Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.07.2012 | Центр Политических Технологий
Перспективы политической реформы: аналитический доклад ЦПТ
В марте-мае 2012 года Центр политических технологий методом экспертных интервью с политиками, политологами и социологами провел исследование «Перспективы политической реформы». Большинство экспертов из всех категорий (в том числе и «провластные»), выбирая между двумя сценариями политического развития – «демократизационным» и «оппортунистически-инерционным», склонились ко второму варианту, но дополнили его оговоркой, которая стала практически консенсусной. По их мнению, власть инициировала реформы для воплощения второго сценария, но в процессе косметического реформирования политической системы она столкнётся с вызовами, которые сделают это реформирование реальным в долгосрочном периоде. Другими словами, по меткому выражению одного из экспертов, большинство респондентов прогнозировали «сценарий кризиса косметических реформ»…
«Будут брошены огромные силы на то, чтобы вот этот имитационный косметический сценарий реализовать, Но учитывая то, что мы видели совсем недавно, нельзя исключать, что где-то на каком-то повороте что-то шарахнет или бабахнет, власть испугается и пойдет на какие-то уступки».
«Власть будет стремиться сохранить за собой максимум рычагов влияния, конечно, будет желание ограничиться только количественными изменениями. Но многие из этих изменений станут со временем качественными».
Среди вызовов, которые в долгосрочной перспективе могут привести к реальному изменению качества российской политической системы, назывались следующие:
1) Ослабление власти. По мнению экспертов, в случае, если экономическая обстановка окажется неблагоприятной (а этот сценарий как вероятный рассматривает большинство экспертов), у власти не окажется достаточно ресурсов для поддержания стабильности политического режима, следовательно, больше возможностей откроется для действий оппозиции.
2) Нарастание необходимости структурного реформирования экономики, которое могло бы обеспечить стабильность. Оппозиционно настроенные эксперты считают, что момент для структурного реформирования уже был упущен, власть, имеющая слишком близкий горизонт планирования, сейчас не заинтересована в проведении непопулярных реформ, а значит, в будущем ей придётся отвечать на вызовы, проводя реальные политические реформы под давлением обстоятельств: «Мне кажется, что, к сожалению, в отличие от того времени, когда Путин пришел на свой первый президентский срок, у власти сейчас очень короткий горизонт планирования. И поэтому трудно ожидать до того, как жареный петух клюнет. До того, как закончатся все деньги и просто невозможно будет продолжать ту политику, которая проводится, к сожалению, маловероятно, что власть сама по своей инициативе сможет это изменить».
3) Возможность внутриэлитного раскола, вероятность которого, по мнению независимых и оппозиционных экспертов, увеличивается в случае нарастания общественного протеста. «Наибольшие шансы реализоваться имеет сценарий попытки латать дыры, не меняя базовую стратегию. Потому что смена базовой стратегии будет означать пересмотр соглашений с ключевыми игроками. На это власть пойти не готова. Все игроки должны оставаться на местах и как-то реагировать. А вот глубокая модернизация невозможна без того, чтобы не произошло резкого перераспределения ролей в политической элите. А к этому никто не готов, потому что страх войны в элитах – для них главная патология».
4) Усиление конкуренции, политической борьбы, связанное с появлением новых политических игроков. Большую роль эксперты отводят поведению оппозиции: если она окажется достаточно состоятельной и эффективной, то уступки со стороны власти вполне возможны. При этом в целом эффективность оппозиции всеми экспертами (за исключением группы политиков) оценивается невысоко.
5) Кристаллизация и усиление общественного запроса на демократизацию, который будет исходить от разных социальных групп. Этот запрос может выражаться как через институты (выборы, партии), так и через протестную активность: «Когда власть хочет косметический сценарий, а все большее количество групп будут требовать демократизационного сценария, и они где-то будут сталкиваться, а где-то как-то существовать, потому что общество будет вырывать у власти уступки, но власть будет стараться делать их как можно меньше».
6) Усиление запроса на децентрализацию со стороны регионов. Этот запрос, по мнению экспертов, уже существует, а политическая реформа, инициированная властью, разогреет амбиции региональных элит: «Сейчас, запустив этот проект либерализации, пусть даже показной, власть не сможет остановиться. Сейчас региональные элиты очень сильно настроены на повышение конкурентности, и если их обманут, власть столкнется с очень резким уровнем падения региональной поддержки».
По мнению большинства экспертов, эти факторы будут создавать высокую неопределённость, и дальнейшее развитие событий во многом зависит не только от поведения власти, но и от стратегий и возможностей оппозиции, новых политических лидеров. В этом смысле многие эксперты отказались от долгосрочного прогнозирования, указывая лишь на развилки на пути развития политической системы.
«Произойдет ли внутренняя демократизация партий – вопрос открытый. Произойдет ли делегирование полномочий от исполнительной власти к представительной – вопрос открытый. Произойдет ли децентрализация и передача власти от федерального уровня к региональному – вопрос открытый. Будет ли независимым суд – вопрос открытый. Понимаете, вся эта политическая реформа базируется на очень узком пятачке нашей действительности. Но тем не менее, это какой-то шаг вперед, приток новых сил и новой крови».
Часть экспертов, впрочем, придерживаются других мнений. Так, один из «провластных» экспертов уверен, что реформы будут работать на укоренение власти, поскольку они способствуют тому, чтобы коммуникация между властью и обществом, а также внутри элит проходила более эффективно. Правда, этот же эксперт указывает, что вероятность такого развития событий он оценивает в 55%, тогда как на 45% вероятен сценарий дальнейшего загнивания власти.
«С вероятностью 55%, причем на разных фронтах по-разному, это будет реальное укоренение власти и, в силу этого, это не демократизация. Это гораздо большее укоренение власти среди элит и субэлит. И вообще не знаю, где бывает демократизация, но укоренение власти, учет интересов, взаимодействие, понимание забот и проблем, которые волнуют ключевые круги общества. А с другой стороны, ключевые круги лучше будут понимать, чего хочет власть, и возникнет больше доверия, больше легитимации».
Об укреплении власти говорил и один из независимых экспертов, правда, по его представлениям, укрепление будет выражаться в «закручивании гаек». Этот же эксперт говорил и о наиболее пессимистичном сценарии – распаде страны.
«Попытаются сначала пойти по косметическому сценарию. Будут имитировать и пытаться оставить все как есть. Но, я думаю, что это быстро приведет к кризису, который выведет на третий сценарий – это ужесточение политической системы, без всякого балабольства. В демократизационный сценарий я сейчас не очень верю, хотя может быть какой-то поворот».
Один из экспертов вообще отказался рассматривать политическое реформирование как актуальный вопрос. По его мнению, говорить о развитии политической системы в сторону демократизации преждевременно, поскольку реальным запросом общества является экономическое и промышленное развитие, технологический рост. Только после того, как эти процессы дадут результат, можно будет говорить о формировании общественного запроса на демократизацию.
«Полноценная демократия может возникнуть только в случае успешного индустриального и постиндустриального технологического развития. А вот когда появятся классы людей, и профессиональный капитал будет формировать интересы для развития общества, вот тогда на этой базе и на таких форматах, условно говоря, может строиться более или менее полноценная демократия. Все остальное выльется в нынешних условиях в некую манипуляционную систему».
С полной версией доклада можно ознакомиться ЗДЕСЬ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.