Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.01.2012 | Марина Леандрова
Мониторинг общественно-политической ситуации в Краснодарском крае (2011 год)
Политическая жизнь Краснодарского края в 2011 году определялась рядом знаковых, важных событий, произошедших как в политической, так и в других сферах жизни общества. Положение Краснодарского края и значимость произошедших на территории региона событий для общероссийского, а иногда и межгосударственного политического процессов, способствует усилению взаимосвязи внутренней и внешней политики в регионе, их взаимопроникновению. Данная особенность приводит к повышению статуса ключевых событий, оказавших серьезное влияние на внутреннюю расстановку сил в регионе и на взаимоотношения краевых акторов с федеральным центром. В первую очередь, к таким событиям следует отнести избирательные кампании разных уровней, продолжающуюся подготовку к Олимпиаде 2014 года в Сочи и ряд кадровых перестановок в различных органах власти.
Политический процесс в крае в течение года имел несколько ключевых особенностей, на появление которых повлияло, в первую очередь, начало ротации федеральных органов власти (прошедшие выборы в Государственную Думу РФ 4 декабря 2011) и приближение окончания срока полномочий первого лица региона А.Ткачева (апрель 2012 года).
На положение губернатора, следовательно, и основные шаги, предпринимаемые командой А.Ткачева в прошедшем году, оказал влияние ряд факторов:
- Проведение федеральных избирательных кампаний, ответственность региональной власти перед федеральным центром за обеспечение необходимого уровня поддержки партии и кандидата от правящей элиты населением и возможные санкции при неудовлетворительном выполнении данной задачи;
- Большое количество избирательным кампаний в муниципальные органы власти региона, исход отдельных из которых был стратегически важен для действующего руководства края;
- Близость окончания срока полномочий;
- Общее снижение уровня доверия населения к власти, усталость жителей от деятельности правящей элиты и появление очагов пока еще слабой протестной активности;
- Потенциальные многочисленные кадровые ротации в федеральных органах власти по итогам поствыборных перестановок в высших органах власти, возможность перехода ряда чиновников из федеральных структур на региональный уровень и наоборот;
- Повышение веса представителей силовых структур как в целом по стране, так и в Краснодарском крае, в частности, что стало следствием криминального происшествия в станице Кущевская;
- Необходимость координации интересов бизнес-сообщества и обеспечение лояльности ключевых бизнес-групп, действующих на территории региона, в целях недопущения возникновения оппозиционной действующей власти группы, продвигающей собственного кандидата на пост главы края.
Все вышеперечисленные факторы оказали разное влияние на политику действующего руководства региона, однако их значимость для определения контуров стратегии управления регионом правящей элитой сложно отрицать. Что касается намерений А.Ткачева относительно дальнейшей политической карьеры, действующий губернатор, возглавляющий край на протяжении более чем 10 лет, не планирует покидать пост главы региона в 2012 году. Уверенность губернатора обусловлена отсутствием причин для смены главы Кубани у федерального руководства: А.Ткачев создал в крае управляемую систему взаимодействия между акторами, в которой он является ключевой фигурой. А.Ткачев лоялен федеральной элите, о чем свидетельствуют и результаты последних избирательных кампаний, регион занимает ведущие позиции в рейтингах среди субъектов РФ по уровню социальной удовлетворенности жителей и основным социально-экономическим показателям. К тому же срок полномочий губернатора истекает в апреле 2012 года, практически сразу после подведения итогов президентских выборов, когда перед избранным на пост главы государства кандидатом будут стоять более важные задачи, чем ротация лояльных глав регионов. Представители СМИ и инициаторы создания различных рейтингов влиятельности также констатируют сильные позиции губернатора Краснодарского края. Так, в августе губернатор Кубани вернулся в рейтинг «100 ведущих политиков России», составленный «Независимой газетой», в котором А.Ткачев занял 95 место. В совместном проекте ИА REGNUM и компании «Медиалогия» по исследованию упоминаемости в СМИ глав российских регионов А.Ткачев по итогам 2011 года лишь однажды вышел из первой десятки1 (в январе губернатор занял 11 место), в остальные месяцы стабильно занимая 6-7 место.
