Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.03.2012 | Алексей Макаркин
Сербия на пороге Евросоюза
На саммите Евросоюза Сербия получила статус кандидата в члены этой организации. Для правящей в Белграде коалиции, которой в мае предстоит идти на очередные парламентские выборы, это решение очень важно. Но даже в случае победы оппозиции европейская ориентация Сербии пересмотрена не будет.
Проевропейский консенсус
В настоящее время правительство Сербии сформировано двумя политическими блоками, успешно выступившими на выборах 2008 года. Первый – "За европейскую Сербию" - был создан во главе с Демократической партией нынешнего президента Бориса Тадича. Его название говорит само за себя. Во втором преобладает Социалистическая партия Сербии, которой когда-то руководил Слободан Милошевич. Однако сейчас социалисты серьезно изменились, отказались от наследия авторитарного сербского лидера и поддержали европейский путь развития страны.
Единственной партией, которая жестко и последовательно выступает против европейской интеграции Сербии, являются радикалы Воислава Шешеля, который сейчас находится в гаагской тюрьме. На выборах 2008 года они стали вторыми. Когда в Гаагу выдавали генерала Ратко Младича, то именно радикалы организовывали акции протеста – впрочем, не приведшие ни к каким результатам. В нынешнем году радикалы объявили о том, что собрали свыше 200 тысяч подписей против вступления Сербии в ЕС.
Однако за последние годы позиции Радикальной партии ослабли. "Человек № 2" среди радикалов Томислав Николич еще в 2008 году вышел из партии и основал собственную – Сербскую прогрессивную партию ("напредняков"). Причиной этого решения стало голосование Николича за принятие Соглашения о стабилизации и ассоциации между Сербией и ЕС, с которого и началась сербская евроинтеграция.
За последние годы "напредняки", выступающие под популистскими лозунгами, опередили радикалов по популярности и сейчас вместе с демократами Тадича являются основными кандидатами на победу на майских выборах. "Напредняки" являются сторонниками вступления в ЕС, хотя и с оговорками, которые во многом можно отнести к оппозиционной риторике.
И еще один маленький, но характерный штрих – если до Первой мировой войны Сербская радикальная партия ориентировалась во внешней политике на Россию, то "напредняки" близко сотрудничали с Австро-Венгрией. Разумеется, нынешние партии только взяли себе громкие названия своих предшественников и не являются их правопреемниками. Однако в балканской политике исторические аналогии никогда не являются случайными.
Так что, какое бы правительство ни было сформировано после майских выборов, оно будет продолжать европейский курс, хотя и с некоторыми нюансами. Хотя понятно, что ЕС больше сочувствует демократам и их союзникам – не случайно, что статус кандидата был предоставлен Сербии на старте избирательной кампании. Правящая коалиция считает это событие своим главным достижением, хотя оно было связано и с трудными решениями, которые под давлением ЕС приняло правительство страны.
Гаага и Косово
Хорошо известны два основных условия, которые Сербия должна была выполнить для получения статуса кандидата. Первое – эффективное сотрудничество с Гаагским трибуналом, то есть арест и выдача разыскиваемых сербских политических и военных деятелей. Среди них генерал Младич, Радован Караджич, Горан Хаджич. Если бы эти выдачи состоялись лет 10 назад, то страна оказалась бы в состоянии масштабного гражданского конфликта. Однако к настоящему времени ситуация изменилась – войны 90-х годов ушли в историю, о которой многие стараются не вспоминать.
Второе условие выполнить было существенно сложнее. Это нормализация отношений с Косово, которое большинство сербов продолжают считать своей исторической территорией. К тому же сербское меньшинство, проживающее на севере Косова, только что провело референдум о признании местных органов власти, который был вызван напряженными межнациональными отношениями в регионе. Этот референдум не был признан официальным Белградом, но вызвал симпатии у многих сербов. Понятно, что любое правительство Сербии, которое сейчас согласится признать косовскую независимость, рухнет под давлением массовых протестов.
