Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.07.2012 | Александр Ивахник
Общественное телевидение: старт дан
18 июля президент Владимир Путин назначил генеральным директором автономной некоммерческой организации «Общественное телевидение России» Анатолия Лысенко и утвердил состав совета по общественному телевидению из 25 человек, который был предварительно отобран Общественной палатой РФ. На совет возложены функции общественного контроля за деятельностью нового телеканала. Таким образом, был практически запущен инициированный президентом Медведевым в декабре 2011 года проект создания в стране Общественного телевидения (ОТВ), которое должно стать альтернативой государственно-коммерческим федеральным каналам, со всеми присущими им минусами, и должно работать без рекламы, без абонентской платы и, по крайней мере, в концепции, без прямого участия государства.
75-летний Анатолий Лысенко – фигура хорошо известная и весьма авторитетная в телевизионном мире. Еще с 1968 года он начал работать в молодежной редакции Гостелерадио СССР, участвовал в создании многих популярных телепрограмм (КВН, «А ну-ка, девушки!», «Что? Где? Когда?» и других). С 1987 года – руководитель программы «Взгляд», ставшей телевизионным символом перестроечных времен. В июле 1990 года был назначен гендиректором еще не существовавшей ВГТРК, в начале 1991 года руководил созданием телеканала РТР. С 2002 года – президент Международной академии телевидения и радио. Авторитетные телевизионные деятели и эксперты в один голос отмечают высокий профессионализм и безупречную репутацию Анатолия Лысенко, глубокое уважение к нему среди коллег. Его характеризуют как человека широких взглядов и эрудиции, умеющего генерировать новые идеи и формировать команды под них, обладающего хорошими менеджерскими способностями.
В отношении состава совета по ОТВ столь определенные оценки сделать трудно. Состав довольно пестрый, в нем есть достаточно известные телевизионные, культурные и религиозные деятели, но все они характеризуются своей лояльностью к действующей власти. Однако высокий авторитет Лысенко и закрепленные за ним широкие полномочия (в соответствии с президентским указом о создании общественного телевидения гендиректор одновременно является главным редактором канала) дают основания надеяться, что его мнение при формировании концепции и текущего контента ОТВ может быть решающим.
Сам Анатолий Лысенко вчера заявил, что новый канал начнет работу не раньше весны 2013 года. До сих пор нет полной ясности, на какой частоте будет выходить канал, первоначальное решение о том, что ОТВ будет вещать на месте принадлежащего Минобороны телеканала «Звезда», сейчас под вопросом. Своей первоначальной задачей Лысенко считает подбор и формирование профессиональной команды. Что касается непосредственно контента нового канала, то его руководитель собирается сделать акцент на общественных, общественно-политических и научно-популярных передачах. «Это будут дискуссии, ток-шоу, но не такие ток-шоу, где люди кричат и не слушают. Надо думать над этими формами. Новостные выпуски будут», – сообщил Лысенко «Коммерсанту». Он рассчитывает, что на площадке канала будет место и для оппозиционных деятелей.
Таким образом, все комментаторы сходятся в том, что Анатолий Лысенко на данный момент является оптимальной кандидатурой для руководства проектом создания ОТВ. Однако есть несколько обстоятельств, которые заставляют глубоко сомневаться в успешных перспективах этого проекта, в его способности удовлетворить потребности современного российского общества в объективной информации и ее всестороннем анализе, в беспристрастном представлении позиций различных идейно-политических сил. Первое обстоятельство связано со структурными ограничениями, выражающимися в том, что финансово новый канал будет на первых порах полностью зависеть от государства, его руководителя назначает и увольняет президент, а совет по ОТВ отбирается Общественной палатой, состав которой формируется под решающим влиянием власти. На этом основании оппозиционно настроенные общественные деятели и эксперты вообще отрицают, что новый канал в принципе может сыграть роль общественного телевидения, которое призвано поднимать острые общественные проблемы, защищать гражданское общество от прессинга государства, развивать самостоятельность личности и гражданское самосознание.
Второе обстоятельство связано с тем, как различные слои российского общества относятся к телевидению. Те группы населения, которые постоянно смотрят государственные и окологосударственные эфирные каналы, давно подсажены на иглу чисто развлекательного контента, а к общественно-политической информации относятся некритически и выраженного интереса к ней не испытывают. «Продвинутые», образованные средние городские слои, прежде всего, более молодые, к традиционному телевидению относятся принципиально негативно и ориентированы на Интернет. Пробиться к ним новому телевизионному проекту, инициированному государством, будет крайне сложно. Неоспоримо высокий профессионализм Анатолия Лысенко не является гарантией решения этой проблемы. Ведь опыт Лысенко, наиболее релевантный задачам ОТВ, в первую очередь, разработка и запуск программы «Взгляд», был связан с совсем другой телевизионной аудиторией – значительно меньше дифференцированной, воодушевленной идеями перестройки и гласности, воспринимавшей каждую новую тему как еще один шаг к духовной свободе. Такой благодарной аудитории больше не будет.
Наконец, третье обстоятельство состоит в том, что благоприятное время для реализации идеи общественного телевидения, пусть и с какими-то ограничениями, уже закончилось. Если бы ОТВ заработало весной, еще можно было бы себе представить и более сбалансированный совет по ОТВ с присутствием общественных деятелей, деятелей культуры, настроенных критично или подчеркнуто независимо по отношению к власти, и полноценное участие в его программах представителей альтернативных точек зрения на политику и общество. Но после возвращения к президентской власти Владимира Путина политическая ситуация и идейная атмосфера в России резко изменились, предпринимается демонстративная попытка повернуть движение страны вспять, предать морально-политическому осуждению не только зимне-весенний «разгул» протестной активности, но и предшествовавший ему период «медведевской оттепели». И в новой ситуации практически невозможно себе представить, что сформированная Анатолием Лысенко команда ОТВ получит возможность проводить свободную от жесткого государственного контроля редакционную политику. Разве что канал будет изначально избегать тем, связанных с отношениями власти и оппозиции.
Вместе с тем есть одно важное «но». Если гражданская активность будет нарастать несмотря на возведение квазиправовых охранительных барьеров, если протестные выступления выйдут за сравнительно узкие социальные границы «рассерженных горожан» и широко распространятся по стране, если президентские рейтинги покажут устойчивую понижательную тенденцию, то власть может сделать ставку на ОТВ как на медиатора между собой и обществом, канализатора протестных настроений в более или менее спокойное русло цивилизованных дискуссий. А выполнение такой роли, конечно, будет невозможно без редакционной свободы. Таким образом, судьба общественного телевидения будет неотделима от судьбы самого общества. Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.