Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Региональные исследования

10.04.2012 | Екатерина Васильева

Мониторинг общественно-политической ситуации в Приморском крае в марте 2012 года

Политическая жизнь в Приморском крае была достаточно насыщенной. Во-первых, 4 марта состоялись выборы Президента РФ, а некоторые населенные пункты края в тот же день выбирали также депутатов муниципальных законодательных органов (Находка, Большой Камень) или главу местной власти (Арсеньев). Муниципальные выборы в Большом Камне интересны ещё и потому, что в соответствии с изменением городского Устава впервые глава администрации был избран из числа депутатов законодательного органа, а не прямым голосованием граждан.

Другим ключевым событием стало назначение В.Миклушевского на пост губернатора Приморского края. Новый глава региональной исполнительной власти сразу включился в деятельность: совершил ряд поездок в районы края, провел встречи с населением и деловыми кругами, объявил о своих планах на развитие Приморья, совершил кадровые перестановки в администрации. Тем не менее, в период смены власти обострились давние противоречия, существовавшие в регионе, сразу создав ряд вызовов для нового губернатора. Во-первых, депутаты Законодательного собрания попробовали провести законопроект, по которому бы они смогли влиять на отзыв вице-губернаторов, обозначив латентное противостояние между исполнительной и законодательной властью. Во-вторых, в Дальнегорске с новой силой вспыхнул давний конфликт между мэром Г.Крутиковым и спикером городской Думы А.Теребиловым, который, воспользовавшись междувластием, попробовал занять пост соперника. Кризис в Дальнегорске, по большому счету, стал первым серьезным испытанием для В.Миклушевского.

4 марта состоялись выборы Президента РФ. Интерес жителей Приморского края к этой кампании был выше, чем к парламентской в декабре 2011 г. Об этом говорит существенно возросшая явка: 4 марта проголосовали 64,42% приморцев, а 4 декабря – лишь 42,46%.

В Приморском крае голоса распределились следующим образом: В.Путин получил 57,31%, Г.Зюганов – 20,36%, В.Жириновский – 8,63%, М.Прохоров – 7,95%, С.Миронов – 4,36%. В целом, данный результат незначительно отличается от среднероссийского. По России явка составила 65,3%, за В.Путина отдали свои голоса 63,75% граждан, за Г.Зюганова – 17,19%, за М.Прохорова – 7,82%, за В.Жириновского – 6,23%, за С.Миронова – 3,85%. Таким образом, Приморский край на этих выборах продемонстрировал стандартное для современной России распределение предпочтений электората. К местной специфике можно отнести только чуть более высокий уровень симпатии к лидеру коммунистов Г. Зюганову, предпочтение национализма В.Жириновского либерализму М.Прохорова и меньшее доверие фавориту президентской гонки В.Путину.

Тем не менее, результаты голосования в районах и городских округах края неоднородны и значительно разнятся. Наибольшую явку на выборах президента показали Чугуевский район (80,69%), Уссурийск (79,96%) и Артем (79,82%). Это районы с высокой поддержкой «Единой России». Минимальная явка была в Партизанске (53,46%), Дальнегорске (54,68%) и в Тернейском районе (55,23%), т.е. в достаточно сложных депрессивных районах. Во Владивостоке в голосовании приняли участие 58,82% жителей города.

Максимальную долю голосов В.Путин получил в Уссурийске (76,57%), Чугуевском районе (72,76%) и в Артеме (69,74%). Этот результат был обеспечен многими факторами. Во-первых, в этих районах высокая поддержка действующей власти, что связано с умело применяемым административным ресурсом. Глава Артема В.Новиков, глава Уссурийска С.Рудица и спикер городской Думы Уссурийска С.Рудь всегда демонстрировали свою лояльность, а потому их городские округа давали высокий результат для «Единой России». Лояльность властей Уссурийска, как утверждают эксперты, обеспечивается тем, что город считается крупнейшим перевалочным пунктом для контрабанды, а потому никакие трения с региональным руководством для них недопустимы. Чугуевский район – это типичный сельский район с высокой долей безработного населения, также голосующий за партию власти. Кроме того, тот факт, что в этих районах и самая высокая явка, и самый высокий результат у В.Путина, говорит о возможности фальсификаций в пользу данного кандидата.

