Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

22.03.2012 | Олег Громов

Янукович в Москве: риски и ставки Киева во внешней политике

На встрече с новоизбранным российским президентом Владимиром Путиным в понедельник 19 марта украинский президент Виктор Янукович не добился сколько-нибудь ощутимых результатов. В СМИ лишь просочилась информация о неясных перспективах урегулирования «сырного кризиса», а также о том, что Украина не войдет в рыхлую структуру ЕврАзЭС и, получается, в более определенную, крепкую структуру Таможенного союза. Евразийский союз – как некая глобальная основа для интеграции на постсоветском пространстве – остался вообще за скобками переговоров. Тем временем, украинский премьер-министр Николай Азаров поблагодарил польского президента Бронислава Комаровского за «помощь в евроинтеграции» и согласовании текста Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза. Таким образом, украинская сторона продолжила политику игнорирования предложенных Россией форматов интеграции в обмен на неясные перспективы сближения с ЕС.

В целом ситуация была ясна еще в декабре 2011 года, когда Украина готовилась подписать это Соглашение, не учитывая мнение России и полагаясь на некую финансовую и дипломатическую помощь Европы в «газовом вопросе». Европа, разумеется, документ не подписала, гарантий помощи не дала, а лишь ужесточила нажим на украинскую власть в рамках критики тюремного заключения Юлии Тимошенко. Более того, Соглашение до сих пор используется европейцами как «морковка» для отвлечения внимания Украины от восточного вектора своей политики. Украинцы, в конце концов, поняли безрезультативность переговоров по немедленному подписанию Соглашения, что выразилось в статье министра иностранных дел Константина Грищенко (кстати, ярого «европофила»). В статье министр четко обозначил, что страна не ждет интеграции в Европу в ближайшее время, но готова сама отстраивать европейские условия жизни у себя дома. Проще говоря, Украина соглашается на отсрочку евроинтеграции с условием предоставления гарантий таковой для себя. Фактически украинская элита отказалась от одной иллюзии в обмен на другую – ожидания еврочленства в будущем.

Другая часть киевской бюрократии во главе с премьером Азаровым не согласилась с такой постановкой вопроса и продолжила упорные попытки подписать-таки Соглашение до октябрьских выборов в Раду. Получив некие смутные гарантии от Варшавы (которые не подкреплены мнением основных европейских игроков – Франции и Германии), Киев решил выбрать более жесткую линию поведения на переговорах в Москве. Это напоминает позицию большевистского наркома иностранных дел Льва Троцкого на переговорах с «центральными державами» - «ни мира, ни войны». То есть не интегрируемся, но не объявляем полномасштабную торговую, политическую, дипломатическую и идеологическую войну.

А война торговая фактически в одностороннем порядке уже идет. Российская сторона явственно показывает, что готова применить к Киеву суровые санкции в соответствии с тем, что Украина уже не является союзником Москвы. И на ее границах закономерно вырастут «пограничные столбы» нового Таможенного союза. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пока это отразилось только на бойкоте украинских сыров одновременно Россией и Белоруссией. Однако в скором времени могут подвергнуться ревизии многочисленные совместные проекты в области военно-промышленного комплекса (наметившиеся контракты на покупку украинских верфей, модернизацию военных судов, развитие авиастроительной кооперации и запуск в серию самолета Ан-70), ядерной энергетики (достройка блоков Хмельницкой АЭС), некоторые кооперативные проекты в агропромышленном и других индустриальных секторах. Кроме того, будут подниматься пошлины на все виды украинского экспорта в Россию (благо продукцию агропрома можно заменить экспортом из Белоруссии и других стран). Для украинской же экономики и власти В.Януковича, которая стоит перед угрозой дефолта, этот удар может стать роковым.

Киев расценивает эту политику как попытку давления. В споре значительную роль играют личные неприязненные отношения между Виктором Януковичем и Владимиром Путиным. Здесь каждый не хочет терять лицо и «прогибаться» под другого. В итоге ситуация ведет к полномасштабному кризису.Российская сторона, почувствовав эффективность своей политики по отношению к Белоруссии, не хочет менять подходов, тем более, что пространные обещания Киева ее уже не страивают. Здесь думают так – или союзники и торговые партнеры, либо государства по разные стороны таможенного занавеса. Украина уже провалила в 2004-2005 годах попытку создать Единое экономическое пространство. Второго шанса провалить проект Таможенного союза Путин ей не даст.