Успехи первого лица региона подкрепляются и лидерством Кубани, в частности, Краснодарский край стал лидером рейтинга регионов России, наиболее часто упоминаемых в зарубежных англоязычных СМИ. Такие результаты показало исследование медийной репутации субъектов РФ в зарубежной прессе, проведенное аналитическим агентством «Смыслография». По результатам исследования, в первую тройку рейтинга вместе с Кубанью вошли Пермский край и Томская область. Динамика изменения показателей социально-экономической статистики также демонстрирует улучшение положения края: в регионе зафиксирован самый низкий по Южному ФО уровень безработицы (6%); по данным Министерства регионального развития РФ, Кубань показала максимальную инвестиционную привлекательность среди территорий России за 2011 год. Благоприятное положение губернатора и региона в публичном поле, их победы в различных рейтингах и демонстрация высоких результатов федеральному руководству и избирателям позволяют А.Ткачеву уверенно заявлять о своих претензиях на новый губернаторский срок.
Фактически сконцентрировав власть в регионе в своих руках, глава Кубани формально выступает за политику децентрализации как в стране, так и в регионе. О необходимости передачи части федеральных полномочий на региональный уровень губернатор края говорил на встрече президента Д.Медведева с представителями общественного комитета его сторонников во время визита главы государства на Кубань в октябре. Стремление к отказу от некоторых функций и расширению представительства нижестоящих инстанций А.Ткачев продемонстрировал на примере изменения порядка формирования представительного органа власти столицы края уже в ноябре. Согласно принятым поправкам в устав муниципального образования, выборы депутатов будут проводиться по смешанной схеме – 21 депутат будет избираться по партийным спискам, 21 - по мажоритарным округам. Новый порядок выборов будет применен в марте 2015 года после истечения срока полномочий действующего созыва представительного органа Краснодара. В данный момент 39 из 42 депутатов городской думы Краснодара являются членами партии власти, один депутат возглавляет краевой совет сторонников этой партии, два депутата на момент избрания являлись членами «Справедливой России», но не так давно вышли из ее рядов и сейчас являются беспартийными.
Одним из ключевых принципов политики губернатора в прошедшем году стало отсутствие резких изменений. Правящая элита старалась анонсировать минимальное количество новых грандиозных проектов и инициатив, избрав в качестве основного метода привлечения электората распространение информации об эффективной политике региональной власти по уже популярным у населения информационным поводам, среди которых продолжение подготовки Олимпиады в Сочи 2014 года, поиск и наказание виновных в происшествии в Кущевской и т.д. Традиционно высокой популярностью в СМИ пользовались новости о визитах в регион высокопоставленных чиновников, среди которых премьер-министр В.Путин и президент Д.Медведев; проведение осеннего инвестиционного форума в Сочи и ротации в органах власти. Следует отметить, что наряду с действительно важными для дальнейшего развития края событиями, как запуск в эксплуатацию газопровода Джубга – Лазаревское - Сочи, на котором присутствовал премьер-министр В.Путин, широким резонансом в СМИ и блогосфере пользовались такие неординарные события, как участие В.Путина в XVI международном байк-шоу «Ночные волки» в Новороссийске, участие Д.Медведева в Празднике урожая в Краснодаре и обнаружение В.Путиным древних амфор на месте древнегреческого города Фанагория на дне Таманского залива.
Наиболее важными кадровыми перестановками года, произошедшими по итогам инициатив властей, стали смена сенатора от исполнительной власти региона в Совете Федерации, назначение нового главного федерального инспектора по Краснодарскому краю и изменения в руководящем составе «Олимпстроя».