Минимальные результаты В.Путин получил в Дальнегорске (46,79%), во Владивостоке (47,01%) и в Кавалеровском районе (47,57%). Попробуем разобраться в причинах протестного голосования. Что касается Дальнегорска и Кавалеровского района, то в них высокая поддержка коммунистов: нынешние выборы не стали исключением, и Г.Зюганов получил 30,47% голосов в Дальнегорске и 31,58% - в Кавалеровском районе. Это промышленные районы края, специализирующиеся на цветной металлургии (Дальнегорск) и судостроении (Кавалеровский район), с тяжелой социальной ситуацией, а потому – с сильным протестным потенциалом. Особенно критическая ситуация сложилась в последние года в Дальнегорске, где конфликт между главой Г.Крутиковым и спикером городской Думы А.Теребиловым тормозит развитие городской социальной сферы, ЖКХ. Велики вызывает задолженности по заработной плате на двух градообразующих предприятиях ЗАО ГХК «Бор» и ОАО «Дальполиметалл». Владивосток также имеет сильные протестные настроения, которые были продемонстрированы ещё на декабрьских выборах, когда в городе победу одержали коммунисты. Обострение недовольства провоцируют социальные трудности в городе, как например, нехватка детских садов, неудовлетворенность деятельностью нынешнего мэра И.Пушкарева, масштабные стройки объектов саммита АТЭС, которые осложняют повседневную жизнь горожан и т.д. Примечательно, что Владивостоку удалось не только сохранить репутацию протестного регионального центра, но и заработать славу второго крупного города после Москвы, давшего минимальный результат В.Путину.

В целом, результат президентских выборов в Приморском крае стал предсказуемым. Электорат В.Путина, проживающий в основном в сельских районах края, а не в протестующих городах, составляет большую часть населения региона. Кроме того, в Приморье достаточно сильны воспоминания о холодных, в прямом смысле слова, временах Е.Наздратенко, который был отправлен в отставку именно В.Путиным, поэтому запрос на преемственность политического курса у значительной части приморцев велик. Наконец, как уже было отмечено, на В.Путина в Приморье работал административный ресурс. Все эти факторы обусловили итоговый результат.

В единый день голосования в некоторых районах Приморского края проходили муниципальные выборы. Наибольший интерес представляют выборы мэра Арсеньева и выборы депутатов муниципальных законодательных органов в Находке и в Большом Камне. В Арсеньеве победу одержал кандидат от «Единой России», секретарь Чугуевского политсовета партии А.Доронин, набрав 66,6% голосов. Он пользуется хорошей репутацией у местных жителей, и его лидерство с начала предвыборной гонки выглядело бесспорным. В результате А.Доронин обогнал самовыдвиженца А.Бирюкова (10,08%), занявшего второе место, более чем на 50 процентных пунктов.

В Находке и в Большом Камне голоса избирателей за партии распределились примерно одинаково. В Находке «Единая Россия» получила 49,65%, КПРФ – 20,92%, ЛДПР – 12,63% и «Справедливая Россия» - 12,51%. В Большом Камне: «Единая Россия» - 43,72%, КПРФ – 24,50%, «Справедливая Россия» - 15,56% и ЛДПР – 11,28%. По результатам выборов в Находкинской городской Думе 11 мест получили самовыдвиженцы (в действительности, многие из них являются членами «Единой России»), 8 мест – «Единая Россия» (7 по спискам, 1 – по округам) и по 3 места КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Следует отметить, что среди прочих по партийному списку «Единой России» был избран В.Кикоть, который отказался от мандата ради работы в Совете Федерации. В Большом Камне 14 мест в муниципальном законодательном органе получила «Единая Россия» (4 по списку, 10 – по округам), 3 места – КПРФ, по 2 места ЛДПР и «Справедливая Россия» и 1 место – самовыдвиженец.

