Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

08.06.2012 | Георгий Ковалев, Олег Горбунов

НАТО переезжает на север

Во вторник 5 июня генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что Альянс заключил соглашения с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном об использовании их территорий для вывоза техники и военного оборудования из Афганистана. Этот шаг может сильно изменить расстановку сил в Средней Азии и стать поводом для конфликтов между Россией, США и Китаем.

Очевидно, что это решение Альянса назрело довольно давно. После того как страны-члены по почину США договорились о постепенном выводе войск к 2014 году, встал вопрос о том, как сохранить относительную стабильность в Афганистане. За последние годы официальное правительство этого государства превратилось в «Кабульское губернаторство». Афганистан расколот. Его южные территории – под контролем талибов-пуштунов, северные – таджикских групп. Для президента США Барака Обамы, эмиссары которого в прошлом году безуспешно пытались договориться о длительном перемирии с талибами, критически важно обозначить вывод войск для соответствующей «галочки» к президентским выборам в ноябре этого года. Реально же уровень подготовки афганских (вернее - кабульских) военных, полицейских и спецслужб, которые должны принять от натовцев миссию поддержания мира в стране, – крайне неудовлетворительный. Слабое финансирование, клановость, коррупция – этими пороками поражен официальный кабульский госаппарат сверху и донизу.

Таким образом, США должны контролировать ситуацию из соседних регионов. Из-за ухудшающихся отношений с Пакистаном, территория которого постоянно подвергается атакам американских беспилотников и вертолетов, у союзников по НАТО возникла серьезная проблема – фактически оказался перекрыт основной поток снабжения войск в Афганистане. Соглашение с Россией, которая предоставляет свое воздушное пространство, а теперь и перевалочный пункт для грузов в «горячую точку», несколько облегчило ситуацию, но не сняло проблему, потому что основной поток по-прежнему должен был проходить на юге. Ни Китай, ни тем более Иран такой помощи Соединенным Штатам не могут оказать. Оставалось одно – работать над урегулированием отношений с Пакистаном и одновременно расширять сотрудничество на северной маршруте потока, что и сделало данное соглашение НАТО со среднеазиатскими странами.

Кроме собственно снабжения существовал (и продолжает существовать) вопрос о том, куда денутся несколько десятков тысяч американских солдат и их техника после вывода войск. Очевидно, что бросать оборудование по примеру СССР США не намерены. Значит, его надо выводить на соседние территории. Таджикистан, Узбекистан и (в гораздо меньшей степени) Киргизия согласны на получение такой «посылки» в обмен, к примеру, на расширение экономической помощи и разные политические страховки от волн «арабской весны». Короче говоря – военное, даже более – военно-стратегическое сотрудничество в обмен на деньги и политическую стабильность. Что в общем и целом и было проговорено во время визита в эти страны госсекретаря Хилари Клинтон в конце предыдущего года. Нынешние шаги НАТО – фактически развитие темы, проработанной и «удобренной» госпожой Клинтон.

Однако пока неясно одно – насколько активным будет это сотрудничество, будут ли образованы постоянные или временные базы под эгидой США или НАТО (в заявлении Расмуссена от 5 июня речь о них не идет). Если так, то Россия, фактически передавая Штатам функции поддержания своей обороноспособности на южных рубежах, оказывается очень уязвима. Во-первых, военно-политическое сотрудничество с США, как мы видим на примере ряда постсоветских стран (в частности, Украины), часто принимает формы утилизации полученного от СССР арсенала, обучения военспецов в американских учебных центрах за океаном и в Европе, а также постепенного перехода вооруженных сил нового партнера Америки на стандарты НАТО. А это означает, что российская техника, ее обслуживание и соответствующие кадры этим странам больше не будут нужны. Вслед за сокращением продаж российского оружия в целом в мире мы получим упадок спроса со стороны самых верных покупателей – бывших братских республик.

Во-вторых, США заинтересованы в развертывании к 2015 году своей системы Prompt Global Strike (глобальный молниеносный удар) для поражения, в том числе и ядерных целей тактическим неядерным оружием. Это вкупе с развитием системы ПРО сильно изменит глобальный стратегический баланс в мире и в отношениях Россия-США, в частности. Страны Средней Азии могут быть использованы в качестве партнеров этих программ, как сейчас, к примеру, чиновники НАТО пытаются привлечь к ней (точнее, к сотрудничеству в рамках отдельных элементов ПРО) Молдавию и Украину.

В-третьих, в случае если США увязнут в Средней Азии, во многом отпадет актуальность таких структур как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и даже Таможенного союза. ОДКБ создавалось как гарант безопасности в Центральной Азии. Даже сейчас она не справляется с этой функцией, а в случае усиления влияния США в регионе потребность в ней вообще отпадет, что выбьет из рук Москвы последний козырь, дававший надежду на некий системный противовес НАТО.

ШОС структурирована вокруг России и Китая, а также их интересов (точнее – их передела) в Средней Азии. В новом раскладе либо придется привлекать США к работе этой структуры (но для этого есть G8 и G20) либо еще более купировать и так скромную роль ШОС в российской внешней политике.

Остается Таможенный союз. На повестке дня – рассмотрение членства в нем Киргизии и Таджикистана. Если две эти страны окажутся «перекуплены» экономической помощью США, то ТС получит резкий негативный удар, который вкупе с сомнительными перспективами членства в нем Украины, может поставить крест на перспективах данной организации.

Не стоит забывать и о турбулентности на международных финансовых рынках, которая в перспективе резко сократит ликвидность в российской экономике и ударит по российским международным проектам. Однако наряду с этим встает вопрос о снижении также военных расходов США, так как кризис ударит и по американской экономике. В конечном итоге все будет зависеть от стабильности мировых экономик и исхода президентских выборов в США. Если кризисные явления будет нарастать, то американцы вполне могут ограничиться спасением и расширением Манаса в Киргизии и создании аналогов в Узбекистане и Таджикистане, что все равно в военном плане вытеснит Россию с юга региона. Однако у российской дипломатии пока еще остаются рычаги для предупреждения шагов НАТО по размещению своих баз в регионе. Например, спонсирование эти республик по линии Таможенного союза и оказание им военной и полицейской поддержки в случае попыток «оранжевых революций». Правда, для проведения такой дипломатической линии нужна воля Кремля.

Таким образом, страсти вокруг Средней Азии только начинают по-настоящему разгораться. Главная причина – гигантские запасы нефти (крупнейшее в мире разведанное месторождение – казахский Кашаган) и газа (в особенности в Туркмении) плюс нестабильная политическая ситуация, которую внешние игроки могут «модерировать», исходя из своих интересов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net