Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

06.04.2012 | Александр Ивахник

Контрреформа на марше

Законопроект о восстановлении прямых выборов губернаторов стал одним из главных пунктов политической реформы, инициированной президентом Медведевым в конце декабря под воздействием массовых протестов против масштабных фальсификаций на выборах в Госдуму. Возможно, в краткосрочной перспективе это даже наиболее значимый для Кремля элемент политреформы, поскольку он касается важного уровня вертикали исполнительной власти и уже с осени начнет оказывать растущее влияние на политическую жизнь в субъектах Федерации и на отношения центр – регионы.

Напомним, что в соответствии с законопроектом, прошедшим первое чтение в Госдуме 28 февраля, высшее должностное лицо субъекта РФ избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок. Своего кандидата на пост главы региона может выдвинуть зарегистрированная партия, при этом собирать подписи избирателей партиям не требуется. Законопроект предусматривает и возможность самовыдвижения, но самовыдвиженцы должны собирать подписи избирателей, их количество определяется законом субъекта РФ. Полномочия главы региона могут быть досрочно прекращены в судебном порядке (если он нарушает законодательство РФ или своего субъекта) или в случае утраты доверия президента РФ.

Основным спорным моментом при обсуждении законопроекта стал вопрос о так называемом «президентском фильтре». В варианте, внесенном в Госдуму Дмитрием Медведевым, говорится, что при выдвижении партиями кандидатов в губернаторы могут проводиться консультации с президентом России. Владимир Путин, а вслед за ним и «Единая Россия» настаивали на том, что консультации партий с президентом по выдвигаемым кандидатурам должны быть обязательными.

И вот теперь, когда митинговая протестная активность и связанные с ней опасения власти улеглись, похоже, найдено более простое и надежное решение задачи по отсечению нежелательных кандидатов в губернаторы, которое к тому же освободит будущего президента Путина от необходимости вести консультации по возможным многочисленным претендентам на пост главы того или иного региона. 5 апреля неожиданно была оглашена и тут же поддержана президентом Медведевым идея о том, что все кандидаты на пост губернатора до регистрации должны будут пройти через муниципальный фильтр. Смысл идеи в том, что для получения права на участие в выборах каждый кандидат должен будет встретиться с депутатами представительных органов всех муниципальных образований соответствующего региона (т.е. не только муниципальных районов и городских округов, но и сельских и городских поселений) и получить в свою поддержку 5-7% подписей депутатов. При этом президент Медведев дополнил идею тем условием, что каждый депутат сможет поддержать только одного кандидата, чтобы не допустить превращения этой процедуры в бизнес, в торговлю своей поддержкой.

Введение муниципального фильтра в том виде, в котором он был озвучен, по существу означает, что до свободных и равноправных губернаторских выборов дело вообще не дойдет. Не секрет, что преобладающее большинство муниципальных депутатов сейчас либо являются членами «Единой России», либо, несмотря на статус самовыдвиженцев, сильно зависят от существующей региональной власти. Даже крупнейшие парламентские оппозиционные партии имеют на уровне муниципальных представительных органов незначительную долю депутатов: КПРФ – менее 10%, «Справедливая Россия» – порядка 5-6%. Что уж говорить о непарламентских партиях или о партиях, которые только будут зарегистрированы по вступившему в силу новому закону. Более того, в обширных по территории регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока кандидатам, не имеющим мощного административного или финансового ресурса, объехать за короткий срок все муниципальные образования практически невозможно. Таким образом, действующие губернаторы ставятся в заведомо привилегированные условия на будущих выборах, а во многих регионах вообще ограждаются от реальной конкуренции (для видимости состязательности власть всегда может подыскать им удобных спарринг-партнеров).

