Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.02.2012 | Елена Позднякова
Португалия: по-европейски или по-гречески?
На фоне усугубляющихся экономических проблем Греции особый интерес у европейских наблюдателей вызывает развитие кризиса в Португалии, которая считается второй по финансовой "неустойчивости" страной региона.
На прошедшей неделе экономические новости из Португалии были неутешительными. Оказалось, что ВВП страны за 2011 год сократился на 1,5%, тогда как в 2010 году он, наоборот, вырос на 1,4%. Налицо рецессия, причём особенно настораживает тот факт, что темпы сокращения экономики страны растут: самым "провальным" оказался четвёртый квартал, когда ВВП просел на 2,7% в годовом выражении.Таким образом, был поставлен рекорд: темпы падения превзошли рецессию 2009 года. Ситуация усугубилась и ростом безработицы, также рекордным в IV квартале 2011 года (она выросла на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года). В итоге безработица достигла 14%.
Для Португалии это показатель не только рекордный, но и крайне некомфортный: это означает, что вне рынка труда оказался каждый 7 гражданин, или 771 тысяча человек по всей стране. Рост безработицы провоцирует сокращение доходов и расходов населения и внушает пессимизм, и падение экономики страны прекрасно подтверждает этот постулат.
Печальная динамика макроэкономических показателей прочно резервирует за Португалией место в списке европейских аутсайдеров. Уже в начале 2011 года экономическая динамика на Иберийском полуострове настораживала.
Если смотреть на доходность гособлигаций страны (которая прямо связана с рискованностью вложений – то есть с нестабильностью экономики), то у Португалии она, конечно, была в два раза ниже греческой (12,61% против 24,85%), но самой высокой среди остальных стран еврозоны. Уровень госдолга страны тогда составлял 93% ВВП (сейчас – уже 110%), что обеспечивало ей 5 место среди стран еврозоны (после Греции, Италии, Бельгии и Ирландии). В течение всего 2011 года положение страны ухудшалось.
Теперь Португалию называют кандидатом №2 на исключение из еврозоны. По мнению экспертов, растущая доходность долговых бумаг (уже 15,1%), выпускаемых Лиссабоном, свидетельствует о том, что страна оказалась жертвой долгового кризиса, который проник в экономику через рынок недвижимости страны.Эксперты, в том числе, и нобелевский лауреат Нуриэль Рубини, уже предсказывают, что через 2-3 года сценарий выхода Португалии из зоны евро не будет выглядеть чем-то невероятным. При этом они считают, что если еврозона избавится от небольших экономик (таких, как Португалия или бедствующая Греция), валютный союз сможет выжить.
В отличие от Греции, политики Португалии проявили большую оперативность в решении своих проблем, хотя не обошлось и без политического кризиса. В марте 2011 года премьер-министр Португалии Жозе Сократеш подал в отставку, объяснив своё решение невозможностью найти консенсус с парламентом по вопросу введения антикризисных мер.
Пакет мер, предложенный правительством, тогда поддержала только правящая Социалистическая партия. "Безответственность одержала победу над национальными интересами и чувством государственного долга", - сказал тогда экс-премьер, и эту фразу можно назвать лейтмотивом всех политических кризисов, которые произошли за последний год в "проблемных" странах еврозоны.Разлад был преодолён, когда стало очевидно, что без финансовой помощи от Евросоюза, ЕЦБ и МВФ страну ожидает не только политический, но и полномасштабный финансово-экономический кризис. "Тройка" кредиторов, начиная переговоры с властями страны в апреле 2011 года, естественно, готова была предоставить помощь только в обмен на серьёзный план по улучшению экономического состояния страны (то есть, по масштабным сокращениям госрасходов, связанных с выполнением социальных обязательств).
Причём кредиторы, очевидно, наученные горьким опытом согласования подобных планов с Грецией, общались не только с правительством Португалии, но и взяли на себя переговоры с тогдашней парламентской оппозицией.
План бюджетной консолидации, включающий частичную приватизацию госкомпаний и новеллы в трудовом законодательстве, был довольно быстро согласован, и Лиссабону была открыта кредитная линия на 78 миллиардов евро. Распоряжаться средствами пришлось уже новому правительству, которое возглавил лидер победившей на досрочных выборах правоцентристской Социал-демократической партии Педро Пассуш Коэльо.
Экономическая стратегия от прихода к власти правоцентристов сильно не поменялась: бюджет на 2012 год, который был принят в ноябре 2011, предполагает жёсткую экономию, в том числе и госрасходов на социальные нужды. Принятие бюджета, кстати, сопровождалось весьма пессимистичными оценками положения Португалии со стороны экспертов, в частности, рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг страны до BB+ с негативным прогнозом, а спустя два месяца кредитный рейтинг страны был понижен и агентством Moody`s.
Если консенсуса по поводу сокращения расходов в итоге удалось достичь, то легитимизировать план по спасению экономики страны в обществе так и не получилось, хотя народный гнев проявился спустя примерно год после принятия первых антикризисных мер. На прошлой неделе в Лиссабоне состоялась акция протеста, участие в которой приняли около 100 тысяч человек. Они высказывались против экономических реформ правительства.
Митинг у дворцовой площади в Лиссабоне был организован профсоюзом CGTP. Эта организация отказалась подписывать соглашение с правительством о трудовой реформе, мотивируя свой отказ тем, что средняя зарплата в стране уже сравнялась с доходом, соответствующим официальным оценкам черты бедности, а безработица только растёт. Профсоюз пообещал продолжить протесты.
Скорее всего, массовые акции действительно будут иметь место, ведь основные меры антикризисного плана вступят в действие именно в 2012 году. Но вечно протестовать португальцы не смогут, как и отменить решения правительства, так что "затягивание поясов" в среднесрочной перспективе неотвратимо.
Несмотря на пророчества о том, что кризис в Португалии грозит стать необратимым и поставит страну на грань исключения из еврозоны, Лиссабон выглядит гораздо более старательным и прилежным членом Евросоюза, чем Афины. Режим жёсткой экономии, конечно, отрицательно сказывается на экономическом росте, но правительство выбрало другие приоритеты: в первую очередь, необходимо устранить долговой кризис, а уж затем заботиться о росте экономики и реальных доходов населения. Иначе – греческий сценарий с весьма туманными перспективами национальной экономики.
Чётко следуя рекомендациям Евросоюза, Португалия подводит наблюдателей к ещё одному важному выводу: за финансовые и экономические проблемы в государстве, входящем в еврозону, отвечает не только правительство этой страны, но и европейские регуляторы. При той степени взаимозависимости, которая существует в еврозоне, безответственных решений себе не может позволить никто.
Материал опубликован на сайте «Голос России» 20.02.2012
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.