Косовская проблема стала причиной того, что заветный статус Сербия не получила еще в прошлом году. Но к началу нынешнего удалось добиться компромисса. Власти Сербии согласились с тем, чтобы Косово принимало участие в региональных межгосударственных форумах, правда, с оговорками. Так, на табличке с названием "Косово" будет стоять звездочка. Эта отметка будет отсылать к сноске, объясняющей противоречивый статус территории. Там будет ссылка на резолюцию Совбеза ООН 1244, где нет упоминания о независимости Косова, и на решение Международного суда ООН, который счел законным провозглашение независимости Косово. Формально Сербия не признала Косово, что активно подчеркивает президент Тадич, давно провозгласивший курс "И Европа, и Косово", и правительство страны. Однако многие наблюдатели считают, что "звездочка" через некоторое время может исчезнуть. Да и для вступления в Евросоюз от Сербии могут потребоваться дальнейшие шаги по сближению с косоварами.
С одной стороны, несколько стран – членов ЕС до сих пор не признают независимости Косова (это Испания, Румыния, Словакия, Греция, Кипр). Так что этот фактор не является обязательным условием членства в Евросоюзе. С другой стороны, страны – члены ЕС должны урегулировать свои территориальные проблемы. Поэтому дилемма между Европой и Косово рано или поздно может стать актуальной.
Европейская перспектива
Президент Сербии Борис Тадич заявил, что вступление в ЕС - это стратегическая цель Сербии. Однако в ближайшие годы эта перспектива не будет реализована. После ускоренного приема в ЕС Румынии и Болгарии в Союзе сочли, что поспешная интеграция чревата нежелательными издержками (кстати, на прошедшем саммите было вновь отложено решение вопроса о вступлении этих стран в Шенгенскую зону).
Тем более, что нынешний экономический кризис также побуждает европейцев к осторожности. Хорватия получила статус кандидата в ЕС в 2004 году, а официальное завершение ее европейской интеграции намечено на 2013 год. Вряд ли Сербия пройдет этот путь существенно быстрее. Стране надо еще провести немало реформ в экономической и правовой сферах, чтобы соответствовать требованиям Евросоюза.
Есть и проблемы взаимоотношений между Сербией и соседними странами. В частности, с Румынией, которая только 1 марта сняла свои возражения против сербской кандидатуры. Ранее Бухарест отказывался подписывать соглашение до тех пор, пока сербское правительство не даст гарантии правовой защиты 30-тысячного румынского меньшинства на территории своей страны. Речь идет, в частности, о зафиксированном на уровне межгосударственного соглашения предоставлении им права учиться на румынском языке, иметь собственную церковь, газеты, теле- и радиопередачи.
В свою очередь, в самой Сербии нет консенсуса по поводу того, кого относить к румынам на сербской территории. В Сербии проживают как румыны, так и влахи, Национальный совет которых настаивает на том, чтобы не смешивать их общину с румынской. В то же время часть представителей влахов считают себя румынами.
В результате 1 марта Румыния и Сербия подписали в Брюсселе протокол о меньшинствах, проживающих на территориях этих двух стран. После этого вопрос о предоставлении кандидатского статуса был решен. Часть политических сил Сербии опасается, что в ближайшее время возможно обособление от Белграда Воеводины, в которой проживает венгерская община – особенно в условиях, когда нынешнее правительство Венгрии уделяет существенное внимание проблемам соотечественников за рубежом. Однако консолидированная (за исключением радикалов) позиция сербской политической элиты делает европейский вектор развития страны безальтернативным. Элита видит в ЕС гаранта невозвращения к изоляции, в которой страна находилась в 90-е годы – да и реального альтернативного проекта сербским "евроскептикам" выдвинуть не удалось.
Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий
Материал опубликован на сайте "Голос России" 2.03.2012
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.