Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.06.2012 | Эмиль Дабагян
Парагвай: скоропалительный импичмент
В Парагвае, расположенном в центре Южной Америки, в минувшую пятницу произошло экстраординарное, но предусмотренное конституцией событие. Верхняя палата парламента объявила импичмент президенту с формулировкой «за неподобающее исполнение своих обязанностей». 39 сенаторов высказались «за», четверо - «против». Фернандо Луго с достоинством воспринял вердикт, заявив, что готов служить отечеству в любом качестве, вслед за чем назвал случившееся «парламентским государственным переворотом». Должность президента занял вице президент Федерико Франко, который будет оставаться на своем посту до очередных выборов, намеченных на 2013 год.
Поводом для принятия решения по импичменту президенту стали действия исполнительных структур по вытеснению безземельных крестьян, захвативших земли имения, принадлежащего крупному предпринимателю и видному оппозиционеру. Операция завершилась гибелью 6 полицейских и 11 крестьян. Реакция латиноамериканского сообщества на эти чрезвычайные события оказалась наредко единодушной. Подавляющее большинство правительств, независимо от идеологической ориентации, однозначно назвало произошедшее «государственным переворотом», и заявило о нелегитимности новых властей. Нет особой нужды приводить однотипные высказывания лидеров, казалось, снятые под копирку. Все они отозвали послов «для консультаций».
Повод – поводом. Но изначально было очевидно, что нетипичный президент являлся своеобразным бельмом на глазу для местного истеблишмента, искавшего псевдолегальную возможность для его отстранения. И вот такой шанс якобы появился. И им незамедлительно воспользовались, пренебрегая сугубо юридическими тонкостями. Именно данное обстоятельство позволило квалифицировать произошедшие «переворотом», хотя видимость законности соблюдена. В деле пока много неясного, ключевые игроки находятся за сценой, уверенно дергают за веревочки, тщательно избегая гласности, но предварительные выводы напрашиваются.
Для понимания особенностей ситуации следует подробнее рассказать о Фернандо Луго, теперь уже о бывшем главе государства. В августе 2008 года, весть о его триумфе на президентских выборах в Парагвае с пометкой молния мгновенно распространилась всеми информационными агентствами мира. Особая значимость этого события определяется двумя факторами. Во-первых, положен конец 61-летней монополии правящей партии «Колорадо», безраздельно господствовавшей на политической сцене. Во-вторых, успеха добился не просто оппозиционер, не профессиональный деятель, а католический епископ, много лет верой и правдой служивший церкви. Это само по себе было сенсацией. Правда, ожидаемой. Ведь регулярные опросы общественного мнения предрекали победу фавориту. Прогнозы полностью оправдались. 56-летний Фернандо Луго значительно опередил своих конкурентов и завоевал право занять кресло главы государства. Пикантность ситуации заключается и в том, что с 15 августа на вершине пирамиды власти в этой 6-миллионной южноамериканской стране, преимущественно населенной индейцами гуарани, окажется незаурядная личность.
Кто же этот человек, к которому сегодня приковано пристальное внимание международной общественности? В 1977 году молодой священник после рукоположения направился миссионером в Эквадор. Там он приобщился и стал горячим приверженцем так называемой теологии освобождения, которая в тот период получила широкое распространение на латиноамериканском континенте и пользовалась значительным авторитетом в обществе, благодаря последовательному отстаиванию интересов обездоленных и угнетенных слоев населения. Среди наиболее ярких представителей этого течения можно выделить никарагуанского священники и талантливого поэта Эрнесто Карденаля, который с оружием в руках сражался с диктатурой Анастасио Сомосы, а затем занимал пост министра культуры в первом послереволюционном правительстве.
По возвращении в Парагвай в 1994 году Луго назначается епископом епархии беднейшего департамента Сан-Педро. Повседневно общаясь с прихожанами, он познал их нужды и чаяния, наладил тесные связи со своей паствой, трудился бок обок с безземельными крестьянами. Осознание необходимости избрать иной, чем прежний, путь служения людям побудило его принять крайне ответственное для себя решение. Поскольку местная конституция запрещает священнослужителям заниматься политикой, он в 2004 году обратился к Ватикану с просьбой о лишении духовного сана. Однако пикантность ситуации заключается в том, что Священный Синод на это не пошел, просто освободил его от обязанностей. Общенациональная известность пришла к Луго 29 марта 2006 года. В это день он возглавил массовую манифестацию протеста против существующего правительства. Именно тогда он принял предложение баллотироваться в президенты. Кстати, он сделал достойный жест, встреченный с доброжелательностью в церковных кругах, повинился перед бывшими собратьями за совершенный поступок.
Кандидатуру Луго выдвинул левоцентристский «Патриотический альянс за перемены», в состав которого входят свыше дюжины оппозиционных организаций, в том числе вторая по влиятельности сила – Подлинная либерально-радикальная партия. «Меня постоянно просили возглавить коалицию. Теперь я начинаю служить народу как политик», разъяснял он причины судьбоносного поворота. Предвыборную кампанию претендент развернул под лозунгом решительного искоренения коррупции, создания новых рабочих мест и проведения аграрной реформы. Он подчеркивал: «Настало время перемен! Не бойтесь!». Свое участие в избирательных баталиях он сравнивал «с борьбой Давида с чудовищем Голиафом».