Начало года в Краснодарском крае совпало с важными перестановками в составе руководства государственной корпорации по подготовке Сочи к проведению зимних олимпийских игр «Олимпстрой». 8 февраля 2011 года в отставку по состоянию здоровья ушел глава корпорации, известный российский бизнесмен Т.Боллоев, возглавлявший «Олимпстрой» с 6 июня 2009 года. Т.Боллоев – доверенное лицо и соратник В.Путина, ранее возглавлявший ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (1991-2004 гг.), и ряд других крупных предприятий в Санкт-Петербурге, также имеет опыт государственной службы (с 2000 года - член Совета по предпринимательству при Правительстве РФ). По некоторым данным, истинной причиной ротации стала коррупция в высших органах управления «Олимпстроем», представитель Следственного комитета сообщил о шести уголовных делах в отношении работников ГК «Олимпстрой». Предприятию был причинен значительный финансовый ущерб на сумму, выплаченную сотрудникам в качестве заработной платы (по некоторым данным, 23 млн. руб.). Впоследствии выяснилось, что документы, представленные сотрудниками, были поддельными. Руководству удалось избежать широкого резонанса произошедшего, однако Т.Боллоев вынужден был покинуть пост главы корпорации. Кроме того, Т.Боллоева связывали сложные отношение с вице-премьером РФ, курирующим подготовку к олимпиаде, Д.Козаком, который неоднократно отмечал неудовлетворительную работу Т.Боллоева. Новым главой корпорации стал заместитель главы аппарата правительства России С.Гапликов (ранее – премьер-министр Чувашии в правительстве Н.Федорова). Отсутствие значимых кадровых перестановок в структуре после назначения С.Гапликова подтверждает версию об управляемости С.Гапликова и проблеме именно с кандидатурой главы корпорации. Эксперты считают, что С.Гапликов может принадлежать как к группе влияния Д.Козака, позитивно отреагировавшего на назначение, так и к группе влияния мэра Москвы С.Собянина (именно он пригласил С.Гапликова на работу в Москву). Частые ротации в органах власти, связанных с подготовкой к Олимпиаде 2014 года стали уже традиционным явлением, С.Гапликов – четвертый глава структуры. Высокая скорость ротации объясняется приоритетностью вопросов, связанных с подготовкой к олимпиаде, для правящей элиты, конкуренцией среди бизнес-групп, высоким уровнем ответственности руководителя корпорации. Данный пост подразумевает наличие у кандидата как способности к консолидации интересов конкурирующих групп и возможности оперативного эффективного реагирования на возникающие трудности, так и определенную лояльность по отношению к вышестоящим руководителям. Успешный кандидат должен уметь маневрировать между интересами федеральных и региональных элит и в то же время быть эффективным управленцем не просто государственной или бизнес-структуры, а корпорации, сочетающей в себе отличительные черты каждой из них. Краткосрочность существования структуры, управление серьезными материальными и финансовыми ресурсами и высокие ожидания начальства требуют наличия определенного опыта и навыков, которыми прежние главы корпорации не обладали.
Другие важные изменения, инициированные руководством региона, произошли осенью 2011 года. В соответствии с постановлением губернатора от 10 октября 2011 года досрочно прекратил полномочия члена Совета федерации представитель администрации Краснодарского края в Совете федерации А.Починок. Новым представителем края в верхней палате совета федерации стал депутат законодательного собрания края, вице-президент Олимпийского комитета России, председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа» А.Билалов. Отзыв А.Починка из Совета Федерации для большинства экспертов стал неожиданным, однако смена сенатора назревала достаточно давно. Эксперты стали отмечать снижение эффективности деятельности сенатора. Идеальным кандидатом для лоббирования интересов края на федеральном уровне стал А.Билалов, эффективный менеджер и близкий сторонник А.Ткачева. Приближение окончания срока полномочий А.Ткачева на посту губернатора также требовало присутствия сильных лоббистов интересов губернатора на федеральном уровне, что привело к заблаговременному удалению неудобных фигур накануне сложного периода. При этом следует помнить, что кандидатура А.Починка в качестве представителя администрации края в Совете федерации была навязана на тот момент полпредом президента в Южном ФО Д.Козаком (А.Починок занимал должность заместителя полпреда в Южном ФО). Отстранение А.Починка также несколько ослабило позиции Д.Козака на юге России, усилившиеся после назначения С.Гапликова главой «Олимпстроя». Важно отметить, что А.Ткачев добился положения безальтернативного лидера и авторитета для региональных элит, поэтому усиление какого-либо крупного актора глава края стремится нейтрализовать другими перестановками.