С одной стороны, можно говорить, что «Единая Россия» подтвердила свое лидерство на муниципальном уровне. С другой стороны, проявилась другая интересная тенденция: партийная принадлежность кандидатов стала вторичной по сравнению с принадлежностью к определенной местной бизнес-группе. Подавляющую часть мест в муниципальных парламентах заняли представители малого и среднего городского бизнеса. Особенно яркое отражение данная тенденция нашла в Большом Камне, где депутаты впервые выбрали главу городской администрации из своего числа в соответствии с принятыми поправками в городской Устав.

За депутатские места в городском законодательном органе Большого Камня по большому счету в этот раз боролись три местных бизнесмена: А.Исмаилов, П.Давыдов и Д.Чернявский. Победу удалось одержать Д.Чернявскому, который привел в городскую Думу наибольшее количество людей из своей команды и был избран главой администрации. Д.Чернявский начинал свою карьеру в пограничных службах УФСБ по Приморью, затем занялся бизнесом вместе со своим братом Ю.Чернявским, после смерти которого в 2006 г. унаследовал все дело (преимущественно – игорные дома).

Следующим шагом должно стать назначение сити-менеджера Большого Камня, которое ещё не произошло. Многие прогнозируют, что эту должность займет протеже Д.Чернявского, исполняющий обязанности главы администрации Большого Камня А.Клецкин. Он долгое время работал в прокуратуре, дослужился до должности заместителя прокурора Владивостока, а в 2010 г. оставил успешную карьеру для замещения должности заместителя главы администрации Большого Камня. Интересно, что его переход произошел вскоре после возбуждения уголовного дела против последнего выборного мэра города В.Халявко, который имел напряженные отношения с Д.Чернявским.

Подобная история является наглядным примером организации муниципальной власти в Приморском крае: местные бизнес-группы стремятся получить как можно больше депутатских мест в городских собраниях, чтобы контролировать финансовые потоки в своих экономических интересах. Это, в свою очередь, негативно отражается на общем состоянии города и на социальном самочувствии его жителей и способствует росту протестных настроений.

Другим важнейшим для политической жизни края событием марта стало назначение В.Миклушевского на пост губернатора Приморья. В начале месяца «Единая Россия» в соответствие с процедурой предоставила Д.Медведеву три кандидатуры на замещение должности губернатора: В.Дымова, В.Миклушевского и И.Скоробогатову. Несомненно, единственным реальным претендентом на губернаторский пост из тройки был В.Миклушевский, хотя бы потому, что именно он был назначен временно исполняющим обязанности. Кроме того, к моменту выдвижения его кандидатуры В.Миклушевский уже успел провести встречи с разными категориями населения, открыть сайт для приема обращений, объявить о таких долгосрочных целях, как преодоление коррупции и криминала в Приморье.

Тем не менее, стоит сказать несколько слов и о каждом из технических кандидатов. Вадим Дымов родился в Уссурийске, закончил ДВГУ, основал свой первый бизнес ОАО «Ратимир» (производство колбасных изделий) в Приморском крае. Затем переехал в Москву, где создал большую компанию «Дымовское колбасное производство», издательство «Третья смена», сеть ресторанов «Дымов №1». Его кандидатура в данном списке не является случайной, потому что бизнесмен в последние годы неоднократно намекал на наличие у него политических интересов в Приморье. Возможно, что включение В.Дымова в перечень кандидатов на пост губернатора края преследовало цель запустить его фамилию в информационное пространство в контексте приморской политики, чтобы выдвинуть его кандидатуру на пост мэра Владивостока осенью в качестве нового «человека Кремля». Столица Приморья – непростой с политической точки зрения город, а потому не исключено, что федеральным властям захочется представить на выборах мэра свою кандидатуру. Особенно актуальным это представляется в нынешних условиях, когда И.Пушкарев практически не имеет шансов переизбраться. В пользу В.Дымова говорят такие факторы, как хорошая репутация, поддерживающиеся контакты с регионом, наличие связей во властных кругах и одновременно сохранение определенной автономии.

