Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.03.2012 | Алексей Макаркин

Рussy Riot: все очень серьезно

Дело Pussy Riot стало предметом столь ожесточенных дискуссий, по сравнению с которыми даже обсуждение избирательных фальсификаций отошло на второй план. Позиция правозащитников понятна – они по определению защищают меньшинства от власть имущих и отстаивают принцип самовыражения. Сложнее с жесткой точкой зрения церкви, которая вызывает сомнения даже в среде верующих. Либеральная (и даже умеренно-консервативная – например, протодиакон Андрей Кураев) часть паствы и клира не понимает, зачем сажать в тюрьму девушек, которые никого не убили и не ограбили. Достаточно провести с ними беседу для вразумления и отпустить с миром.

Жесткость церковных властей имеет, однако, серьезную причину. Дело Pussy Riot воспринимается ими как этап в продвижении агрессивной секуляризации, которая свойственна современному Западу. Недавно нескольким странам удалось с большим трудом убедить Страсбургский суд признать законность нахождения распятий в итальянских школах. Но поражений у христиан больше, чем таких побед – например, постепенный процесс легализации однополых браков. Последняя по времени история – поддержка британским правительством в том же Страсбургском суде тезиса о том, что работодатели могут запрещать работникам носить крестики во время пребывания на рабочих местах. Парадоксально, что такую позицию занял кабинет, большинство министров которого являются консерваторами, – но они не могут не учитывать позицию «миноритариев», либерал-демократов, которые придерживаются ярко выраженных секуляристских позиций.

Понятно, что Русская церковь опасается подобных прецедентов. Есть два способа, как пытаться решить эту проблему. Первый – адаптироваться к новым реалиям, как это сделали католики на Втором Ватиканском соборе и вскоре после него. Максимально проявлять политкорректность, начать диалог с атеистами, активно реагировать на современные социальные проблемы, ввести русский язык в богослужение. Однако опыт «Второго Ватикана» критично оценивается сейчас самими католиками – церкви в европейских странах не наполнились, а, напротив, стали еще менее посещаемыми, чем в дособорный период. Прихожане, которым была скучна латинская служба, не проявляют большей охоты посещать мессу на национальном языке. Зато часть практикующих католиков испытывала сильный дискомфорт и добивалась возврата возможности слушать мессу на латыни – и папа Бенедикт пошел им навстречу. Понятно, что священноначалие Русской церкви сейчас относится к опыту «Второго Ватикана» как к капитулянтству (хотя учитель нынешнего патриарха, митрополит Никодим, всерьез им интересовался).

Второй способ носит противоположный характер. Максимально отстаивать «самость» своей конфессии, развивать миссионерскую деятельность, опираясь на поддержку власти и занимая «охранительную» политическую позицию. Создается устойчивое впечатление, что церковь поддержала Владимира Путина на выборах, а взамен получила примерный арест «кощунниц» — уж больно эти события близки по времени. Одновременно прошла консолидация духовенства: протодиакон Андрей Кураев, который посмел занять более мягкую позицию, оказался в изоляции в духовной академии, профессором которой он является. А также мобилизация прихожан, которых призвали подписать обращение с требованием наказать всех причастных к «кощунству». Церковные деятели подчеркивают, что воинствующее православие не имеет ничего общего с либеральным гуманизмом. Такими жесткими методами священноначалие пытается остановить процесс агрессивной секуляризации.

Проблема в том, что само российское общество уже сейчас секулярно, несмотря на внешнюю православную оболочку, и плохо совместимо с жесткой традиционалистской позицией. По данным фонда «Общественное мнение», лишь 31% православных верит в возможность воскресения после смерти (в среднем по стране немногим меньше – 26%). 46% православных (или, точнее, считающих себя православными) такую возможность решительно отвергают. Таким образом, с одним из основных положений христианства, о котором говорится в Символе Веры, повторяемом верующими во время каждой Литургии, твердо (как и учит Церковь) согласны менее трети «православных». Еще один опрос – Левада-центра – показал, что к православным себя относят 76% россиян (с 2007 по 2010 год их число выросло на 7 процентных пунктов). Однако только 29% твердо верят в Царство Небесное (еще 29%, считают, что оно скорее всего существует), а в существовании Ада уверены 21% (30% скорее уверены). Психологически ситуация понятна – людям более комфортно надеяться на лучшее. Но для нашей темы важнее другое. Лишь меньшинство православных всерьез относятся к проникновенным словам Иоанна Златоуста «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!», которые они должны слышать в каждую пасхальную ночь.

«Должны слышать» - потому что они эти слова в большинстве своем не слышат. По данным правоохранителей, московские храмы и кладбища в субботу и в ночь на воскресенье во время празднования Пасхи в 2011 году посетили около 373 тысяч человек. Однако это суммарная цифра (понятно, что те же люди, которые приходят в храм в пасхальную ночь, в большинстве своем «святят» куличи за несколько часов до этого). В ночных же богослужениях участвуют всего 156 тысяч человек (включая и тех, кто не смог попасть в храм из-за тесноты и остался в церковной ограде). И это из более чем 11 миллионов москвичей. Православные авторы часто объясняют это явление отсутствием храмов «шаговой доступности» и активно продвигают проект строительства 200 новых церквей. Однако для того, чтобы посетить храм в пасхальную ночь, большинству москвичей надо проявить минимальное усилие, к которому они не готовы. Поэтому вряд ли ситуация серьезно изменится, если храм будет находиться не в соседнем микрорайоне, а в соседнем дворе.

Разумеется, «пассивная» секуляризация, имеющая место в современной России, не похожа на западный опыт. Но она свидетельствует о другом – жесткая позиция священноначалия вряд ли встретит массовую общественную поддержку. Современные россияне не только малорелигиозны и воспринимают православие как часть национальной идентичности («русский – значит православный»). Они – в отличие от ряда суровых представителей патриархии и, тем более, от деятелей, призывающих физически расправиться с «пуськами» — не разделяют православие и гуманизм. Воинствующая церковь далека от их представлений. Святой Николай воспринимается ими как добрый дедушка, а не грозный епископ, дающий пощечину Арию в Никее. Иисус Христос для них добрый Боженька, а не Судия праведный. И даже если все священники будут говорить обратное (что объективно невозможно из-за разных подходов в самой Церкви к этой проблеме), то это вряд ли изменит ситуацию – люди просто их не услышат.

Для либерального сообщества позиция Церкви оказалась непростым вызовом – в его рядах много людей, в той или иной степени не одобряющих поведение Pussy Riot. Наверное, их даже большинство. Отдельно можно сказать о либеральных политиках, которые не хотят идентифицировать себя со скандальной группой, перешедшей грань приличия. Но арест изменил ситуацию – нахальные «кощунницы» предстали молодыми матерями, жертвами избирательного правосудия, которые нуждаются в защите. Происходит даже их некоторая героизация, которой уж они совершенно не заслуживают – но она является следствием эскалации конфликта и поляризации позиций сторон.

Жесткая позиция Церкви и ее альянс с государственной властью, таким образом, является не менее тупиковым вариантом, чем попытка любой ценой приспособиться к новым реалиям. И, скорее всего, приведет к еще большим издержкам. Удастся ли Церкви найти средний, «царский» путь, который «нащупывают» католики при двух последних папах, – большой вопрос, ответ на который может дать только время.

Алексей Макаркин — первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте «Ежедневного журнала» 22.03.2012 г.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net