Другой формально значимой перестановкой стала смена главного федерального инспектора по Краснодарскому краю. Вместо занимавшего ее три года А.Верещагина на нее был назначен представитель президента РФ в квалификационной коллегии судей Краснодарского края А.Ермаков. Причиной ротации стало достижение А.Верещагиным предельного возраста нахождения на государственной службе (65 лет). Следует отметить кратковременность данной перестановки, т.к. А.Ермаков также в скором времени может покинуть данный пост по идентичным причинам (в январе 2011 года ему исполнилось 63 года). А.Ермаков длительное время работал в аппарате полпреда президента РФ в ЮФО с первых дней его организации - ведущим и главным специалистом и главным советником, поэтому его назначение стало достаточно ожидаемым как в элитных, так и в экспертных кругах.Политический процесс и поведение основных акторов региона в прошедшем году в значительной степени определяли подготовка и проведение выборов: в течение 2011 года на территории региона было проведено 83 избирательные кампании, среди них одна федеральная кампания по выборам депутатов шестого созыва Государственной Думы РФ, 11 кампаний по выборам глав муниципальных образований края и 71 избирательная кампания по выборам глав и депутатов сельских и городских поселений.
Наибольший интерес для данного мониторинга представляют федеральные выборы, результаты которых позволят как определить место края среди других субъектов РФ, так и получить представление о внутрирегиональных электоральных структурах и социальных размежеваниях.
В голосовании принимали участие 7 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». Избирательная активность на выборах составила 71,12% (2,4 млн. человек), что является достаточно высоким показателем среди регионов РФ. Самый низкий показатель зафиксирован в Ейске, Курганинском и Кущевском районах. Жители крупных городов, в частности, Краснодара и Сочи, в сравнении с выборами 2007 года, голосовали активнее - процент явки, соответственно, увеличился с 62% до 72,5%, а также с 50,26% до 72%.
Иерархия предпочтений жителей Краснодарского края выстроилась следующим образом: «Единая Россия» - 53,57%, КПРФ – 18,76%, ЛДПР – 11,71%, «Справедливая Россия» - 11,1%, «Яблоко» - 1,69%, «Патриоты России» - 0,97% и «Правое дело» - 0,44%. Общим итогом выборов стало снижение результата партии власти за счет практически равномерного прироста (в процентном отношении) голосов трех оппозиционных объединений, представленных в Государственной Думе пятого созыва. Результат «Единой России» снизился почти на 10 пунктов (53,57% - на федеральных выборах 2007 года), процент, полученный КПРФ, вырос на 4 пункта (14,7% - на федеральных выборах 2007 года), проценты ЛДПР и «Справедливой России» выросли примерно на 3 пункта (8,16% и 8,12% на федеральных выборах 2007 года, соответственно). Остальные политические силы не пользуются популярностью в регионе (более 1% голосов избирателей смогла набрать только партия «Яблоко»). Таким образом, следует констатировать сохранение иерархии предпочтений избирателей, а перераспределение голосов между партиями считать следствием ослабления партии власти и снижения уровня доверия к ней со стороны электората, а не успехом конкретной оппозиционной политической силы.
Следует отметить, что во всеобщий день голосования на Кубани также были избраны 21 глава городских и сельских поселений (все - члены "Единой России") и 19 депутатов местных представительных органов (16 человек – представители партии власти, 3 - самовыдвиженцы).