Ирина Скоробогатова – опытный аппаратный работник. Она пришла в аппарат администрации Приморского края в 2002 г., в 2008 г. стала вице-губернатором. И.Скоробогатова имеет репутацию хорошего специалиста, тем не менее, к руководящей должности она не готова. Поэтому её кандидатура воспринималась как в ещё большей степени техническая по сравнению с кандидатурой В.Дымова.

После одобрения Д.Медведевым кандидатуры В.Миклушевского ряд приморских экспертов попробовали создать интригу, согласятся ли депутаты с выбором Президента. Основания для сомнений заключались, во-первых, в том, что крупнейшая парламентская фракция «Единая Россия» состоит преимущественно из людей экс-губернатора С.Дарькина, во-вторых, в поведении оппозиции, которая выступила с законопроектом, позволяющим депутатам отзывать неугодных вице-губернаторов. Автором инициативы является К.Межонов, лидер фракции «Справедливой России». Не исключено, что воспользоваться ситуацией захотел И.Пушкарев, чьим помощником работал К.Межонов до избрания депутатом. Тем не менее, фракция «Единой России», долго не высказывавшая своего мнения по данному законопроекту, наконец, призвала депутатов отказаться от него. Наиболее авторитетный из всего депутатского корпуса С.Сопчук выступил за сохранение автономии исполнительной власти. На этом вся интрига закончилась, попытка переворота провалилась, и 16 марта депутаты консолидировано проголосовали за кандидатуру В.Миклушевского: 34 из 38 депутатов поддержали кандидатуру нового губернатора.

Данное голосование вскрыло раскол существующий в стане главной приморской оппозиции – коммунистов. Большинство членов фракции КПРФ проголосовали «против» В.Миклушевского, в то время как Беспалов, Бочаров и Колотова одобрили его кандидатуру. Однопартийцы вынесли им по выговору, а В.Беспалова сняли с должности главы фракции КПРФ в Законодательном собрании. Тот подал апелляцию в вышестоящие партийные органы. Данная ситуация показывает, что между В.Беспаловым и В.Гришуковым существуют разногласия как между двумя лидерами регионального партийного отделения.

Что можно сказать о В.Миклушевском как о губернаторе? В первую очередь, что он «варяг», а значит, Приморье ждут значительные кадровые перестановки в администрации, появление новых (скорее всего московских) бизнес-групп, смена собственников у краевых государственных предприятий и т.д. Возможно, сначала В.Миклушевскому придется идти на многочисленные компромиссы, т.к. нынешняя региональная элита является достаточно сплоченной, её большая часть – это люди из команды С.Дарькина.

В.Миклушевский начал свою деятельность с реорганизации администрации Приморья. Если раньше её структура предполагала наличие 10 вице-губернаторов и одного первого вице-губрнатора, то в администрации В.Миклушевского будет 8 вице-губернаторов и 2 первых вице-губернатора. К концу месяца произошли и первые назначения. Новый губернатор оставил четырех сотрудников прошлой администрации.

А.Костенко по-прежнему является первым вице-губернатором, курирующим важнейшие вопросы финансов, ЖКХ, экономики, лицензирования, имущественных отношений, торговли и тарифообразования. А.Костенко – самый авторитетный член дарькинской администрации, единственный, кто работал с бывшим губернатором весь срок – с 2001 по 2012 гг.

