Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.04.2012 | Татьяна Становая
Дмитрий Медведев: продолжение реформ и новые атаки
Возвращение Владимира Путина на пост президента при последующем назначении Дмитрия Медведева на пост премьера, ставит последнего в весьма политически уязвимое положение. В качестве главы государства у Медведева было два важных преимущества: институциональное (наличие реальных полномочий и, пусть и гипотетическая, возможность уволить Путина в любой момент), и фактор неопределенности (пока окончательно не было объявлено, что Путин будет президентом, к Медведеву даже самые яростные противники были вынуждены относится с внешним почтением). Теперь ситуация быстро меняется и Медведев оказался объектом резкой критики со стороны как «охранителей»- консерваторов, так и со стороны разочарованных либералов.
Пока напрямую против Дмитрия Медведева из действующей команды Владимира Путина выступал бывший глава избирательного штаба пока еще премьера Станислав Говорухин. Напомним, что в разгар президентской кампании он обвинял Медведева в том, что тот не оказывает Путину достаточной политической поддержки и устранился от избирательной гонки. Главный внутриэлитный «конкурент» Медведева (по крайней мере, в глазах СМИ и экспертов) – вице-премьер Игорь Сечин никогда прямо не выступал против Медведева (вероятно, это признак скорее силы, чем слабости). Осторожные упреки, которые время от времени исходят из «Единой России», являются отражением заложенного в отношениях президента и «Единой России» «конфликта интересов»: политического (партия власти ориентирована на Путина, а у Медведева нет своей партии), и идеологического (Медведев позиционирует себя как либерал, а «ЕР» - партия социального консерватизма).
Однако до сих пор Медведев еще никогда не был столь резко раскритикован со стороны «консерваторов», пусть и находящихся сегодня на периферии, причем в большей степени на личностном уровне, как человек и как политик. Показательны в связи с этим две значимые публикации в газете «МК». В первой из них глава Института стран СНГ Константин Затулин, который в свое время был «уволен» Медведевым с влиятельного поста в Госдуме за неосторожные высказывания по ситуации в Ливии (Затулин встал на сторону Путина, высказавшегося против военной кампании Запада против этой страны) предложил отменить пост премьер-министра и совместить пост президента с постом главы исполнительной власти в России.
В своей статье в «МК» Затулин призвал не допустить, чтобы «крикливые либералы» отобрали победу у Владимира Путина и его избирателей. Причем разоблачает Затулин не либеральную оппозицию, а «стоящую за спинами митингующих антипутинскую партию внутри правящего класса и властно-собственнической элиты». Тандемократию он называет двоевластием. Затулин намекает на доклад Центра стратегических разработок, вышедший под руководством Михаила Дмитриева, который предсказывал серьезные социально-политические риски и испытания для Путина в течение 6 лет его президентства. Причем во всей этой статье интересно даже не прямое антимедведевское предложение ликвидировать пост премьера, а общий тренд, атаку на идеологических либералов именно внутри власти, внутри элиты. Затулин предлагает отказаться от лозунгов «обновления, модернизации и омоложения». «Приглашение этих «модернизаторов» во власть (или сохранение их на тех постах, которые они заняли в предшествующие годы) будет означать: из-за каких-то конъюнктурных соображений национальные интересы России приносятся в жертву, а антипутинская группировка, не сумев провести своего кандидата на президентский пост, все-таки получила большую часть власти», - писал Затулин.
Позиция Затулина – это скорее отражение мнения определенной части пропутинской элиты, причем настроенной особенно жестко против Медведева. В какой степени эта позиция распространена внутри власти, сказать трудно. Но достаточно понять, что команда Медведева атомизировна, локализована преимущественно в отдельных сферах государственной системы (например, судебная система) и не является целостным образованием. Кроме того, на каждого «медведевского» человека, например, в Кремле, есть более влиятельный «путинский ставленник», и часто не один. Исходя из этого, можно предположить, что позиции Затулина может придерживаться значительная часть окружения Путина, а маргинальный статус бывшего парламентария просто позволил ему более свободно ее высказать. Пока что явную солидарность с Затулиным высказали публицисты Михаил Леонтьев и Виталий Третьяков в комментариях на сайте Regnum Модеста Колерова – все они позиционируют себя как «государственники» и антизападники.