Представители оппозиции заявили о многочисленных нарушениях в ходе проведения федеральной избирательной кампании и организовали несколько акций протеста против итогов выборов. В частности, инициатором публичного выражения протеста стало региональное отделение КПРФ. Партия провела митинг 10 декабря, однако количество участников мероприятия не превысило 500 человек. Митинг состоялся в форме встречи депутатов Госдумы РФ и Законодательного Собрания края с представителями общественности. Перед собравшимися выступили секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, а также руководитель фракции КПРФ в кубанском парламенте Николай Осадчий. Участие в акции также приняли активисты регионального отделения партии «Яблоко» во главе с заместителем руководителя, экологом Андреем Рудомахой. В целом, протестные мероприятия в крае не имели массового характера и не получили широкого резонанса.
В целях выявление возможных корреляций между показателями социально-экономического развития территорий, эффективностью работы власти и предпочтениями избирателей края каждой конкретной партии, был проведен статистический корреляционный анализ по методу Пирсона и Спирмана. В качестве основных переменных использовались проценты, полученные политическими партиями в муниципальных образованиях региона, ряд показателей социально-экономической статистики, свидетельствующих об уровне эффективности власти (см. Приложение 1). В соответствии с результатами анализа значимых корреляций между результатами партий по итогам выборов и показателями социально-экономической статистики не зафиксировано.
Основываясь на результатах кластерного анализа данных по итогам голосования, электоральную структуру Краснодарского края можно представить в виде трех групп:
1 кластер включает в себя 21 территорию, тип голосования, характерный для данных территорий является наиболее распространенным в крае. Он отличается средними для региона значениями по всем итоговым показателям голосования: явка избирателей - 72%2 , «Единая Россия» - (56%), КПРФ – 18%, ЛДПР – 10,9%, «Справедливая Россия» - 10,6%, «Яблоко» - 1,7%, «Патриоты России» - 0,9%, «Правое дело» - 0,4%. Наиболее типичным представителем первой группы территорий является Крыловский район. Следует отметить, что в число территорий данной группы входят и крупные города региона: Краснодар, Сочи, Туапсе, Новороссийск и Геленджик.
2 группа состоит из 12 электоральных районов и по численности практически идентична третьей совокупности. Характерными чертами данного кластера являются активное голосование электората (явка – 79%), высокий уровень поддержки партии власти – 67%, недоверие к оппозиционным объединениям: КПРФ – 14%, «Справедливая Россия» - 9%, ЛДПР – 7%. Своего рода провластный тип голосования отличается от двух других незначительным изменением в иерархии электоральных предпочтений: в отличие от первой и третьей группы избиратели второго кластера чаще голосуют за «Справедливую Россию», чем за ЛДПР. Такой тип голосования в первую очередь отличает Кавказский район.
3 кластер включает в себя 11 территорий, в большей степени, чем другие территории склонных к поддержке оппозиционных сил. Центральные значения кластера по голосованию за оппозицию являются достаточно высокими относительно среднерегиональных: КПРФ – 22%, ЛДПР – 15%, «Справедливая Россия» - 13% и т.д. Это объясняет достаточно невысокий результат партии власти – 45%. При этом перечисленные территории сравнительно неактивны, избирательная явка варьирует на уровне 66%. Наиболее типичным представителей третьего кластера можно назвать г. Ейск.
Таким образом, электоральная структура региона включает в себя три основные группы территорий: практически половина районов края характеризуется стандартным или «усредненным» типом голосования, при котором поддержка той или иной политической силы приближается к средним показателям ее поддержки по краю; две группы, включающие в себя примерно одинаковое количество районов, отличаются более активным голосованием за партию власти (вторая группа) или оппозиционные объединения (третья группа). Т.е. итоги федеральных выборов в Госдуму РФ 4 декабря продемонстрировали наличие в регионе стандартного распределения территорий по группам, когда основная часть районов является типичными представителями электорального поля региона, но при этом присутствуют группы территории с девиантным типом голосования. Основные электоральные расколы сложно объяснить с помощью стандартного набора показателей социально-экономической статистики (количество городского и сельского населения, уровень заработной платы, объем инвестиций в основной капитал и т.д.): по результатам статистического анализа тип голосования практически не зависит от уровня эффективности власти на местах. Например, города, отличающиеся девиантным поведением, по итогам кластерного анализа были включены в группу наиболее типичных территорий края.