В.Балан также сохранил свой пост. Он по-прежнему будет курировать вопросы градостроительства, земельных отношений, дорожного хозяйства и культурного наследия. До 2009 г. В.Балан служил в ТОФ, достиг звания заместителя командующего. С С.Дарькиным сошелся в начале подготовки саммита АТЭС, когда помогал передавать земли, закрепленные за военными, в гражданское пользование под строительство объектов саммита.

Свое место сохранила и И.Скоробогатова, чему способствовали её профессионализм, опыт аппаратной работы, хорошая репутация и аполитичность. Она также будет возглавлять аппарат администрации Приморского края.

Назначенный в феврале И.Мостович тоже сохранил свое место. Он будет курировать вопросы взаимодействия с федеральной властью и с депутатами Законодательного собрания, массовых коммуникаций, физкультуры и спорта, молодежной и внутренней политики. Фактически по кругу своих полномочий И.Мостович заменил сразу двух вице-губернаторов: Норина и Шмелева. Несомненно, что И.Мостович не принадлежит команде С.Дарькина. По всей видимости, он имеет серьезную поддержку в Москве.

В администрации появились и новые лица. И.Василькова стала вице-губернатором по вопросам здравоохранения, образования, социальной политики, труда, занятости и культуры. И.Василькова в 1984-1993 гг. работала в НПО «Молния», в 1993-1996 гг. преподавала латынь в средней школе, с 1996 г. занимала должность директора ДК «Аструм» в Москве. Можно сказать, что И.Василькова стала первым собственным кадром из команды В.Миклушевского.

А.Кайданович, который возглавлял департамент по молодежной политике в ДВФУ, получил должность управляющего по молодежной политики в администрации Приморского края.

Вице-губернатором по делам общественной безопасности и координации правоохранительной деятельности, исполнения административного законодательства, деятельности мировых судей, гражданской обороны и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, защиты государственной тайны и правового обеспечения стал А.Лось, который занимал должность советника по безопасности в ДВФУ. А.Лось – полковник ФСБ в отставке, с 1983 по 2000 гг. работал заместителем начальника УФСБ Приморского края. Его появление в администрации может означать повышение роли силовых структур в крае, что соотносится с общей стратегией декриминализации региона В.Миклушевского.

Скорее всего, сотрудники дарькинской администрации останутся на своих постах временно. Профили работы А.Костенко и В.Балана непосредственно связаны со строительством объектов саммита АТЭС, возможно, что чиновники пробудут на своих должностях до завершения подготовки мероприятия. Что касается И.Скоробогатовой, то В.Миклушевский заинтересован в стабильной работе аппарата. В целом, можно сказать, что у нового губернатора пока нет своей команды в регионе, за исключением некоторых коллег по ДФВУ.

Ещё одним важным начинанием В.Миклушевского стало снятие вето, наложенного С.Дарькиным, с трех законов, расширяющих полномочия органов местного самоуправления. С одной стороны, это показывает, что новый губернатор очень чуток к линии федеральных властей, которые сейчас склонны расширять автономию на местах. С другой стороны, данная мера характеризует В.Миклушевского как более демократичного лидера по сравнению с С.Дарькиным, который был склонен к авторитарному «ручному» стилю управления краем.

Ситуация «междувластия» обострила существовавшие противоречия, которые стали первым вызовом для В.Миклушевского на новой должности. Речь идет о конфликте между мэром Г.Крутиковым и спикером городской Думы А.Теребиловым. Между ними существует давние личные противоречия. А.Теребилов дважды пытался избираться на пост мэра, но безуспешно. В 2007 г. Г.Крутиков одержал победу на выборах. Тем не менее, А.Теребилов не оставил своих амбиций и, заручившись поддержкой большей части депутатов, пролоббировал принятие поправок в Устав об отмене прямых выборов главы администрации города и о введении должности назначаемого сити-менеджера. После смены губернатора А.Теребилов решил возглавить администрацию Дальнегорска. Заручившись поддержкой большинства городских депутатов, спикер объявил, что Г.Крутиков не справляется со своими обязанностями и отправляется в отставку городской Думой. Через несколько дней депутаты собрались на внеочередное заседание, на котором в соответствие с новым законодательством А.Теребилов был выбран главой администрации.

