Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.08.2005 | Наталья Серова
БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ
Все уже как будто привыкли к тому, что, пока аналитики колдуют над печальной статистикой рождаемости и смертности в России, СМИ с известной периодичностью разражаются стенаниями по поводу чудовищной смертности детей, мужчин, наркоманов или любителей "паленого" алкоголя или прямо говорят о "демографической яме", в которую попала Россия.
Между тем сопоставление данных, вывешенных на сайте Госкомстата, позволяет говорить о том, что рост смертности, равно как и спад рождаемости, является следствием апатии, неврозов и психологического дискомфорта. Попросту говоря, не так уж много найдется людей, полагающих, что "жизнь прекрасна" и стремящихся излить эту радость, даря жизнь своим детям.
Заметим, что готовность создавать семью и рожать детей, существенно отличающаяся от потребности "иметь партнера", чтобы "убежать от одиночества" или "удовлетворить естественные потребности", никогда напрямую не зависела - а в ряде стран до сих пор не зависит - от материального благополучия. Аналогичным образом прирост населения не является производной от уровня и доступности медицинского обслуживания.
Однако все эти показатели влияют на настрой людей и их готовность тратить время и силы на нелегкое дело продления рода, причем влияние этих чисто материальных факторов, как правило, определяется состоянием общества - как фоном, и ценностными установками отдельного человека, формируемыми не без участия общего фона, - в каждом конкретном случае.
Иными словами, готовность людей рожать и растить детей определяется неким драйвом, который, с одной стороны, трудно формализовать и спрогнозировать, но достаточно легко объяснить постфактум. К таким феноменам относятся "демографические взрывы", наблюдающиеся после окончания войн даже на фоне бедности и разрухи. Это в частности хорошо видно на примере "демографического взрыва" сразу после Великой отечественной войны, и относительно вялой реакция населения на компанию по повышению рождаемости и поддержке многодетных семей, проведенную в 70-80 годах прошлого века. Тогда и квартиры давали, и специальные отделы с "дефицитом" в магазинах открыли, и пособия какие-никакие платили, но ничего подобного послевоенному взлету рождаемости так и не добились.
И, надо признать, что "слава Богу", поскольку положение, в котором оказались многодетные семьи в конце 80-х - начале 90-х, мягко говоря, оставляло желать лучшего. О том, что было потом, лучше вообще не вспоминать: фрустрированные отцы, впадающие в депрессию из-за невозможности хотя бы элементарно прокормить детей, задерганные, с нервным - а зачастую и физическим - истощением матери и неухоженные, зачастую голодающие и плохо развитые дети.
Сегодня, когда "дети перестройки" подросли, молодежь оказалась заражена синдромом "жажды нормальной жизни", который представляет из себя взрывоопасную смесь из желания заработать или добыть денег и почти демонстративного отказа от ответственности. Если еще 20-25 лет назад стремление "чтобы все, как у людей" работало на длительную мобилизацию сил и подразумевало не только определенный уровень жизни, но и вполне определенные статусные компоненты (работа, дружная семья, дети, перспективы), то сегодня, будучи помноженным на ставшую расхожей формулу - "это не мои проблемы", требование "как у людей" сводится к чисто материальному и работает на размывание ткани нормальной жизни.
Ну, а дальше, как говорится, в меру испорченности. Одни начинают пить и мрут от дрянной водки - таких в стране только в прошлом году, по данным Госкомстата, было около 40 тысяч. Другие садятся на наркотики и умирают от чего угодно, начиная с элементарных простуд, бронхитов и пневмоний и заканчивая передозировкой - таких ежегодно около 70 тысяч. Третьи, добившиеся относительного благополучия и севшие за руль автомобиля, гибнут в транспортных авариях - их 44,6 тысяч.
Еще 52,3 тысяч кончают самоубийством, причем с каждым годом растет число подростковых самоубийств, и это по настоящему страшно. Картину дополняют данные Минздрава о детской смертности: каждый год в России умирает 700 тысяч детей, т.е. в 3,4 раза больше, чем наркоманов, самоубийц, любителей "левой" водки и жертв транспортных происшествий - вместе взятых.
Стоит ли удивляться, что на этом фоне женщины стремятся избавиться от "неожиданной" беременности, полагая ее "нежелательной" и исходя как из вполне прозаических соображений, связанных с перспективой потери работы и сложностью прокормить "лишний рот", но и не желая "плодить нищету", т.е. людей, которые еще до своего рождения обречены на жалкую жизнь и медленное вымирание.
Тут стоит напомнить еще и о том, что, по данным того же Госкомстата, каждый двадцатый работник, занятый в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, ЖКХ, культуре, образовании, здравоохранении и в сфере социальных услуг имеет не погашенные задолженности по заработной плате.
Только в Центральном федеральном округе на 1 августа 2005 года общая задолженность составляла 659 млн. рублей, а это - приняв за среднюю зарплату 6 тыс. рублей - означает, что зарплата не выплачена за 110 тысяч человек/месяцев. Нетрудно сообразить, во что превращается жизнь в этих семьях.
В результате на 1,5 млн. родившихся в прошлом году детей приходится 1,6 млн. абортов, и это не считая случаев прерывания беременности в платных клиниках и другими "народными" способами. При этом 20% зарегистрированных абортов приходится на несовершеннолетних.
Согласно данным медиков, результатом этого противоестественного нежелания рожать становятся болезни (10-15%) и бесплодие (7-8%). Т.е. ежегодно способности рожать лишаются около 130 тысяч женщин, пятая часть которых является молодыми, еще ни разу не рожавшими девушками. И так год за годом.
А тем временем в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН разрабатываются и внедряются уникальные технологии, позволяющие преодолевать бесплодие разной этиологии. В результате, каждый год 4-4,5 тысяч женщин удается, наконец, родить желанных детей. Это капля среди 1,5 млн. рождающихся за год и против 1,6 млн. убитых во время абортов.
Т.е. в демографии, как и во многом другом, имеем две реальности. В одной - идет борьба за жизнь 0,25% ежегодно рождающихся детей. Это достигается путем сложных манипуляций, которые приходится повторять в среднем от 3 раз (каждая попытка стоит от 2 до 3,5 тысяч долларов). А в другой - чудовищная статистика детской смертности, абортов, суицидов, подростковой проституции, беспризорничества и проч.
При этом политики говорят о том, что вымирание населения представляет угрозу национальной безопасности, а медики сокрушаются по поводу огромного числа патологий среди рожениц и новорожденных. В общем, ситуация выглядит как тупиковая: совершенно непонятно, как решать эту проблему, формируемую под влиянием таких, на первый взгляд, несвязанных между собой факторов, как экология, социально-экономическая ситуация, пресловутое падение нравственности и утрата того, что можно назвать "волей к жизни".
И тут остается только удивляться тому, что инстинкт все же берет свое: несмотря на все негативные тенденции, суммарный показатель рождаемости в России составляет 1,3 родившихся на одну женщину, а внебрачная рождаемость достигает 30%. Т.е. в принципе ситуацию еще можно переломить, но это потребует серьезных и длительных усилий со стороны государства: от таких элементарных вещей, как контроль над своевременной выплатой зарплат и разумная политика в сфере здравоохранения, образования и молодежной политики до реализации специальных программ по строительству жилья и поддержке молодых семей.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.