Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.04.2012 | Александр Ивахник
Дмитрий Медведев успокоил «Единую Россию»… и всех запутал
После явной неудачи «Единой России» на выборах в Госдуму и последующего подчеркнутого дистанцирования от нее Владимира Путина на президентских выборах партия погрузилась в растерянность. Никогда не будучи самостоятельной политической силой, она ждала различимых сигналов сверху, а сигналов не было. Когда же стала реальной перспектива смены будущего президента Путина будущим премьером Медведевы на посту председателя партии, появились многочисленные комментарии на тему того, что Медведев и «Единая Россия» мало совместимы друг с другом и потому в партии должны произойти качественные изменения. Подобные комментарии и связанные с ними ожидания вызывали в партийных верхах уже не только растерянность, но и беспокойство. Наверное, с таким настроением шли на вчерашнюю встречу с Дмитрием Медведевым руководители и наиболее известные деятели партии. А покидали резиденцию в Горках значительно успокоенные.
На встрече Медведев сказал о том, чего от него ждали: он не только готов возглавить партию, но и непосредственно вступит в ее ряды. Он также произнес то, что от него совсем не ждали. Оказывается, он не либерал и никогда им не был, а является консерватором. Наконец, будущий председатель партии отметил, что он уже давно не отделяет себя от того, что происходит в партии, опирается на «Единую Россию» при проведении государственного и политического курса, и выразил уверенность в том, что у партии блестящие перспективы, что она навсегда останется ведущей политической силой страны. Из всего этого следует, что никакого серьезного реформирования «Единой России» не предвидится. Ведь прежде чем реформировать, надо сначала диагностировать текущее состояние, проанализировать, в чем главные проблемы партии. Почему, в частности, значительно снизилась ее популярность, почему она вызывает такое раздражение у «рассерженного среднего класса», почему пошла череда поражений на выборах? Но Дмитрий Медведев на встрече с единороссами заявил, что никаких проблем по сути дела и нет, что по большому счету с партией всё нормально.
Отвечая на вопрос секретаря президиума генсовета ЕР Сергея Неверова о том, как «Единая Россия» должна реагировать на вызовы, связанные с появлением в ближайшее время новых политических игроков, будущий председатель партии призвал сохранять спокойствие: «На мой взгляд, нужно реагировать без какого-либо надрыва и драматизма. У нас абсолютно нормальная, стабильная ситуация». Касаясь утверждений о падении авторитета партии, он заявил: «У нас почему-то реальную жизнь очень часто заменяют какие-то фантомы, которые опять же еще очень часто навязываются общественному мнению. Ну какая неавторитетная партия? Слушайте, «Единая Россия», конечно, не сверхъестественное что-то, но у «Единой России» поддержка половины населения страны. Любая другая политическая сила в мире была бы абсолютно довольна этим результатом». О том, что в течение целого десятилетия эта поддержка искусственно надувалась властью с помощью различных инструментов административного ресурса, Медведев умолчал. Сославшись на то, что рейтинг «Единой России» сейчас колеблется в промежутке от 45 до 52 процентов, он пришел к однозначному выводу: «Все разговоры о падении популярности, падении авторитета партии – это всё ерунда». И словно стараясь вбить эту мысль в головы партийцев, еще раз повторил: «Когда я читаю, что происходит закат партии, что вот сегодня руководство поменяют, выйдет кто-то и всё будет катиться вниз, – всё это ерунда».
А чтобы преодолеть отдельные недочеты и неудачи, нужно увеличить роль выборности в партии на всех уровнях, удалить из партийных рядов некоторых дискредитировавших себя или проявляющих пассивность чиновников, шире вовлекать в партию молодежь, больше работать непосредственно с людьми на местах. Вот, собственно, и весь набор рецептов модернизации и совершенствования партии. В целом же, считает Медведев, «у нас есть мощная политическая сила, которая пользуется поддержкой большинства людей, у нас есть набор ценностей, который разделяет подавляющее большинство людей. Это набор умеренных, понятных всем ценностей, это то, что кто-то называет «ориентирами центра», кто-то говорит о том, что это консервативные ценности. Но в любом случае это то ядро, вокруг которого всегда будет концентрироваться электорат, всегда будут концентрироваться люди».
