Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.07.2012 | Олег Громов

Украина переходит на уголь

Недавно стало известно, что Китай выделит 3,3 млрд. долларов кредитов на инвестиции в украинских АПК и еще столько же – на переоборудование работы ТЭЦ с газа на украинский уголь. Масштабное «вхождение» КНР в Украину означает, что в экономическом противоборстве Москвы, Вашингтона и Брюсселя за Украину появился четвертый мощный игрок. О последствиях этого рассуждают украинские эксперты.

Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии (Киев):

В данном случае Украина по договоренности с Китаем осуществляет вполне понятную и объяснимую политику диверсификации, чтобы снизить энергетическую зависимость от одного источника. Если бы на ее месте в таких очень непростых условиях оказалось любое другое государство, оно вынуждено было бы следовать тем же путем. Что касается Китая, то как великая держава он, несомненно, имеет собственные интересы на постсоветском пространстве и, к примеру, появление украиноязычной редакции Международного радио Китая является одним из косвенных свидетельств этого:http://ukrainian.cri.cn/

Напомню, что этот кредит - не первый шаг: ранее Киев уже привлек китайский кредит на сумму более 1 милиларда долларов для переоснащения шахт. Теперь же речь идет о строительстве предприятий по газификации угля и переводе теплокоммукнэнерго на уголь. Для Украины такая политика значима не только с сугубо экономической, но и социальной точки зрения. Создание мощностей для газификации угля позволяет поддержать собственное шахтное хозяйство и рабочие слои, его обслуживающие. Как известно, в 90-ые годы под предлогом "реструктуризации" угольной промышленности, проводившейся в русле указаний Международного валютного фонда, многие шахты были закрыты, что привело к тяжелым социальным последствиям. Приведу в качестве примера свидетельство Сергея Левачкова, который в 1995 году был городским головой Стаханова: «Вывели всех людей из шахты и начали засыпать. Рабочих распределили по другим шахтам, потом эти люди потерялись, и на этом дело и закончилось. «Центральная – Ирмино» была большим предприятием, образованным из трех шахт. На ней была проведена серьезная реконструкция. Там были уникальные охлаждающие установки и не только. На шахте были представлены практически все передовые горные технологии. И все это похоронили». Это происходило при том, что, к примеру, Соединенные Штаты, традиционно играющие ключевую роль в МВФ, занимали и занимают второе место в мире по угледобыче.

Правда при этом состоит также в том, что Россия длительное время оказывала поддержку украинской экономике, в том числе в энергетической сфере. Как отмечал Леонид Кучма, «Россия Ельцина и Путина при моем президентстве действительно кое-что существенное делала для нас, достаточно бескорыстно». К этому «кое-чему бескорыстному» относилось, например, согласие российской стороны (1995 г.) брать с Украины не по 80, а по 50 долларов за газ и уступить Украине для реэкспорта газа некоторую часть европейского рынка.

В современных условиях Украина и Россия достичь взаимоприемлемой договоренности по поводу цены на газ пока не могут. Согласно заявлению премьер-министра Н.Азарова, «...когда газ стоит $ 416, как он сейчас и стоит, использовать уголь целесообразно и экономически оправдано».

Конечно, решить в корне проблему диверсификации таким образом вряд ли возможно в сжатые сроки, но некоторым подспорьем указанные начинания могут быть.

Юрий Корольчук, эксперт Центра энергетических исследований (Киев):

Государственный банк развития может предоставить Украине кредит на 3,6 млрд. долларов для замены потребления газа на уголь. Условием получения денег является использование китайских технологий, оборудования и специалистов.

С одной стороны кредит может быть взаимовыгодным для Киева и Пекина. Теплоэлектроцентрали потребляют ежегодно 6 млрд. куб. м. газа (это половина газа, потребляемого ныне украинской теплоэнергетикой). Соответственно замена газа на уголь позволит сократить импорт газа с России на 6 млрд. куб. м в год.

Сегодня Украина покупает газ по 430 долл. за 1000 куб. м. Цена 1,5 тонны угля, что может по теплотворности заменить 1000 куб. м, обойдется до 200 долл. Если перевести ТЭЦ на уголь, то за два года Украина сэкономит 12 млрд. куб. м – это 5 млрд. долл. То есть за два года этот кредит должен окупится.

К тому же добыча угля в Украине увеличивается – в 2011 г. было добыто 81 млн. тонн, что на 10% больше, чем в 2010 г. И по итогам 2012 г. будет добыто не меньше 85 млн. тонн. Так что уголь есть – теперь главный вопрос, чтобы было где его сжигать.

