Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.02.2012 | Татьяна Становая
Спасение рядового Медведева
Последняя надежда части российской либеральной элиты на премьерство Дмитрия Медведева, кажется, окончательно рухнула после того, как стали проявляться некоторые контуры будущего правительства, а также обнародоваться программа вероятного будущего главы государства Владимира Путина. Председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс предложил Медведеву отказаться от предложения Путина возглавить правительство после выборов. Тем самым, по сути, Медведеву перелагается начать собственную, автономную политическую карьеру и выйти из-под опеки «национального лидера».
Игорь Юргенс в интервью агентству Bloomberg заявил, что Дмитрию Медведеву стоит отказаться от поста премьера при будущем президенте Путине, так как соратники нынешнего премьера его «растерзают». Идеальным «премьер-министром переходного периода», по его мнению, был бы Алексей Кудрин, поскольку «он считается профессионалом и ему, очевидно, доверяет будущий президент Путин». Разъясняя свою позицию «Коммерсанту», Юргенс признал, что в интервью агентству речь шла, в частности, о политической перспективе Дмитрия Медведева после того, как он сложит президентские полномочия. «Я уверен, что он блестяще справился бы с постом президента РФ, и у нас не было бы ни Болотной, ни Поклонной, ни Манежки, ни Сахарова», - заявил он «Коммерсанту». И для того чтобы он сохранился как самостоятельный политик, нужно, «чтобы он был избран, а не назначен Владимиром Путиным». Окончательно убедила его предвыборная программа Владимира Путина, расписанная в статьях, опубликованных в центральных газетах. «Это не программа Медведева,— пояснил Игорь Юргенс.— Но он, став премьером, вынужден будет ее выполнять, «обложенный» такими тремя вице-премьерами, как Дмитрий Рогозин, Игорь Сечин и Владислав Сурков».
Заявление Юргенса весьма интересно, прежде всего, с той точки зрения, как думает либеральная часть российского бизнеса. Маловероятно, что тут стоит усматривать некий «слив» или подготовку почвы для заведомо продуманной «сверху» операции по пересмотру принятого Путиным решения (о назначении Медведева премьером). Хотя одно другому не противоречит: давно уже ходят слухи, что и Путин лишний раз подумывает о том, правильно ли принято решение (например, проскальзывает информация о том, что Медведев может быть снят через год после выборов). Да и сам Медведев вроде бы понимает, что развернуться ему в полной мере на уровне исполнительной власти новый президент вряд ли даст. Однако все это совсем другая тема, которая касается персональных отношений двух лидеров, и весьма высоки шансы, что после выборов кадровые обещания будут все-таки выполнены.
Важно другое. Объявив 24 сентября о своем намерении вернуться фактически на «третий срок», Владимир Путин пытался «откупиться» от ошарашенной элиты тем фактом, что главой правительства станет Дмитрий Медведев, у которого сохранится возможность продолжить свой курс и главное – будет возможность значительно обновить кабинет. Об этом не раз говорил и сам Медведев. Была одновременно игра и в «большое» (или открытое, или расширенное) правительство, которое вместо создания нового механизма обсуждения важных решений обернулось клубом поддержки бывшего президента частью пропутинской «кремляди».
Однако в приближении президентских выборов становится понятно, что ничего из этой игры в медведевское правительство не получается. Программа Путина сильно по своим акцентам разнится с приоритетами Медведева, чьи даже последние решения активно пересматриваются. Идет быстрое поглощение одного центра влияния (медеведевского) другим (путинским) и восстановление моноцентризма. Медведев, уже заведомо известно, получит в наследство кабинет, где царит идеология дирижизама (пока неясно, хотя, останется ли там Игорь Сечин), где медведевскому Минобороны противостоит усиливающийся Дмитрий Рогозин, Минэкономразвитию – Минфин. Вероятно, что вице-премьером может стать Аркадий Дворкович, которому придется иметь дело с оппозицией внутри. Противостояние Кремль-Правительство после формирования нового кабинета может вылиться во внутриправительственное противостояние между людьми Медведева и людьми Путина. Да и понятно, что как глава правительства, Медведев будет в значительной степени стеснен в возможностях продвигать свои инициативы по либерализации, снижении регулирующей роли государства, проведении масштабной приватизации и т.д. Будучи президентом, он не имел достаточных политических ресурсов заставить правительство Путина выполнять свои поручения. Каковы же будут возможности у премьера Медведева по отношению к президенту Путину?
Это означает только оно – Путин отнял у либеральной части элиты надежду на премьера-Медведева как относительно автономный центр влияния, как прогрессивный центр выработки новой стратегии развития страны с новыми людьми и новой идеологией. Путин в рамках своей кампании достаточно четко дает понять: все будет по-старому, а объявленных реформ пока достаточно, большего не ждите. А это значит, что пришло время для новой операции по спасению «рядового Медведева». Бизнес элита и либералы опасаются, что уйдя с поста президента и став премьером, Медведев просто прекратит свое существование как политический субъект. Он будет поглощен новой реальностью, которой он сопротивляться будет уже не в силах. Именно поэтому Юргенс предложил свой рецепт – введение поста вице-президента, что поставило бы Медведева над этой путинской реальностью и заметно усилило бы его формальный и неформальный статус. Но для этого нужно менять Конституцию. Причем нужно – далеко не Путину – ныне единственному автору складывающейся политической архитектуры, и большого смысла обсуждать подобные проекты вряд ли имеет смысл. Зато за пределами исполнительной власти – у Медведева появляется шанс стать новой оппозицией, конструктивной, респектабельной, ресурсной, за которой потянется бизнес, истеблишмент. Это игра на раскол внутри элиты, которой предлагается старый выбор: Путин или Медведев. Однако проблема во всей этой игре состоит в том, что сам игрок – Медведев, вовсе не спешит противопоставлять себя Путину. Это не означает, что он абсолютно и покорно встроился в сложившийся расклад и добровольно «похоронил» себя, смирившись с решением «национального лидера»(его заявления часто указывают, что совсем нет). Это означает, что Медведев готов подождать своего шанса, который, безусловно, настанет, если не через несколько лет, то через 6 лет точно.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.