Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.03.2012 | Татьяна Становая
Внесистемная оппозиция: в поисках себя
Вчерашний вечер стал одним из самых трудных испытаний для российской внесистемной оппозиции: на акцию протеста после президентских выборов пришло почти в 10 раз меньше народу, чем на прежние акции, а сами лидеры разошлись в тактике дальнейшей политической борьбы. Санкционированная акция переросла в несанкционированную, а участники последней были задержаны. Несмотря на все сомнения в честности выборов (справедливые сомнения), прочных доказательств получения Путиным менее 50% нет (даже «Голос» насчитал 50,2%). Предмет борьбы быстро ускользает из рук внесистемной оппозиции.
Обстановка перед акцией «За честные выборы» была крайне напряженной. В сети интернет распространялись фото и сообщения: в Москве стянуты войска, Алексей Навальный говорил, что с сегодняшнего дня Россия останется без легитимного президента, Сергей Удальцов обещал не покидать Пушкинскую площадь пока не уйдет Владимир Путин. Однако сразу после начала акции настроения стали меняться. Во-первых, пришло народу меньше, чем ожидалось. Во-вторых, расчёт на проигрыш Путина в первом туре не оправдался, а значит и ставки в борьбе резко упали.
Конечно, это вовсе не означает поражение внесистемной оппозиции, которая громко заявила о себе в декабре и январе этого года, равно как это и не может означать поражение разгневанного городского класса, чьи требования перемен, честных выборов, снижения уровня коррупции и критика «партии жуликов и воров» никуда не делись. Однако момент «выяснения отношений» теперь позади и власть эту битву выиграла.
Теперь внесистемной оппозиции предстоит непростой процесс становления. Тут можно выделить несколько важных процессов. Во-первых, самоорганизация. Появились совершенно новые, авторитетные, респектабельные организации типа Лиги Избирателей, Гражданина наблюдателя, а также проекты Алексея Навального – Роспил, РосАгит и т.д. Это долгая и кропотливая работа, в которой, в общем-то, и заключается сущность каждодневной работы структур гражданского общества. Но это и возможность постепенно расширять уровень узнаваемости, уровень доверия со стороны не только сетевых «хомячков», но и более широких слов общества. Юрий Сапрыкин вчера на «Дожде» заявил, что теперь важно выходить за рамки интернета, предстоит работа с теми, кто был участниками акций в поддержку Владимира Путина.
Во-вторых, перегруппировка среди оппозиционных лидеров. Есть «старые» профессиональные политики из 90-х годов: Михаил Касьянов, Владимир Рыжков, Борис Немцов. Есть давняя левая оппозиция в лице «Левого фронта» и Сергея Удальцова, также проявившего себя за последние два месяцы. Есть, наконец, набор новых лидеров. Расклад сил тут, вероятно, будет меняться в пользу последних, и старые профессионалы будут выстраиваться в очередь, чтобы стать партнерами новых лидеров. Предпринимаются попытки уже консолидироваться: Михаил Касьянов на митинге вчера предложил объединить усилия ПАРНАС, «Яблока» и партии Михаила Прохорова. Кстати, Прохоров, сразу после выборов, испытывал весьма смешанные чувства: с одной стороны, вроде успех (второе место в Москве, победа на многих участках в Западной Европе). Все это, безусловно, подстегивает амбиции и желание «показать этой власти», что у нее есть конкуренты. С другой стороны, рациональнее понимание, как и зачем он попал на эти выборы, - лучше играть по правилам. Однако «засада» для старых профессионалов состоит в том, что новые лидеры, типа Навального или учредителей Лиги избирателей как раз создавать политические партии не хотят. Получается весьма забавная картинка: Кремль расширил возможности для оппозиции, но так, чтобы она при этом оставалась маргинальной и слабой. Новая оппозиция в эти игры играть не хочет (и правильно делает, видимо), обрекая снова старых профессионалов на маргинальное существование.
Важно, что вчера Касьянова освистали, у Геннадия Гудкова потребовали сдать мандат, а вот реальным героем стал Алексей Навальный – его единственного тепло встретила публика на Пушкинской. Раздраженный городской класс сам выбирает, кого он хочет видеть своими кумирами.
В-третьих, оппозиция должна найти более оптимальную тактику политического протеста, чем уличные митинги, шествия и стояния у фонтана. Вчера Сергей Удальцов, Алексей Навальный, Илья Яшин и Илья Пономарев остались с парой сотен сторонников на площади, когда митинг завершился. Акция сразу была воспринята правоохранительными силами как несанкционированная, а ее участники задержаны. Предложение Удальцова остаться на площади, в целом было встречено весьма критично наблюдателями: непонятно к чему такое геройство.
Новой оппозиции предстоит взросление, кропотливая работа, а также ожидание более благоприятных политических условий. Более актуальным сейчас встанет вопрос, стоит ли создавать политические партии, выдвигать своих представителей на выборах губернаторов, активно работать в группе Вячеслава Володина по политической реформе? Иными словами: ждать или вступать в игру с использованием тех механизмов, которые предлагает власть. Первая тактика боле политически рисована: она предусматривает заведомо готовность занять поле маргиналов и подставиться под «кремлевских политтехнологов», которые свое дело знают. Вторая тактика требует терпения и работы с народом, а не с властью. Навальный тут снова оказался прав: он заявил вчера, что лидеры гражданского движения, возникшего в России после декабрьских выборов в Госдуму, переоценили информированность жителей страны. «Мы добьемся того, чтобы каждый житель каждого маленького городка в нашей стране при слове нефть вспоминал друга Путина миллиардера Тимченко, живущего в Швейцарии, а при слове газ - приятелей Путина Ротенбергов и Ковальчука, а при слове «Путин» - слово из трех букв. Это второе слово, которое вы вспомнили», - пошутил Алексей Навальный. Он пообещал, что через полгода вся страна, а не только продвинутые интернет-пользователи, будет знать «своих героев» и тогда правящему режиму не останется ничего, как передать власть в руки народа. А у протестующих тем временем появился новый плакат «Москва слезам не верит». Ирония и юмор - надо признать, признак зрелости политической системы.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.