Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.05.2012 | Татьяна Становая
Не списывайте Медведева!
Президентство Дмитрия Медведев подходит к концу и сейчас самое время подвести его итоги. Сейчас только ленивый не пользуется возможностью, чтобы покритиковать пока действующего президента и будущего премьера, за неоправленные ожидания, за политическую слабость, за чрезмерную гибкость и неспособность стать самостоятельным политиком. Над Медведевым посмеиваются, фактически списав с политического олимпа в преддверии возвращения «национального лидера» Владимира Путина. Однако в действительности о списании говорить пока рано: Медведев как политик может начаться только сейчас, когда, став политическим премьером, у него будет больше возможностей отставать свои позиции в спорах с избранным главой государства.
На самом деле, успехов у Медведева было достаточно много, даже несмотря на то часть, из них обратимые или на сегодня обесцененные. Большая часть таких «зыбких» успехов касается преимущественно политической сферы. Несмотря ни на что, Медведев добился двух качественных изменений в политической системе – либерализации законодательства и восстановление практики диалога с внесистемной оппозицией и правозащитниками. Пусть, проведенные реформы ограниченные, половинчатые и режим в целом остался прежним, Медведеву удалось создать новые правила игры, которые создают более благоприятные условиях для появления новых игроков. И даже если реформы стали результатом массовых акций протестов – это уже вторично. Результат на сегодня состоит в том, что есть прямые выборы губернаторов и либеральная система регистрации партий.
Диалог с оппозицией тоже успех не Бог весть какой, особенно с учетом его обесценивания к концу срока президентства Медведева. Тем не менее, при Медведеве реально заработал президентский совет по гражданскому обществу и правам человека (да, сейчас около 10 членов рассматривают вопрос о выходе из него, но это скорее реакция на будущее возвращение Путина на высший пост), внепарламентские партии получили трибуну в Госдуме, а также доступ к главе государства для обсуждения реформ. И даже несмотря на то, что этот диалог на сегодня быстро сворачивается, как итог мы имеем опыт его выстраивания, инициированного именно Медведевым, вопреки позиции «охранителей» в окружении Путина.В развитии правовой системы России Медведев сыграл не яркую роль, но его начиная имеют значение в долгосрочной перспективе. В отличие от Путина, который строил систему «ручного управления», Медведев менял и настраивал институты, что является кропотливой и часто неблагодарной работой. Он начал либерализацию уголовного законодательства, он обязал чиновников публиковать декларации. И хотя сейчас это не воспринимается всерьез как антикоррупционная тема, в действительности, интерес к декларациям крайне высок, а оппозиция и правозащитники не упускают ни малейшего шанса, чтобы с лупой рассмотреть все сведения, обнародованные высшими чинами. Медведев инициировал реформу госзакупок, сделав систему более публичной и более прозрачной. Теперь любая попытка того или иного ведомства купить люксовый автомобиль и золотой унитаз сразу становится публичным скандалом. Часть конкурсов так была отменена. Разве это не заслуга Медведева?
В экономической сфере Медведев добился немного, но и тут есть крупный успех – выведение чиновников из советов директоров. Это Медведев лишил всемогущего Сечина поста главы совета директоров «Роснефти». Больше шансов на вхождение в советы директоров получили независимые эксперты, экономисты, менеджеры.
Нельзя забывать и о военной реформе. Как бы ни ругали ее коммунисты, но Медведев начал закупать передовую военную технику, не желая финансировать неконкурентоспособное отечественное производство. Это он руками «мебельщика» Анатолия Сердюкова начал медленно, но уверенно ставить на место генералитет, который погряз в коррупции в крайне неэффективном военном хозяйстве. При Медведеве принято принципиальное решение о расширении контрактной армии и постепенном сокращении числа призывников. А ведь для финансирования военной реформы Медведеву пришлось не просто преодолевать сопротивление военной корпорации, но и гуру российской бюджетной системы – Алексея Кудрина, который был в итоге отправлен в отставку. Не слишком ли много для слабого политика?
