем носить воду (а именно бюджетные деньги, собранные у налогоплательщиков) в «дырявом решете», когда его (решето) можно быстро (как показывает мировой опыт) починить или заменить? Почему нельзя, используя всем известный опыт других стран, демонтировать основные точки сбора административной ренты?

В-третьих, продвижение России в рейтинге «Ease of doing business» наиболее важно для мелкого и среднего бизнеса, то есть именно для тех игроков, которые и формируют, как показывает опыт, новые конкурентные преимущества стран на мировом рынке несырьевых товаров. Несколько процентов таких предприятий появляются не в заранее назначенных кем-то секторах (в т.н. отраслевых приоритетах), а во многих отраслях экономики, и их больше там, где оживляется инвестиционный процесс, где государством-арбитром созданы лучшие условия для ведения нового бизнеса.

Небольшую «ложку дёгтя» в слова премьера добавляет то, чтов принципе вопиющие недостатки в регулятивной среде ведения бизнеса уже давно можно было исправить, но этого почему-то не делалось, а также то, что пока, на наш взгляд, сделано недостаточно конкретных предложений по поводу реформирования таких базовых для эффективного бизнеса институтов, как судебная система и система защиты прав собственности.

Валерий Миронов, Дарья Авдеева

Материал подготовлен Центром развития



1. В течение 2007–2012 гг. Руанда поднималась в рейтинге легкости ведения бизнеса в среднем на 10 позиций ежегодно, то есть демонстрировала примерно ту скорость, которую намечает российский премьер. Правда, в 2010 г. Руанда резко переместилась на 72 позиции вверх.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net