Отдельным грузом висят «газовые» переговоры. Новых контрактов на поставку и транзит газа нет. Старые не устраивают Киев из-за высоких цен. Киев вынужден увеличивать тарифную нагрузку на свой бизнес и население, что приводит к ослаблению властных позиций Януковича перед выборами. Однако Киев готов стоять до конца – на днях Верховная Рада Украины приняла закон, по которому украинский топливный монополист «Нефтегаз» будет разделен на несколько компаний, согласно договоренностям с Европой, которые заключила еще Юлия Тимошенко в 2009 году после очередного газового кризиса. Однако закон опять же запрещает приватизировать газотранспортную систему (ГТС) страны. Это означает, что Киев сделал ставку на модернизацию своего «национального богатства» силами лишь европейских и американских компаний. Как и ранее, Киев живет мифом о том, что «заграница нам поможет».

Вызывает большие сомнения, что украинцы смогут привлечь европейцев к модернизации ГТС. Во-первых, Киев старательно пытается завысить цену ее модернизации, постоянно поднимая эту стоимость на несколько миллиардов долларов (сейчас речь идет примерно о 20 млрд.). Европейские, да и американские компании в преддверии второй волны кризиса не захотят сильно тратиться на дряхлую ГТС. Более того, они не захотят из-за этого портить отношения со своим партнером – «Газпромом». Сторонам все-таки предстоит снова вернуться к многосторонней формуле создания международного газотранспортного консорциума.

Есть еще один – военно-политический – аспект итогов внешней политики Януковича за последние 2 года. С учетом нагнетания истерии в отношениях с Россией стоит ожидать ответного наращивания диалога с НАТО. Москва прошлым летом дала однозначно понять, что ей не нравятся подковерные игры Януковича с натовцами. Однако Киев и не думал извиняться или сворачивать диалог. Напротив, вопрос НАТО, его привлечения к сотрудничеству с Вооруженными силами Украины и ее правоохранительными органами во время Евро-2012 будет разменной монетой на переговорах, ответом Януковича на российский газ и эмбарго сыра.

Однако такая политика взаимных претензий и давления не имеет позитивного варианта развития. С одной стороны, Москва ничего не выиграет, если сделает из Киева второй Тбилиси. С другой стороны, Киев ничего не выиграет, если поссорится с крупнейшим торговым и политическим партнером. И если раньше ключевую роль в диалоге Москва-Киев играла первая, то теперь Киев должен перехватить инициативу и предложить свой вариант интеграции. Причем разумно вновь вернуться к успешным примерам диалога – продвижению конкретных интеграционных проектов «по отраслям» - в военной, энергетической, атомной, агропромышленной и других сферах.

С Путиным можно договориться как с бизнесменом. Но его не нужно пытаться обдурить – получить российские деньги (на ту же модернизацию ГТС, оставив Россию без возможности управления своими новыми активами). Ведь фактически и переговоры с ТС, и переговоры с Евросоюзом – это попытка продать часть украинских активов и передать часть суверенитета. Это распространенная мировая практика. В Современном мире подлинным суверенитетом обладают лишь несколько стран. Суверенитет остальных размыт. И если Россия предлагает более выгодные и реальные условия, то почему бы на них не согласиться, тем более что Киев всегда может выторговать себе особые гарантии личной и бизнесовой безопасности.

Конечно, киевская элита еще долго будет болеть (как и при Ющенко) евроинтеграционными иллюзиями. Европа теперь больше сосредоточена на своих проблемах. Пора бы украинским дипломатам прекратить питаться иллюзиями и перейти к более жесткой политике. К примеру, изменить формат диалога с ЕС. Если сейчас Киев выслушивает Брюссель и пытается, как проштрафившийся школьник, исправить свои помарки, то возможно следовало бы сосредоточиться на предъявлении конкретных требований по срокам, этапам евроинтеграции, защите украинских национальных интересов в рамках сближения с европейской экономикой. Сейчас же усилия дипломатов тратятся в основном на оправдание итогов процесса над Тимошенко и т.п.

В таком формате Украина рискует оказаться в «серой зоне», зажатая между Таможенным и Европейским союзами.

Олег Горбунов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net