Формально идея о муниципальном фильтре была обставлена как инициатива представителей восьми регионов России, которую они предварительно обсудили между собой, а затем изложили на встрече с Дмитрием Медведевым в Горках 5 декабря. На встрече присутствовали губернаторы Белгородской и Ульяновской областей, председатели заксобраний Ленинградской и Владимирской областей, главы Самары, Северодвинска, Набережных Челнов и Хабаровского муниципального района. Интересно, как все эти люди нашли друг друга? Не иначе как в сети Facebook в группе сторонников контрреформы. А если серьезно, то ясно, что встреча в Горках представляла собой наспех сколоченную декорацию, в реальности же решение готовилось в администрации президента. Об этом говорит тот факт, что срок приема поправок ко второму чтению законопроекта о выборах губернаторов истекал 28 марта, но несколько дней назад был продлен до 15 апреля. На встрече в Горках президент предложил представителям регионов оформить озвученные поправки к законопроекту в виде законодательной инициативы и самостоятельно внести в Госдуму.

Вообще прошедшая встреча производила впечатления торжества воинствующей демагогии. Предложения о муниципальном фильтре аргументировались тем, что в 90-х годах «в губернаторские кресла рвались и проходимцы, и бандиты, и экстремисты», а сейчас возможности манипуляции общественным мнением еще больше возросли. «Армия политтехнологов буквально работает по всей территории страны, и им, собственно, всё равно, какой кандидат. Лишь бы заплатил, и они сделают всё что угодно. Популистские обещания, запугивания – любой инструментарий используется политтехнологами в этой работе», – заявил, к примеру, глава Самары Дмитрий Азаров. После упрощения регистрации партий количество кандидатов в губернаторы может возрасти и до 50, и до 100, и «конечно, простому человеку разобраться в этой веренице списков очень будет непросто». А потому требуются эксперты, вызывающие доверие у избирателей, и в роли таких экспертов как раз и должны выступить муниципальные депутаты. Как ни странно, и это, и другие выступления, проникнутые открытым отрицанием способности граждан отличить зерна от плевел, пренебрежением к свободной воле избирателей, не вызвали возражений со стороны президента. Особый цинизм ситуации придавало то, что введение муниципального фильтра позиционировалось региональными руководителями как дальнейшее продвижение демократии, поскольку участие муниципальных депутатов в отборе кандидатов послужит росту их статуса и увеличит мотивацию выдвижения в депутаты на уровне поселений.

На встрече в Горках было озвучено и встретило согласие президента еще одно предложение – о введении для всех видов выборов, кроме федеральных, единого дня голосования один раз в году вместо двух, как сейчас; таким днем должно стать второе воскресенье сентября. Другими словами, избирательные кампании предлагается проводить во второй половине лета, когда люди стремятся выбраться из городов и думают об отдыхе, а не о достоинствах и недостатках кандидатов. За этим легко угадывается стремление по возможности деполитизировать выборы, что позволяет гораздо свободнее использовать административный ресурс.

Судя по всему, в последние недели в связи с законопроектом о выборах губернаторов Дмитрий Медведев оказался под сильным давлением со стороны избранного президента и региональной верхушки. Похоже, он счел согласие с выхолащиванием своего законопроекта приемлемой ценой за беспроблемное получение поста премьера и, возможно, определенные уступки со стороны Путина в кадровых вопросах при формировании нового правительства.

Теперь дело за Государственной Думой. Представляется, что прохождение предложенных властью поправок через парламент не будет легким. Ясно, что «Единая Россия», имеющая в Думе незначительное большинство, поддержит идущие сверху инициативы. Но оппозиционные партии, заявлявшие о масштабных фальсификациях на думских выборах и нуждающиеся в обосновании своего отказа сдать мандаты, могут дать серьезный бой.

И еще одно замечание. После президентских выборов протестная активность, потеряв актуальные цели и лозунги, почти угасла. Все планы несистемной политической оппозиции относительно организации 6 мая, накануне инаугурации Владимира Путина, невиданной по массовости уличной акции воспринимались даже оппонентами избранного президента крайне скептически. Но, как показали недавние выборы мэра в Ярославле, протестные настроения, запрос на реальное обновление общественно-политической жизни не исчезли. Более того, для их перерастания в новую готовность к выходу на улицы нужен только серьезный повод. Похоже, откровенно отказываясь от собственных обещаний, власть такой повод создает.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net