По мнению большинства независимых экспертов, только Луго предложил и способен претворить в жизнь реальную программу обновления страны, которая длительное время бездарно управлялась одной партией. Отмечается, что ежегодный 6,4% экономический рост причудливо уживается с 36% бедностью и 15,5 % нищеты. Подчеркивается, что в его повестке дня значится сохранение макроэкономической стабильности с уменьшением пропасти между бедными и богатыми. Как образно подметила уругвайская газета «Паис», больной Парагвай избирает президента, который призван вылечить его от кризиса.
Аналитик Пабло Херкен полагал, что следует ожидать поворота влево, но это скорее всего будет означать дрейф в направлении бразильской, а не боливийской модели развития. В ходе кампании «большая пресса» вбросила компрометирующие материалы о якобы поддержке и финансовых вливаниях со стороны венесуэльского президента Уго Чавеса и партизанской группировки Революционные вооруженные силы Колумбии. Левоцентристский кандидат отверг эти инсинуации, назвал их полной чушью. Проведя марафон в энергичном, напористом стиле, он заручился поддержкой 40,8% избирателей и добился убедительной победы, которую его восторженные почитатели в тот памятный вечер 20 апреля торжественно отпраздновали на улицах столицы – Асунсьона и других городов.
На второе место с отрывом в 10% вышла Бланка Овелар, которую выдвинула правящая партия, пытавшаяся с помощью смены имиджа, сохранить власть. Это был неплохо продуманный ход. Как видим, интрига выборов заключалась и в том, что среди фаворитов была представительница прекрасного пола. В случае успеха, полк латиноамериканских президентов наряду с чилийкой Мишель Бачелет и аргентинкой Кристиной Киршнер пополнился бы еще одной дамой. Именно на это была сделана ставка истеблишментом. Это задумка вполне соответствовала духу времени. Основная соперница бывшая учительница, звезда баскетбола и экс-министр образования отказалась от многих традиционных стереотипов. Она обещала открыть эру женского правления и кардинально изменить аграрную страну. Ее программа включала привлечение частных инвестиций для реализации государственных программ, гарантию частной собственности, создание кооперативных хозяйств, сокращение бедности. При этом подчеркивала намерение следовать центристским курсом.
Не преминула она уколоть своего грозного конкурента, назвала его неудавшимся священником. И добавила: «Если он отвернул от Бога, то, как он будет вести себя с народом». К чести Бланко следует сказать, что она сразу же признала победу Фернандо Луго и поздравила с успехом.Третьим претендентом выступал 65-летний отставной генерал экстравагантный Лино Овьедо. У него богатый послужной список – участие в свержении диктатора, в мятеже против власти в 1996 году. Успел он посидеть за решеткой, потом бежал из страны. По оценкам экспертов отставной военный был заведомым аутсайдером. В итоге он получил 28,8% голосов.
В скобках заметим необычно высокую явку избирателей. Она составила 66%. Это рекордный показатель с 1989 года, с момента восстановления демократии. Поскольку закон не предусматривает проведение второго тура, победитель определяется относительным большинством.
Нелишне сказать, что авторитетные международные наблюдатели не зафиксировали сколько-нибудь значимых нарушений избирательного законодательства. Бывший колумбийский президент Андрес Пастрана назвал происшедшее «праздником демократии». Важно отметить и готовность уходящего главы государства Никанора Дуарте всячески способствовать безболезненному переходу власти к оппозиции.
Прогнозируя перспективы развития на крутом повороте, следовало иметь в виду, что эйфория относительно легкого триумфа коалиции не должна заслонить существующих проблем. Ее широта и даже определенная аморфность, разношерстность татди в себе опасность появления острых разногласий, чреватых возможностью раскола. Впереди формирование дееспособного кабинета. От его эффективности, компетентности и умения в решающей степени зависит судьба проекта, вокруг которого сплотилось большинство общества. Об этом прямо говорил победитель, принимавший в своем доме группу бразильских журналистов. Он был облачен в джинсовые брюки, белую рубаху и сандалии.
Эйфория осталась позади, наступили суровые будни. Здесь нет место разбору плюсов и минусов деятельности правительства. Многие из задумок удалось реализовать, другие находись в процессе осуществления. Но явных провалов не наблюдалось. Это был обычный демократический процесс. Казалось, перевернута еще одна страница в истории этой многострадальной страны, на долю которой выпало немало суровых испытаний. Почти 35 лет, с 1954 по 1989 год она томилась под игом кровавой диктатуры генерала Альфредо Стресснера, пришедшего к власти в результате военного переворота. Получается, что диктатора давно нет, но дело его живет.
Весьма примечательно, что Фернандо Луго разделил печальную судьбу своего религиозного собрата, другого видного деятеля теологии освобождения Жана-Батиста Аристида, президента Гаити, в свое время также отстраненного от власти, правда, другими методами.
Подтверждением запланированности судьбоносного решения 22 июня служит мгновенная замена двух ключевых министров, в том числе руководителя внешнеполитического ведомства. Это о многом говорит.
Еще раз подчеркнем, что импичмент это процедура, прописанная консти-туциями ряда латиноамериканских стран. К ней, например, прибегали в пришлом в Бразилии и Венесуэле. Но тогда реакция была спо¬койной, поскольку соблюдалась совокупность всех юридических норм и принципов.
Перспективы восстановления статус-кво в Парагвае представляются туманными. В этой связи вспоминается казус Гондураса, когда международному сообществу, несмотря на колоссальные усилия, не удалась вернуть в занимаемое кресло легитимного президента Мануэля Селайа, смещенного в июне 2009 года группой высших офицеров и выдворенного за пределы родины. Не возымели должного эффекта суровые экономические и политические санкции, вплоть до приостановки членств страны в старейшем региональном объединении - Организации американских государств.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.