С другой стороны, согласно кредитным требованиям Украина будет обязана использовать разработки, технологии, технику, опыт китайских инженеров, которые будут предоставлены в рамках кредита. Открытым остается вопрос использования украинских технологий. Сейчас, насколько я знаю, этот вопрос обсуждается в рамках получения кредита.

Следует признать, что это абсолютно логично, что китайцы будут давать миллиарды долларов на закупку своих технологий, а не украинских технологий. Китайские технологии, особенно касающиеся добычи и использования угля, вполне современны.

Объективно Украина самостоятельно не потянет такой проект как переоборудование ТЭЦ с газа на уголь.

Спорным моментом является вопрос использования китайских систем очистки воздуха после сжигания угля на тепловых станциях. Загрязнение воздуха является одной из главных претензий к ТЭЦ, работающим на угле. Именно в этом Китай еще даже не догнал европейские страны или США, которые являются лидерами в этих технологиях.

Виктор Пироженко, член Экспертного совета Фонда стратегической культуры (Киев):

В СМИ прошла информация, что Китай может выделить два трёх миллиардных (приблизительно) кредита на развитие сельского хозяйства и перевод украинских котельных с дорожающего российского газа на уголь. Расширение использования в украинском ТЭК угля вместо газа правительство Украины планировало давно и всё это время шёл поиск соответствующих сумм под эти планы. По имеющейся информации Китай также будет финансировать один (пока) не очень крупный транспортный инфраструктурный проект – постройку железной дороги для сообщения Киева с международным аэропортом Борисполь.

То, что Китай стал источником кредитования украинских программ в экономике – не удивительно. Для большинства постсоветских стран Китай стал своеобразной палочкой-выручалочкой в затруднительных политических ситуациях. Именно политических, а не экономических. До этого, пыталась искать в Китае стратегического партнёра и источник лёгких кредитов Белоруссия, причём, как раз в период натянутых политических отношений с Россией. И сейчас, Украина, как и Белоруссии в своё время, испытывает экономические трудности (высокие цены на российский газ, ужесточение нетарифного регулирования торговли со стороны РФ), которые являются вторичными и производными от политических проблем в отношениях с Россией.

Отклик Китая на эти просьбы постсоветских стран также не должен удивлять и, видимо, он изначально не направлен против интересов России. Пекин использует благоприятную конъюнктуру в постсоветских странах для закрепления на местном рынке и создания лобби среди политико-деловых кругов. Цели, которые китайцы при этом преследуют, как и способ предоставления помощи, могут сделать её даже потенциально более опасными, чем помощь МВФ. Китай предоставляет финансовую помощь лишь под конкретные инвестиционные проекты, в которых обязательно должны участвовать специалисты из КНР. Поэтому, заделать «дырки в бюджете» по аналогии с кредитами МВФ, с её помощью не получится.

Если линия на расширение китайского кредитования экономики будет продолжена, то в случае несвоевременного возвращения кредитов официальный Пекин, скорее всего, потребует уступок в наиболее чувствительных для Украины вопросах, именно, в вопросах экономического сотрудничества с Россией и ЕС либо в военно-технической области. Интерес Китая на Украине, как и в Белоруссии – закрепление в восточной Европе для экономической (и, вероятно, политической) экспансии в Европу и вытеснение оттуда США (причём, как в экономическом, так, не исключено, и в геополитическом смысле). На фоне проникновения США в Азиатско-Тихоокеанский регион такая тактика Китая выглядит оправданной и логичной. В принципе, это может отвечать долгосрочным интересам Украины и России, но лишь, при условии, строго соблюдения своих интересов в отношениях с Китаем.

Китай также заинтересован в доступе к высоким технологиям, которые во многом ещё сохранились на Украине. Но только исключительно для освоения и самостоятельного воспроизведения на собственной территории. Сотрудничество с Украиной в локальных проектах может быть лишь началом активного похода Китая в украинскую экономику за технологическими и военными секретами, что исключает долгосрочные взаимовыгодные отношения. Для Китая – это ещё и способ обойти нежелание России делиться с ним новейшими военными технологиями или перспективным советским заделом. Здесь Украина может войти в конфликт интересов с РФ.

В целом отношения с Китаем могут быть выгодны для Украины, но лишь тогда, когда украинская экономика станет более сильной. Видимо, оптимальный вариант взаимовыгодного сотрудничества с Китаем для Украины – это сотрудничество в рамках Таможенного союза.

Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований (Киев):

После длительных задержек вопрос о назначении и выделении кредитов со стороны КНР наконец-то был согласован.

