Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.04.2012 | Сергей Слободчук
Всем сестрам по шахтам
Приватизация победной поступью шагает по Украине. Украинская энергетика рекордными темпами переходит в частные руки. Верховная Рада в один день выставила на торги с аукциона все государственные угольные шахты Украины, добавив к ним бонус в виде 13 тепловых электростанций. Энергетический рынок является одним из самых перспективных. Ожидается, что он удвоится к 2030 году с прогнозами роста в среднем на 4% ежегодно в период 2011-2015 гг. Чего ждать от продажи стратегических активов?
И если относительно теплоэлектроцентралей речь идет о возможности передачи их в аренду или концессию, то новый закон «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий Украины» - это полное разгосударствление украинского углепрома. Чиновники утверждают, что угольная отрасль убыточна, ведь государство ежегодно дотирует ее на миллиарды гривен. С другой стороны, где вы видели, чтобы частный собственник вкладывал в приобретение убыточных активов? Тем более, что перед глазами полярный пример - на сегодняшний день 50% украинских шахт находятся в частной собственности, регулярно принося прибыль новым владельцам. По данным эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, в 2011 году частные предприятия впервые добыли угля больше, чем государственные.
А вот государственная часть углепрома считается убыточной (хотя, справедливости ради, нужно признать, что есть ряд шахт, показывающих прибыль). И удивляться тут нечему. Если экономика строится на зарплатах в конвертах, уклонении от уплаты налогов и выведении прибыли через оффшоры, то любая отрасль будет убыточной.
Изучение принятых законов сразу же вызывает ряд вопросов. Во-первых, разработать процедуру приватизации депутаты поручили Кабинету Министров. А ведь мы помним, что украинский Кабмин «прославился» умением организовывать продажи «для своих». Не имея никаких рамок, никто не мешает выписать порядок продажи и условия конкурса таким образом, чтобы заявки на участие могли подать, к примеру, только фирмы A и B. А выиграть - только компания B. Что касается всех остальных претендентов, их заявки могут просто не приниматься, даже если претендент попытается подать документы 10 раз подряд. Например, из-за злостного несоответствия условиям приватизационного конкурса. Наглядный пример из сферы недавних реалий: «абсолютно случайно» правила продажи облэнерго (государственные акционерные энергоснабжающие компании) чиновники расписали таким образом, что победителем торгов практически каждый раз оказывались структуры Рината Ахметова, которому в приобретении активов подыгрывал олигарх Константин Григоришин.
Во-вторых, интересна сама процедура продажи с аукциона. Закон дает всего лишь 3 попытки продать шахту. Если в ходе первого конкурса заявки отсутствуют, для второго аукциона цена может быть снижена на 30%, а во время третьей попытки - на 50%. Три неудачные попытки - и аукцион признается несостоявшимся, а угольный актив передается на инвестиционный конкурс. Победителем же такого конкурса считается участник, который предложил наибольшую сумму инвестиций в объект приватизации в денежном эквиваленте. То есть, в переводе на язык жизненных реалий, чиновники определят в победители того, кто больше пообещает. Интересно, что сам начальник отдела проведения экономических реформ Минэнергоугля Максим Немчинов озвучил прогноз, что большинство угледобывающих предприятий будет приватизироваться за символическую сумму в 1 гривну, а главным критерием будет обещанный объем инвестиций. Правда, обещанного 3 года ждут…
Просматривается простая и элегантная схема: сначала от участия в аукционе отсекаются все ненужные инвесторы, а затем допущенные участники используют закон, чтобы сбросить стоимость до минимума. Украинский крупный бизнес научился имитировать соревнования за госпакеты акций, когда на самом деле один из участников подыгрывает другому, создавая видимость конкуренции. Понятно, что такие схемы возможны только при попустительстве чиновников из Кабинета Министров и Фонда государственного имущества. В интересах частного инвестора провалить первые, вторые и третьи торги, чтобы сбросить цену до минимума, а затем вынудить Фонд госимущества продать активы за символическую плату.