Тем временем, суд признал действия депутатов незаконными и восстановил Г.Крутикова в должности. А.Теребилов отказался выполнять требования суда и продолжил блокировать деятельность Г.Крутикова. Тот выдвинул ультиматум, что готов уйти в досрочную отставку, если депутаты отменят поправки в Устав и вернут прямые выборы мэра. Таким образом, ситуация вышла за рамки правового поля. Многие депутаты Законодательного собрания осудили деятельность А.Теребилова. Вмешательство губернатора в конфликт стало необходимым.

Ситуация в Дальнегорске из-за этого давнего конфликта достаточно тяжелая. Дело в том, что городские депутаты были склонны блокировать большую часть социальных программ, предлагаемых Г.Крутиковым. Это происходило, потому что Г.Крутиков ориентировался на то, что исполнять их будут лояльные ему подрядчики. Депутаты во главе с А.Теребиловым не желали упускать прибыль. Из-за этого, к примеру, летом 2011 г. городской Думой была отклонена программа по ремонту учреждений здравоохранения. По этой же причине в Дальнегорске не вносятся изменения в городской бюджет по расширению финансирования ЖКХ или происходят задержки по выплате зарплаты бюджетникам. Усугубляет ситуацию криминализация городского бизнеса: все малые и средние предприятия поделены между несколькими криминальными группировками, находящимися в конфронтации друг с другом. Кроме того, у Дальнегорска дефицитный бюджет, что не позволяет городу участвовать в краевых программах социального развития, которые реализуются на основе софинансирования. Два металлургических градообразующих комбината «Бор» и «Дальполиметалл» имеет более 100 млн. руб. задолженности по уплате налогов. Из-за длительного отсутствия позитивных изменений в Дальнегорске сложилась атмосфера застоя и социальной депрессии.

В связи со всем этим, город периодически и ранее вступал в конфронтацию с краевой администрацией, несмотря на старания первого вице-губернатора А.Костенко, который стремился сделать муниципалитеты управляемыми за счет централизации финансовых потоков. В 2009 г. С.Дарькин даже предлагал уйти Г.Крутикову в отставку из-за неспособности наладить отношения с КГУП «Примтеплоэнерго».

По данным социологического опроса, проведенного в марте в Дальнегорске, 59% жителей называют обстановку в городе «напряженной, вызывающей недовольство», а 37% - «критической», когда люди готовы участвовать в уличных акциях протеста. 90% жителей Дальнегорска недовольны действиями А.Теребилова, 92% недовольны действиями Г.Крутикова. 99% горожан уверены, что необходимо вернуть прямые выборы мэра.

Данная ситуация стала первым серьезным вызовом для В.Миклушевского на посту губернатора Приморья. Долгое время он игнорировал этот конфликт, когда же его вмешательство стало необходимым, то он вступился за законного мэра Г.Крутикова. В связи с этим, депутаты Думы Дальнегорска приостановили свои собственные решения и стали готовить законопроект об отмене поправок в Устав. Тем не менее, ситуация в городе требует более радикального вмешательства, т.к. запрос на новых, не замешанных в конфликте Г.Крутикова с А.Теребиловым, лидеров в Дальнегорске велик. Несомненно, что налаживание отношений с муниципальными властями является одним из наиболее важных и непростых моментов для нового губернатора.

При подготовке мониторинга были использованы материалы газет «Золотой рог» (№№ 336-360), «Новая газета – Владивосток» (№№ 126-129), «Коммерсантъ – Приморский край» (№№ 38 (4820)-56 (4838)), информационных агентств Vladnews (http://vladnews.ru/themes/110.html), PrimaMedia (http://primamedia.ru/news/politics/), Дейта.ru (http://deita.ru/politics/), Восток-Медиа (http://vostokmedia.com/policy.php).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net