Итоги официального визита министра иностранных дел Украины К.Грищенко в КНР (17.07) свидетельствуют о попытках Киева компенсировать неудачные результаты недавнего заседания украинско-российской межгосударственной комиссии. За счёт китайских инвестиций Киев рассчитывает осуществить ускоренное обновление транспортной инфраструктуры, развитие угольной отрасли и модернизацию электроэнергетики (в том числе в контексте перехода на водно-угольную технологию). В этом плане сотрудничество с КНР может сыграть важную роль в усилении энергетической независимости и повышении экономической устойчивости Украины, что должно укрепить аргументы Киева в диалоге с Москвой.

В политическом плане переход к практической фазе в кредитно-финансовых отношениях с КНР обусловлен решением украинского руководства начать более активное сближение с Пекином, который рассматривается как важный и самостоятельный центр силы и влияния в современном мире.

Отношения с КНР рассматриваются как способ обеспечить развитие ряда важных с точки зрения энергоэффективности отраслей украинской экономики, а также, в перспективе, привлечь китайский капитал для модернизации инфраструктуры и производственной базы.

В целом нынешний этап в экономических отношениях между Украиной и КНР определяется следующими результатами и решениями:

1. Предусматривается модернизация предприятий ТЭК и угольной отрасли. Поскольку стоимость газа уже не позволяет использовать его в тепловой энергетике (без риска повышения цены на услуги ЖКХ), Киев рассчитывает на то, что китайские инвестиции в модернизацию угольной отрасли и электроэнергетики в течение пяти лет должны оказать позитивное влияние на всю экономику Украины. В условиях девальвации долларовых накоплений в связи с кризисом в США, КНР проводит активную политику вложения капиталов в стратегические активы многих стран мира. Украина рассчитывает получить часть инвестиционного потока для модернизации своей угольной отрасли. Перспективным сегментом считается разработка торфяных месторождений. Соответственно, на определенном этапе возникнет вопрос и о предоставлении определенных активов в собственность предприятиям КНР.

Министерство энергетики Украины и Государственный банк развития Китая уже подписали протокол о сотрудничестве по замещению потребления природного газа углем. Согласно данному протоколу, Госбанк развития КНР может открыть специальную кредитную линию на общую сумму $3,656 млрд. с привлечением китайских технологий для финансирования проектов по замещению природного газа углем. В рамках программы предполагается реализовать ряд проектов по переводу украинских объектов теплоэнергетики на использование водоугольного топлива, а также строительства заводов по газификации бурого и каменного угля.

2. Украина предложила КНР участие в разведке и добыче газа на шельфе Черного и Азовского морей, добычу сланцевого газа, газа из плотных пород, метана, нефти и других энергетических ископаемых ресурсов. Примечательно, что подобные предложения со стороны Киева звучали также в адрес России и США. Более того, профильный министр Ю.Бойко, находясь с визитом в США, проводил переговоры относительно участия американских энергетических гигантов на шельфе Чёрного и Азовского морей (29-31.05). Однако, если в случае с американцами речь шла, скорее, о политической и научно-технической помощи, то КНР предлагается вложить деньги в проекты разработки месторождений.

3. Украина заинтересована в получении больших китайских инвестиций для модернизации своей транспортной инфраструктуры. Киев рассчитывает, что создание сети крупных аэропортов и расширение пропускной возможности дорог и морских портов позволит превратить Украину в крупный логистический центр, который сможет также использоваться для сборки, складирования и транзита китайской продукции. В случае подписания и введения в действие Соглашения о ЗСТ с ЕС проходящие через Украину товарные потоки смогут более активно направляться на Запад (в страны ЕС). Если же Украине удастся склонить руководство РФ к участию в работе Таможенного союза по формуле «3+1», то Киев получит возможности для работы на восточных рынках, играя при этом на разнице таможенных пошлин.

4. Правительство Китая также выделит Украине $372,3 млн. на реализацию проекта «Воздушный экспресс» – железнодорожного маршрута от аэропорта «Борисполь» до станции «Киев-Пасажирский». Кредит планируется выплачивать с доходов от использования экспресса. Украина берет кредит на выгодных условиях (сроком на 15 лет со ставкой в 3,5% годовых). Предусмотрен также льготный период на первых 4 года. В ближайшее время Украина выплатит Китаю комиссионный взнос за кредит, после чего Экспортно-импортный банк Китая предоставит первый транш в размере около 15$ млн.

Фактически речь идёт о «точечной» инвестиции, которая играет роль пробника. С одной стороны решается транспортная проблема. С другой стороны речь идёт об отладке схемы использования китайских «связанных» кредитов (под конкретный проект на жёстких условиях), которая может быть применена для развития других отраслей и проектов (энергетика, разведка полезных ископаемых и т.д.).

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net