Разговор о ценностях, об идеологии нашел свое продолжение на вчерашней встрече, но большой ясности в вопрос о будущем идейном профиле партии власти не внес, скорее еще больше запутал ситуацию. Тему поднял активный идеолог «Единой России» левопопулистского направления Андрей Исаев. Ссылаясь на мнение руководителя ИНСОРа Игоря Юргенса о том, что приход Медведева в партию приведет к усилению в ней либерального крыла, к ее поправению, Исаев выразил несогласие с такой перспективой и попросил будущего лидера поделиться своим видением идеологических рамок «Единой России». Отвечая, уходящий президент для начала зачем-то «пнул» Юргенса, предположив, что тот рассчитывает на высокое место в «Единой России» после смены там председателя. Как известно, Юргенс во главе ИНСОРа идеологически активно работал на формирование либерального имиджа президента Медведева. Судя по всему, сам Медведев теперь считает, что этот имидж политически не оправдал себя, а, возможно, ставка на него с самого начала была ошибочной. Во всяком случае, на встрече с единороссами он неожиданно заявил: «Ни в коем случае нельзя лепить никаких ярлыков. Ни у каких либералов нет монополии на свободу. Очень часто и мне говорили: «Вы же либерал». Я могу вам сказать откровенно: я никогда по своим убеждениям не был либералом. По своим убеждениям, да, я человек с консервативными ценностями».
Перейдя к идеологической платформе «Единой России», Медведев заметил, что она, с одной стороны, не должна быть аморфной («иначе за нами люди не пойдут»), но, с другой стороны, она должна быть понятна как можно большему количеству людей. Необходимо создать «такой набор ценностей, который как магнит будет притягивать к себе максимальное число людей». По мнению будущего лидера, это, безусловно, ценности социального государства, но они ни в коей мере не противоречат жесткому рыночному курсу, приватизации и т.п. Внутри «Единой России» допустимо и желательно наличие разных идейных течений, но нельзя допустить раскола. «Поэтому консервативные ценности, ценности социального государства, то, что называется позицией центра, на мой взгляд, определяли и будут определять лицо «Единой России», кто бы ни стоял во главе нашей партии. Это абсолютно очевидно», – подчеркнул Медведев. И добавил, явно кивая в сторону тех, кто надеялся на «либеральное перерождение» партии: «Мы не можем превратить нашу партию в маргинальную, в сектантскую группировку, даже если это нравится каким-то лидерам».
Тут сразу бросается в глаза явная идейная путаница. Вообще-то ценности социального государства традиционно относят к левым, социал-демократическим, а ценности консервативные – к правым. Здесь же все перемешано в одну кучу и приравнено к политической позиции центра, к которому корректнее отнести неожиданно получивший «отлуп» от Медведева современный либерализм. Однако представляется, что не стоит придавать слишком много значения прозвучавшим вчера идеологическим рассуждениям и оценкам. Сам Медведев достаточно откровенно признал, что идеологические моменты для него не столь уж важны, что идеология должна выполнять инструментальную роль. В конце разговора он призвал «вернуться на грешную землю» и задаться простым вопросом: ради чего вести в партии идейные дискуссии? «У нас с вами политклуб? Нет. У нас с вами – политическая сила, для того чтобы держать власть и для того чтобы решать государственные задачи», – заметил будущий премьер. Он подчеркнул, что внутри партии всегда возможно договориться, поскольку «по 90 процентам позиций мы же всё равно едины».
В таком контексте вполне даже логично звучит и последняя фраза Медведева: «Я очень рад, что у нас в «Единой России» есть представители как условно либерального направления, так и условно социал-демократического направления, потому что все мы – консерваторы». Дмитрий Медведев нигде не разъяснил, что же такое консерватизм в его толковании. Но это легко угадывается. Консерватизм – это заряженность «Единой России» на то, чтобы всегда оставаться партией власти. Не случайно будущий лидер партии несколько раз повторил, что она должна всегда бороться за парламентское большинство. Насколько такие установки реалистичны в складывающейся в России новой политической ситуации – это другой вопрос.
Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.