Итоги весеннего избирательного цикла также способствовали укреплению стабильности и преемственности власти в регионе. 13 марта в крае было проведено 7 кампаний по выборам глав муниципальных образований (одни из которых досрочные), 22 мая состоялось четыре досрочных голосования, по итогам которых четыре муниципальных образования Кубани возглавили новые руководители. Избирательные кампании проходили в Белоглинском, Брюховецком, Калининском, Кореновском, Красноармейском, Крыловском, Павловском, Северском, Темрюкском, Тимашевском районах и в городе Армавир. Средний уровень избирательной активности составил 51%, наиболее активными оказались жители Красноармейского района (61%), наименее активными – Тимашевского (34%). На одно место претендовали в среднем 4 кандидата. Итог большинства кампаний был достаточно очевиден: все районы возглавили либо действующие руководители, либо их заместители и помощники (по причине отсутствия в списке кандидатов действующих глав). Все избранные кандидаты представляли партию «Единая Россия», при этом поддержка жителями успешных кандидатов в 8 муниципальных районах превысила 80-% отметку. Надо подчеркнуть, что в 9 муниципальных образованиях в регистрации в качестве кандидата на пост руководителя было отказано представителям оппозиционных партий, что способствовало снижению уровня конкуренции среди претендентов. Серьезная борьба между кандидатами развернулась только в Тимашевском районе, чему способствовала и невысокая явка избирателей. Противником действующего главы района А.Потапенко стал руководитель «Тимашевского молочного комбината», филиала ОАО «Вимм-Билль-Данн» Е.Иванов, выдвинутый КПРФ. Поддержка крупной бизнес-группы, активное недовольство жителей политикой действующего руководства и широкая известность в крае комбината, представляемого Е.Ивановым, помогли ему получить 35,7% голосов избирателей. Но победителем стал А.Потапенко, получивший 50,3%. Среди прошедших кампаний можно также выделить выборы в Северском районе, которые интересны не результатами и ходом голосования, а особенностями волеизъявления избирателей. Некоторые сомнения в легитимности процедуры вызывает крайне нетипичное соотношение количества бюллетеней, содержащихся в стационарных и переносных ящиках для голосования. Для районов, не обладающих особенностями, затрудняющими жителям доступ к избирательным участкам в дни выборов, наиболее традиционным является соотношение долей бюллетеней в переносных и стационарных ящиках 1:12, в то время как количество голосов, отданных за кандидатов не на избирательных участках, по итогам выборов в Северском районе составило треть от общего числа голосов. Вместе с этим, в районе было отказано в регистрации представителям партий КПРФ и «Яблоко», а депутату Совета муниципального образования С.Богданову в регистрации было отказано дважды (второй раз кандидат подавал документы на регистрацию от партии «Яблоко»).
Результаты избирательных кампаний на территории края в 2011 году свидетельствуют о высокой степени влияния правящей группы на итоги значимых политических событий в регионе, стабильности электорального пространства и постепенном перераспределении поддержки избирателей от партии власти к оппозиционным объединениям.
Одной из основных причин пристального внимания к происходящему в крае со стороны федеральных властных и бизнес-структур является постепенное приближение сроков проведения Олимпиады 2014 года в Сочи. Подготовка к мероприятию мирового масштаба способствует резкому повышению ответственности руководства региона перед вышестоящими инстанциями и в то же время ставит край в ряд стратегически важных субъектов РФ. Следует отметить, что актуальность темы Олимпиады-2014 в публичном пространстве несколько снизилась в соответствии с объективными закономерностями, определяющими присутствие той или иной темы в повестке дня. Пик внимания СМИ и общественности в отношении мероприятий, подобных Олимпиаде, традиционно приходится на первый период после победы страны в конкурсе на определение места проведения мероприятия и на непосредственно предшествующий играм период. Однако все крупные решения федерального и регионального руководства, действия которых распространяется на территории Кубани, так или иначе связаны с предстоящими играми.
