Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.04.2012 | Татьяна Становая

Раскол в головах

Вчера стало известно, что в движении «За честный выборы» наметился раскол. Как стало известно «Коммерсанту», создан альтернативный оргкомитет протестных акций 6 мая — «За честную власть». В него вошли журналист Ольга Романова, а также некоторые члены «Солидарности» и «Другой России». Идея майского «марша миллионов», который организуют Сергей Удальцов, Борис Немцов и Алексей Навальный, его членам нравится, но они считают, что при нерешительности нынешних лидеров оппозиции он может не состояться. В действительности, в нынешних условиях говорить о расколах в стане оппозиции практического смысла нет: политическая ситуация поменялась и оппозиционные лидеры следуют за протестом, а не формируют его. В таком случае, при падении протестной активности, брожение в стане оппозиции выгладит нормой.

Как рассказал «Коммерсанту» один из организаторов новой структуры, член «Солидарности» Игорь Мандаринов, в оргкомитет акций «За честную власть» вошли участники начавшихся в декабре 2011 года протестных акций, недовольных «тем, как сейчас сдувается оппозиционная активность». «В новый оргкомитет вошли все те, кто фактически создавал эти митинги, охранял их, печатал листовки, ставил свет, звук»,— пояснил он. Помимо него в оргкомитет «За честную власть» вошли журналисты Ольга Романова и Аркадий Бабченко, антифа-активист Алексей Гаскаров, член «Другой России» Матвей Крылов. В новой структуре сетуют, что «в нынешнем виде лидеры оппозиции больше похожи на лебедя, рака и щуку, которые не могут определиться с дальнейшими действиями», что уже сказывается на численности протестных акций. Накануне инаугурации Владимира Путина 6 мая новый оргкомитет планирует провести собственную акцию протеста под названием «Не пустим вора в Кремль».

На 6 мая лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов также анонсировал «марш миллионов». Однако число тех, кто верит в возможность собрать значительное количество людей, снижается с каждым днем. Речь даже не идет о миллионе – а хотя бы о 100 тыс, то есть повторении по масштабу акций, проходящих зимой после думских выборов. «Людей стало приходить все меньше, из основного оргкомитета ушли Леонид Парфенов, Борис Акунин, остались только Удальцов, Немцов и Навальный, и они как-то не очень активно занимаются подготовкой к маршу»,— пояснил Мандаринов.

Главная претензия представителей комитета «За честную власть» к оппозиционерам – непоследовательность и неготовность к более решительным шагам. Как заявил Мандаринов в интервью радиостанции «Финам ФМ», было большое разочарование отказом оргкомитета митинга на Якиманке идти затем на Лубянку. «Люди, воодушевленные, значит, после праздников (100 тысяч на Якиманке), потом, значит, стали голосовать на «Эхе», в группах «Facebook» о том, что от 70% до 80% (берем 75%) готовы были прийти на Лубянку, стоять до конца. В итоге они получили… Интрига была буквально… Не скажу, какому из лидеров, но я звонил в 22.00 вечера буквально накануне того знаменитого похода в мэрию. Меня клятвенно заверили, что «ни шагу назад». Я воодушевился уже, сказал: «Ребята, – кто друзья, – мы идем на Лубянку, вот такой-то товарищ сказал». Однако затем было объявлено, что никакого похода на Лубянку не будет. Мандаринов заявил, что надо проводить акции исключительно на Площади революции или Манежной площади и не увлекаться согласованиями акций с московской мэрией.

Новый оргкомитет полагает, что призывы к более решительным, радикальным действиям простимулирует новую волну протеста, так как народ уже не хочет «ходить с белыми ленточками от метро до метро». Такая логика, собственно основана на том, что массовый протест в России можно мобилизовать более «правильными» действиями оппозиционных лидеров. Однако, представляется, логика эта не совсем верна. На снижение протестной активности оказали влияние два ключевых фактора, напрямую с оппозиционными оргкомитетами и лидерами никак не связанные. Первый фактор – это концентрация зимних протестов исключительно на проблеме фальфикаций выборов. Оппозиция не смогла предложить более широкую повестку. Выборы прошли, актуальность проблемы снизилась. Второй фактор – это, хотят того оппозиционеры или нет, но подтверждение легитимности Владимира Путина по итогам президентских выборов. Даже при условии масштабных фальсификаций и нечестной конкуренции, Путин получил поддержку большинства. Надежды на второй тур провалились, интрига борьбы исчезла.

Что остается в сухом остатке? Запрос на перемены. Он активный, горизонтально структурированный, «созревший» и широко распространённый в крупных городах. Но сам по себе запрос на перемены не означает готовность «брать Лубянку» и идти на Кремль, тем более разбивать палаточный лагерь. Протест в таком виде не персонализирован. И те оппозиционеры, которые выступают за более радикальные акции, рискуют просто вернуться в состояние до декабря 2011 года, когда акции были громкими, но малочисленными и маргинальными.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net