В то же время вторая статья в «МК» - известного журналиста-разоблачителя Александра Минкина - демонстрирует (вне зависимости от цели публикации) набор антимедведевских аргументов, свойственных как сторонникам Путина, так и многим либералам. «Сколько было решительных слов, как старательно воланчик изображал пудовую гирю, а что останется? Ничего. 2008–2012 — пустое место в русской истории….С самого начала он был послушным исполнителем», пишет Минкин, добавляя и «интеллектуалам», которые мечтали об отставке Путина с поста премьера. «Вызвал на бой коррупцию и сдался. Образование и медицину не спас. Утечка мозгов увеличилась; пьянство, наркомания, педофилия, насилие росли; и даже когда он танцевал под «Американ бой», возникало обманчивое ощущение, будто ему что-то мешает», - завершает свою статью журналист «МК».
Показательно, что умеренные либералы группируются вокруг Алексея Кудрина, создавшего на минувшей неделе Комитет гражданских инициатив. Хорошо известно о крайне напряженных отношениях между Медведевым и Кудриным, который демонстративно отказался работать в медведевском кабинете и в результате потерял свой пост в правительстве еще минувшей осенью. В то же время Кудрин совместим не только с либералами, но и с Путиным. Таким образом, и либералы все более отходят от Медведева, полагая, что он является слабой и несамостоятельной фигурой.
Сам Медведев, тем временем, не снижает политической активности. Он поручил правительству ускорить приватизационные процессы и снизить долю государства в госбанках ниже контрольной. Интересно, что с осторожной критикой этого выступил даже либерал Герман Греф, обеспокоенный интересами нынешних инвесторов Сбербанка. Неопределенность и постоянные корректировки планов государства в отношении приватизации для инвесторов выглядят более рискованными, чем вообще отказ от приватизационных планов. Тем временем, «Ведомостям» удалось узнать, что намеченное на 3 апреля совещание под руководством Путина по планам приватизации отменено и его нет в графике Путина до 7 мая, дня инаугурации. На этом фоне помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что приватизация госкомпаний будет проведена в соответствии с поручениями президента. «Нас не интересует позиция членов правительства», - отрезал он, вероятно, имея в виду вице-премьера Игоря Сечина, который откровенно препятствовал приватизации крупных госкомпаний, обосновывая это их стратегической важностью. Вероятно, Медведев рассчитывает заняться ускоренной приватизацией уже в новом правительстве, и это останется в числе его политических приоритетов.
Другой инициативой Медведева является разработка, по сути, нового варианта Гражданского кодекса. Работа над кодексом шла в борьбе между приверженцами сохранения нынешней концепции ГК в рамках континентального права и сторонниками его модернизации с внедрением большего количества элементов англосаксонского права, писал «Коммерсант». Как пояснил глава Минюста Александр Коновалов, в полученном документе удалось совместить элементы обеих моделей регулирования. Кроме того, Медведев подчеркивает значимость для него антикоррупционной тематики и демонстративно предлагает провести саммит G8 в Сколково, напоминая об одном из ключевых проектов своего президентства, который вызывает явный скепсис во многих СМИ.
Однако, несмотря на усилия Медведева, вокруг него постепенно формируется более негативная информационная среда и аппаратно-политическая обстановка. По сути, у него практически не осталось союзников, не считая тех, кто прямо или косвенно работает на него. Это часть его экономической команды (Аркадий Дворкович, Михаил Абызов, Евгений Юрьев), а также набор близких фигур – глава Минюста Александр Коновалов, глава контрольного управления АП Константин Чуйченко и другие. Среди политических ресурсов у него нет ни контроля над парламентом и партией власти, ни контроля над СМИ (общественное телевидение пока остается очень спорным проектом, хотя нельзя исключать, что Медведев был заинтересован, прежде всего, в создании идеологически близкого к нему медиаресурса).
В такой ситуации политическое и аппаратное положение Медведева в будущей системе власти оказывается почти на 100% зависимым от отношений с Владимиром Путиным и степени его готовности «платить» за свое обещание назначить Медведева главой правительства. Нынешняя враждебность части путинского окружения к Медведеву может быть сознательно непресекаемым Путиным испытанием, целью которого является принуждение будущего главы правительства к «работе в команде». Представляется, что на сегодняшний момент Путин не готов отказаться от назначения Медведева премьером и реализацию «реакционной» линии, но использует ее для ограничения амбиций нынешнего президента. В то же время сейчас идет борьба не только за посты в будущей системе власти, так и за политико-экономический курс, который зависит в существенно большей степени от Путина, чем от Медведева. И поэтому основная конкуренция между жесткими «государственниками» и умеренными либералами идет сейчас за влияние на будущий путинский курс, который вряд ли будет однозначно консервативным или, тем более, либеральным.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.