Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.05.2012 | Татьяна Становая
Технический кабинет, политический премьер
В последние дни в прессе появляется очень много утечек и информационных сливов относительно состава будущего кабинета министров, что в общем-то – нехарактерная ситуация для «путинского режима». С одной стороны, это выдает нервозность чиновников, с другой – подвешенность их положения. Часть покинет свои кабинеты, не найдя достойной замены, другая часть спешит насолить конкурентам. В любом случае политическим аналитикам стало легче делать свою работу: процессы принятия решений и детали кулуарных обсуждений становятся предметом публичного обсуждения. Так, в «Новой газете» сегодня опубликован сенсационный документ, в котором управление внутренней политики дает характеристики членам Общественной палаты. В «Ведомостях» - описаны случаи персональных отказов кандидатов от постов в правительстве Медведева…
Действительно, нервозность среди чиновников растет с каждым днем, по мере того как затягивается объявление нового состава правительства. Но чем больше неопределенность, тем больше общественность узнает нюансов внутриэлитных переговоров. Газете «Ведомости» стали известны имена тех кандидатов, которым были предложены посты в правительстве Медведева, но которые от предложений отказались. Переговоры по составу правительства шли трудно, рассказывают источники газеты, следившие за ними, — многие отказались. Причины разные: кого-то не устраивала расстановка сил, кто-то не хотел уходить из бизнеса, а кто-то просто устал, говорит сотрудник Кремля. Вице-премьерами не захотели работать гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко и экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров. Первый не стал вице-премьером по ТЭК, второй — по отраслям промышленности. Кириенко объяснил свой отказ тем, что болеет за атомную отрасль и хочет ее сохранить. Чиновник правительства полагает, что, хотя Сечин уходит из правительства, все думают, что он продолжит оказывать влияние на ТЭК и косвенно его контролировать. «А быть вице-премьером под Сечиным, сами понимаете, не с руки как-то», — объясняет он. Причину отказа Прохорова «Ведомостям» выяснить не удалось. Однако она лежит на поверхности: именно Медведев активно поддержал изгнание Прохорова из партии «Правое дело» перед парламентскими выборами в прошлом году. Отношения были испорчены.
Не будет министром экономического развития и Эльвира Набиуллина, говорят два человека, знакомые с результатами ее переговоров с Медведевым. Она объяснила отказ тем, что устала от работы в правительстве, говорит один из них, не пошла и на пост социального вице-премьера. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов активно работает в «открытом правительстве», но стать министром образования отказался, знают два федеральных чиновника, пишут «Ведомости».
Как правило, от предложений войти в правительство не отказываются. Это уникальная ситуация не только потому, что так много знатных кандидатов не стали работать под началом Медведева, но и фактом утечек в СМИ. Это, пожалуй, сильнейший имиджевый удар по Медведеву, который уступает лишь последствиям от сентябрьского съезда партии «Единой России», когда Путин объявил о готовности вернуться.
Из утечек в СМИ за последнее время можно сделать несколько выводов. Во-первых, Владимир Путин намерен формировать собственное «правительство» внутри администрации президента, а также сохранить контроль над Минфином (Антон Силуанов), МЭРом (Андрей Белоусов) и ФАС (вероятно, Игорь Артемьев). Иными словами, Путин пытается воспроизвести ситуацию своего второго президентского срока, когда во главе кабинета министров были технические руководители, а основные реформы разрабатывались в Кремле. Однако, Медведев – политический премьер и тут заведомо закладывается конкуренция между двумя центрами принятия решений.
Во-вторых, сохранится неформальное влияние тех членов правительства, которые близки к Путину, но скорее всего не войдут в кабинет Медведева. Прежде всего, речь идет об Игоре Сечине. Он включен в список кандидатов в совет директоров «Роснефтегаза», активно продолжает курировать ТЭК, сопровождает все сделки «Роснефти» с иностранными инвесторами. «Ведомости» пишут, что из-за этого Кириенко отказался войти в правительство Медведева. Однако, по другим данным, Кириенко как раз имеет хорошие отношения с Сечиным, и нельзя исключать, что он просто не захотел конкурировать с влиятельным партнером.
В-третьих, минус команды Медведева состоит в том, что вхождение в правительство рассматривается как чуть ли не антипутинский шаг: премьер-министру приходится подбирать исключительно свои кадры. В правительстве Путина, напротив, работали те, кто совместим с обоими лидерами. Медведеву же, очень трудно претендовать на кадры, имеющие хорошие и выстроенные отношения с президентом: они просто не рискуют оказаться в ситуации, когда потенциально заложен конфликт между, как минимум, командами, президента и премьера.
И, пожалуй, такая логика формирования правительства и администрации президента – главная ошибка, прежде всего, Путина, который определяет правила игры. Вместо того чтобы проработать вопрос о создании «общего» кабинета, в котором были бы соблюдены балансы сил между группами влияния, ориентированными на Путина, и группами, ориентированными на Медведева, Путин толкает своего премьера к формированию правительства-изгоя, а сам создает альтернативную аппаратную машину, которая должна будет по своему влиянию превосходить кабинет Медведева. Разве это косвенно не признак того, что Путин все меньше доверяет своему премьеру и опасается бунта на корабле? Аналитикам в такой ситуации остается только рассчитывать на то, что внутриэлитные конфликты и разногласия сделают процесс принятия решений более прозрачным.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.