Наконец, внешняя политика – тут есть, что сказать будущему премьеру о своих заслугах. Договор СНВ-2, война в Грузии, вступление в ВТО, «перезагрузка» отношений с США. Чем может похвастаться Путин за свои 8 лет президентства, кроме бесконечных газовых войн и нового витка «холодного мира» в отношениях с Западом? Нельзя забывать и про Ливию. Вопреки мнению Путина, Медведев добился той позиции России в СБ ООН, которую считал необходимой. Для Медведева-политика – это успех, и признак его состоятельности.
Тем не менее, провалы в работе Медведева также были не менее впечатляющими. Под номером один стоит назвать проект «модернизация». Во-первых, в него не верят, а, во-вторых, верить особенно пока не во что. На практике мы имеем лишь два института – «Сколково» и комиссия по модернизации без особого доступа к бюджетным ресурсам. Теперь к этому добавился вице-премьер Владислав Сурков, которого «общественность» сразу списала со счетов после его ухода из Администрации президента. Для модернизации Медведев не сумел добиться ни структурных реформ в экономике, ни смягчения административного давления на бизнес, ни стимулирования инвестиций в инновации. Мечта остается весьма далекой от воплощения и поводом для насмешек.
В экономике Медведев провалил планы по проведению масштабной приватизации, ликвидации госкопрораций (лишь «Роснано» было преобразовано в акционерное общество), ни полноценной налоговой реформы, хотя снижение страховых взносов – его заслуга. Зато Медведев прославился набором странных инициатив, типа изменение часовых поясов или полный запрета на употребление алкоголя за рулем. Реформа МВД закончилась, так и не начавшись, по сути, сменой вывесок, а репутация «полицейских» ухудшилась до запредельных значений.
Во внешней политике главным провалом стоит назвать полное игнорирование западными партнёрами проекта договора о европейской безопасности. Москва рассматривала это как возможный инструмент для выстраивания диалога о единой системе ПРО. Переговоры по ПРО зашли в тупик, в чём недавно публично признался министр обороны. Сохраняется «замороженным» газовый конфликт с Украиной. Проиграны выборы в Южной Осетии.
С таким противоречивым багажом заслуг и провалов Медведев и заступает на пост главы правительства. И его пока рано списывать со счетов. Будучи президентом, он был сильно ограничен политическим влиянием Путина, получившим полный контроль над исполнительной властью. Это делало президентство Медведева половинчатым по его реальным возможностям. Сейчас, как премьер, он получит доступ к основным рычагам принятия решений в экономической, бюджетной, промышленной и налоговой политике. Именно здесь кроется риск потенциального конфликта с будущим президентом. Медведев от своей повестки дня не откажется, и теперь, имея полномочия и возможности внутри кабинета министров, ему будет проще, чем из Кремля, добиваться правильных, с его точки зрения, решений. Путину же придется действовать в обход премьера – «вертикаль» оказывается «двойной».
Поэтому Медведев как политик, вероятно, начинается именно с мая этого года. На протяжении 4 лет он был относительно примерным партнером по тандему, он выполнил все свои обязательства, ради стабильности он прошел через невероятные публичные унижения, чего не приходилось терпеть Путину. Возможно, в декабре 2007 года, Путин совершил ошибку, посчитав, что лучше «обойти» один срок, вернувшись потом, чем менять Конституцию «под себя», идя на третий срок. Путин пытался усидеть на двух стульях: он хотел остаться «чистым» с точки зрения неприкосновенности Конституции, и одновременно полновластным, имея возможность переизбрания через 4 года. Это сработало. Но это, одновременно, внесло в систему дополнительные потенциальные риски разбалансировки, и Медведев-премьер – один из таких самых опасных политических рисков.
Татьяна Становая - руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.