С другой стороны, покупать по сильно заниженным ценам перспективные предприятия - давняя украинская капиталистическая традиция. К примеру, шахту имени Засядько, которая имеет массу непрофильных активов в виде сельскохозяйственных предприятий, предприятий розничной торговли, строительной компании и многого другого, приватизировали за без малого два миллиарда «деревянных» украинских гривен. Так и теперь, накануне принятия закона, в Украине стартовала волна махинаций. Не успели 246 депутатов нажать кнопки «за», как с донбасских шахт стали приходить странные известия. Ссылаясь на требование инвесторов, руководство анонсирует увольнение до 60 % шахтеров, отказ от разработки новых пластов и перевод шахт в режим консервации. Ларчик открывается просто - неработающая шахта, которая находится в режиме водоотлива, на аукционе будет стоить на несколько порядков дешевле, чем прибыльный актив, разрабатывающий новый пласты. Впрочем, данная схема далеко не единственная. К примеру, есть вариант, когда с помощью административных рычагов во главе прибыльного предприятия ставится свой менеджер, который разваливает его на несколько составных - так новым владельцам не придется платить полную цену за целостный имущественный комплекс. И список можно продолжать и продолжать.
В-третьих, закон устанавливает предприватизационную подготовку, когда будут проводить инвентаризация, упорядочение документации и выделение земельного участка и оформление на него документов. Непонятно только, почему такая подготовка будет проводиться за счет самих шахт, а не за средства будущего собственника. И уж совсем не вяжется такой подарок будущим шахтовладельцам с генеральной линией власти, согласно которой угольная отрасль безнадежно убыточная и деградирующая.
И, в конце концов, цена каждой шахты будет рассчитываться без учета запасов угля, которые принадлежат к ее разработкам. К примеру, стоимость шахты (управления, оборудования, разреза) составляет 100 рублей, а разведанных запасов угля 100 миллионов. Сколько стоят запасы, если нет шахты, оборудования и рабочих рук? Даже если в теории запасы угля стоят миллиард, то на практике - ни копейки. Аналогично каждого будущего собственника будет интересовать не только финансовые показатели и состояние оборудования на шахте, но и запасы. Соответственно и бизнес-план каждый частный владелец будет рассчитывать исходя из количества запасов и возможности увеличить добычу вдвое-втрое-впятеро, чтобы повысить прибыльность.
Между тем, список вопросов можно продолжать и продолжать. Действительно, заложенная в новом законе схема позволяет скупить прибыльные или прошедшие модернизацию шахты если не за копейки, то с большой скидкой. Хорошо, прибыльные и перспективные шахты раскупят, а что будет с убыточными, которых большинство? Скорее всего, судя по рассказам самих шахтеров и профсоюзных активистов, убыточные шахты оставят в госсобственности.
Аналитики инвестиционных компаний любят утверждать, что частные шахты добиваются снижения себестоимости угля, где на 30, а где на 40%, по сравнению с государственными. Вот только спикеры угольной приватизации стремятся оставить за кадром, что снижение себестоимости происходит за счет ликвидации частным владельцем непрофильных активов - детских садиков, клубов, фельдшерских пунктов, агрофирм - всего, что украинские капиталисты в первом поколении считают не приносящим прибыль. Еще один механизм снижения стоимости добываемого угля - сокращение штата горняков и увеличение нормы выработки.
Можно смело прогнозировать, что переход в частные руки вызовет цепь протестов шахтеров на Востоке Украины, когда новые владельцы сначала начнут увольнять всех непрофильных работников, а затем примутся за самих горняков. Приватизация угледобывающих активов и ТЭЦ как часть плана по переходу в частные руки украинской энергетики - это еще и неизбежная волна повышения тарифов на электроэнергию и ЖКХ, к которой следует уже сегодня готовиться 46 миллионам украинских потребителей и тысячам предприятий.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.