Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.06.2012 | Ольга Мефодьева
Дальний Восток: борьба чиновников и бизнесменов
Министерство по развитию Дальнего Востока во главе Виктором Ишаевым выступило с инициативой создания особого режима управления в ДФО путем создания специальной структуры Минвостокразвития, наделенной «сверхполномочиями». По задумке подопечных Ишаева, Минвостокразвития будет распоряжаться не только имуществом и федеральными финансами в округе, но и природными ресурсами. Будет координировать деятельность не только федеральных агентств в этом направлении, но и давать особые предписания региональным властям. Буквально три недели назад Минэкономразвития во главе с Набиуллиной предлагало создать госкорпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Проект государственно-частного партнерства по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона обсуждается в РСПП вот уже полгода. Чей проект победит в этой нелегкой борьбе за близкий сердцу российского истеблишмента Дальний Восток?
Проблемы развития Дальнего Востока волнуют экспертов давно – экономистов, демографов, специалистов по геополитике. Создание специализированного Министерства по развитию Дальнего Востока, собственно говоря, является прямым подтверждением того, что отныне эта проблема понята и принята на федеральном уровне. Естественно, параллельно существуют другие мотивы – установление контроля над сложным регионом в контексте политических и социальных процессов, усиление влияния правительства Медведева на региональный контекст и т.д. Однако и без большой и резвой политики ясно, что Дальним Востоком нужно заниматься специально и адресно. На сегодняшний день уже предложено три проекта от трех разных сторон по регулированию пространства развития региона.
Одни из первых, кто предложил проект развития этого федерального округа, был Координационный совет отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в Дальневосточном федеральном округе. Глава Координационного совета РСПП в ДФО, председатель Совета директоров «ЕвразГрупп С.А.» Александр Абрамов с конца прошлого года продвигает проект государственно-частного партнерства по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Бизнесмены подчеркивают, что полноценное посткризисное развитие невозможно без стимулирующего регулирования миграционного притока и развитой транспортной системы, преодолевающей территориальную разобщенность, которая является серьезной издержкой для промышленников. Абрамов и его коллеги предложили создать Корпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, которая вела бы инфраструктурные проекты от западных границ Красноярского края до Камчатки, Курильской гряды и Сахалина. В официальном пресс-релизе РСПП от 9 февраля 2012 года указано, что бизнесмены мотивированы тем, что существует «угроза утраты фактического контроля над Дальним Востоком» в связи с усиливающимися миграционными притоками из Китая.
Однако вскоре бизнесмены отказались от идеи создания корпорации. Судя по всему, это произошло после консультаций с властями. Члены РСПП справедливо сочли создание специализированной компании ненужной бюрократической волокитой и инструментом усиления влияния чиновников на конкурсные процедуры. По сути, крупным предпринимателям, заинтересованным в развитии Сибири и Дальнего Востока, важно наличие работающего финансового института, который бы выступал гарантом выполнения обязательств со стороны государства. В апреле бизнесмены предложили использовать Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, который был создан в январе 2012 года, как основу для государственно-частного партнерства. Инфраструктуру планировалось создавать за счет заинтересованных компаний, отобранных по конкурсному принципу. В ходе строительства компании предлагалось обеспечить налоговыми льготами или же налоговыми каникулами. После начала эксплуатации государство возвращает инвестиции, согласно договору. По замыслу бизнесменов, Фонд развития Дальнего Востока мог как раз и стать субъектом, выплачивающим средства. Одновременно с этим Минэкономразвития, возглавляемое еще тогда Эльвирой Набиуллиной, подготовило законопроект «О развитии Сибири и Дальнего Востока», в котором предлагалось создать специальную госкомпанию, что означало возвращение к первоначальной идее и стремление власти осуществлять более плотный контроль над проектами развития бизнеса. Однако за это предпринимателям предлагалась компенсация в виде льгот, выходящих за рамки налоговых каникул и по сути повторяющих схему «Сколково».
Насколько бизнесменов устроила схема «контроль в обмен на льгты» неясно, после этого переговорный процесс больше никак в публичном пространстве не фигурировал. Правительство сменилось, Эльвира Набиуллина, зачастую выступавшая как главный переговорщик с бизнес-ассоциациями и экспертным сообществом, перешла в администрацию президента, а для развития Дальнего Востока создано специальное министерство, с которым, судя по всему, бизнесмена придется вести переговоры. И вполне вероятно, что с учетом обнаружившихся аппетитов нового министерства, стремящегося стать новым «надрегионально-федеральным» начальником Дальнего Востока переговорный процесс может всерьез затянуться. Бизнес, выступающий за оперативность процесса и снижения контроля государства, вряд ли быстро найдет общий язык с амбициозным ведомством, стремящимся давать предписания региональным властям и распоряжаться федеральными ресурсами.
По сути, интересный с институциональный точки зрения проект участия бизнеса в инфраструктурном развитии региона может провалиться. Предложение бизнесменов имеет два главных преимущества – во-первых, предприниматели заинтересованы в быстрой реализации проектов, что для них означает снижение издержек ведения бизнеса, то есть проект априори лишен коррупционных маневров; во-вторых, новый тип взаимодействия государства и бизнеса, не подчиненный логике создания специализированного бюрократического ведомства, мог бы стать основой для выработки новых правил игры доверительного взаимодействия частных и государственных игроков. Как «вырулит» новое правительство Медведева будет некоторой лакмусовой бумагой, демонстрирующей способность реализовывать приоритеты повышения инвестиционной привлекательности российской экономики.
Ольга Мефодьева – ведущий эксперт, руководитель департамента PR-проектов Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.