Олимпийское строительство вступает в наиболее активную фазу: власти рапортуют о сдаче первых объектов, качество работ и соответствие сроков их фактической подготовки заявленным постоянно инспектируется российскими и международными компетентными органами. Значительная часть олимпийских объектов в настоящее время уже сдана в эксплуатацию или находится в строительстве, по словам вице-премьера Д.Козака: «На сегодняшний день, по моим и другим экспертным оценкам, мы прошли с точки зрения подготовки к Олимпиаде около 70% пути. В настоящее время уже завершено строительство 131 объекта. Они уже введены в эксплуатацию. В стадии строительства находятся 182 объекта. Напомню, что всего должно быть построено - 545 объектов». При этом темпы и качество строительства в целом соответствует нормам и требованиям, выдвигаемым к спортивным и инфраструктурным объектам. В частности, участники очередной проверки Координационной комиссией Международного Олимпийского Комитета строящихся объектов зимней Олимпиады в Сочи констатировали прогресс по подготовке игр, достигнутый на всех уровнях и повышение интереса к олимпиаде среди жителей края.
2011 год для Краснодарского края стал, в первую очередь, годом создания благоприятных условий для действующей элиты в связи с назначением губернатора в 2012 году. Группа влияния действующего главы региона смогла обеспечить достаточно высокий результат партии власти на федеральных выборах и победу представителей партии власти в ходе избирательных кампаний в муниципальные органы власти, благоприятный фон и широкую представленность Краснодарского края и его первого лица в СМИ различного уровня, отсутствие крупных скандалов в публичной сфере, либо их незначительное и кратковременное освещение с последующей реабилитацией посредством активного распространения информации об успешном разрешении ситуации. Губернатор края подтвердил свой статус политика, прямо или косвенно управляющего значительной частью важных процессов, затрагивающих интересы Краснодарского края, и в то же время лояльно настроенного по отношению к представителям правящей федеральной элиты. При этом процесс снижения уровня доверия избирателей к действующей власти, рост качественных и количественных показателей критики деятельности партии «Единая Россия» отразился на положении партии власти и ее сторонников в регионе. Тем не менее, успешное проведение и сопровождение основных мероприятий в политической и других сферах действующей элитой Краснодарского края позволяет высоко оценить вероятность сохранения А.Ткачевым должности губернатора региона после 2012 года, что будет способствовать продолжению политического курса, проводимого действующей властью.
Приложение 1
Показатели социально-экономической статистики, свидетельствующие об уровне эффективности власти, используемые при проведении корреляционного анализа.
1. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дорожное хозяйство, тысяч рублей.
2. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на транспорт, тысяч рублей.
3. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства всего, тысяч рублей.
4. Объем инвестиций в основной капитал, в расчете на 1 человека, рублей.
5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, рублей.
6. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на здравоохранение, тысяч рублей.
7. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование, тысяч рублей.
8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, квадратный метр общей площади.
9. Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения, единиц.
10. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на финансирование жилищно-коммунального хозяйства - всего тыс. рублей.
11. Общий объем расходов бюджета муниципального образования, тыс. рублей.
12. Количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями в электронном виде, единиц.
13. Количество высших учебных заведений, всего единиц.
14. Количество медицинских учреждений, всего единиц.
15. Объем производства продукции сельского хозяйства, рублей.
16. Индекс производства продукции сельского хозяйства.
Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электоральных пространств», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф.
Марина Леандрова - стажер Лаборатории региональных политических исследований НИУ-ВШЭ.
1. На момент публикации материала отсутствовали данные по исследованию за декабрь 2011 года.
2. Здесь и далее в скобках указаны центральные значения кластера, к которому относятся территории.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.