Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.02.2012 | Анатолий Медведев
Дмитрий Рогозин vs Минобороны
В российском правительстве идет эскалация напряженности между вице-премьером по ВПК Дмитрием Рогозиным и министерством обороны: проблема – разные оценки качества оборонной промышленности и разные взгляд на проблему гособоронзаказа. В СМИ появились слухи, что оборонзаказ будет выведен из-под ведения Минобороны и передан в прямое подчинение правительству.
Как заявил газете «Известия» информационный источник в правительстве, федеральную службу «Рособоронзаказ» уберут из ведения Минобороны, чтобы вывести функцию государственного заказчика на готовую продукцию на уровень правительства. Функции госзаказчика на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется разделить между несколькими ведомствами промышленного блока, их работу будет координировать военно-промышленная комиссия при правительстве. Высокотехнологичные разработки в военной области, как предполагается, будут финансироваться через специально созданный некоммерческий фонд. Определение же цены на военную технику и оружие при этом планируется передать Федеральной службе по тарифам, в которой для этого создадут специальное подразделение. Министерству обороны оставят только функции покупки серийного оружия и военной техники, определения структуры и состава Вооруженных сил и технического сопровождения новых разработок.
Противостояние между Минобороны, пользующемся политической поддержкой президента Дмитрия Медведева, и ВПК, опирающемся в большей степени на позицию премьер-министра Владимира Путина, идет уже много лет, обострившись как раз в последние два года. Связано это было с постепенным отказом Минобороны от закупки отдельных российских вооружений и закупка иностранной техники (самый яркий пример – контракт на поставку французских вертолетоносцев Mistral, а также отказ от танка Т-90 «Уралвагонзавода»). Проблема отсталости техники накладывалась и на ценовую проблему: Минобороны обвиняло производителей в чрезмерном завышении цен, из-за чего оборонзаказ на 2011 год был фактически сорван. В ситуацию постоянно вмешивались и президент, и премьер. Однако концептуально проблема остается крайне острой.
Конфликт усугубился с приходом в правительство Дмитрия Рогозина, который, разумеется, сразу встал на сторону курируемого им ВПК. Начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что сухопутные войска не устраивает ни один предлагаемый образец - от стрелкового оружия до бронетехники. По ряду характеристик отечественная продукция серьезно отстает от своих западных конкурентов, особенно в том, что касается защиты солдат, отметил генерал. По его мнению, традиционно уделяя внимание огневой мощи и подвижности бронетехники, разработчики «забыли о жизни людей». В связи с этим армия фактически прекращает закупки бронетехники в следующие пять лет, которые дают разработчикам для создания чего-то принципиально нового.
Куратор ВПК Рогозин в свойственной ему манере ответил Макарову в Twitter: «НГШ (начальник Генштаба) - не единственный, кто принимает решения о закупках вооружений и военной техники». Он также укорил Макарова в вынесении проблемы на публичное обсуждение. «Не стоит нашим военачальникам вести спор с военной наукой и промышленностью с помощью СМИ», - отчитал Рогозин генерала по итогам его пресс-конференции во вторник. «В НАТО, например, подобное представить себе сложно», - констатировал вице-премьер, который до этого являлся постоянным представителем России при Североатлантическом альянсе. «Есть масса иных способов решать вопросы, - продолжил Рогозин. - Если у НГШ есть претензии к танкам или к иной технике, он может высказывать их в профессиональной среде нашим конструкторам и промышленникам». Сам Рогозин весьма активен в публичном пространстве – как политический деятель, явно рассматривающий перспективу своей дальнейшей электоральной карьеры.
Выступая 16 февраля в СФ, он заявил, что уже совсем скоро российская оборонка даст новые поводы для гордости: «К 2020 году будет создан более конкурентоспособный облик ОПК, который будет включать около 40 крупных научно-производственных компаний, способных к саморазвитию и эффективному управлению активами, а также активно себя позиционировать на российском и международном рынках».Затем первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков заявил, что его ведомство в ближайшие годы все же будет закупать отечественную бронетехнику для Вооруженных Сил. Он привел конкретный пример - 27 января были завершены испытания БМП-3 «Курганмашзавода». Завод учел замечания, которые были сделаны еще в 2010 году, и устранил недостатки. В связи с этим заказ на эти БМП будет восстановлен. Похоже, впрочем, что речь идет о локальном явлении, подтверждающем позицию Макарова – принятие на вооружение техники, которая полностью устраивает военное ведомство.
Впрочем, «Коммерсант», ссылаясь на источник в Минобороны, поясняет, что главная роль в вопросах гособоронзаказа отведена именно Генштабу. Источник отметил, что в 2011 году система планирования ГОЗ была упорядочена, и все заказывающие органы из состава видов, родов, главных и центральных управлений были исключены. Таким образом, Генштабу принадлежит последнее слово в формировании заказа. В свою очередь, Кремль посоветовал «отдельным членам правительства» прекратить суету вокруг гособоронзаказа. «Никаких решений по этому вопросу нет», – заявил журналистам высокопоставленный кремлевский источник, рекомендовал «отдельным членам правительства прекратить суету вокруг этого вопроса». «Решение о том, кто именно будет в дальнейшем отвечать за исполнение гособоронзаказа, будет принимать новый президент по представлению нового руководителя правительства», – цитирует его РИА «Новости». Таким образом, источник, явно близкий к Медведеву, подчеркивает, что нынешний президент, даже уйдя со своего поста, сохранит влияние на проблематику ВПК.
ВПК получил в лице Рогозина персонального лоббиста, который и идеологически, и аппаратно «заточен» на противостояние позиции Минобороны, заинтересованного в закупке более современной, конкурентоспособной техники. Однако для Путина Рогозин удобен скорее как политический клапан для выпуска пара недовольными ВПК-лобби, а его основная функция – политическая, а не управленческая. Поэтому, особенно с учетом того, что на пост премьера ожидается назначение Дмитрия Медведева, у Рогозина будет не так много возможностей для противостояния оборонному ведомству.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.