Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.09.2005 | Наталья Серова

КТО В ТЮРЬМЕ ХОЗЯИН?

Скандал вокруг разрушения английскими военными тюрьмы в Басре спровоцировал волну недовольства на шиитском юге Ирака и разговоры о необходимости вывода британских войск в Лондоне. Кроме того, этот инцидент продемонстрировал глубину непонимания и недоверия между местными и центральными властями Ирака, с одной стороны, и между как бы сотрудничающими с "оккупантами" шиитами южных областей и британскими военными, с другой.

Губернатор провинции Басра Мохаммед аль-Вайли назвал штурм тюрьмы "варварским, диким и безответственным" актом, в то время как министр обороны Великобритании Джон Рейд заявил, что военные действовали "абсолютно правильно". После чего представитель главы иракского правительства, вынужденного лавировать между "своими" и "чужими", выразил сожаление в связи с "прискорбным развитием событий".

Между тем, весь этот сюжет с задержанием британских военных, равно как и комментарии, данные непосредственными участниками событий, вызывают массу вопросов, большая часть которых обращена не к местным властям, а к британским военным.

Все началось днем 19 сентября, когда представители сотрудничающей с оккупационными войсками иракской полиции попытались остановить для досмотра автомобиль, в котором находилось двое мужчин, одетых в традиционную арабскую одежду. В ответ водитель и пассажир открыли огонь и убили одного из сотрудников МВД Ирака. Но силы, судя по всему, оказались неравными, и оба "бандита" были задержаны.

По словам полицейских, в ходе обыска в машине было найдено оружие, взрывчатка и другие компоненты для изготовления взрывных устройств. В общем, ситуация для Ирака достаточно банальная: полиция задержала вооруженных бандитов. Однако через пору часов выяснилось, что задержанные являлись британскими военными, а точнее, спецназовцами SAS (Special Air Service).

Как пояснил, ссылаясь на свои источники в Багдаде, канал BBC News, задержанные "работали под прикрытием", т.е., попросту говоря, "косили под местных" и, судя по всему, настолько вошли в свою роль, что, нимало не сомневаясь, открыли огонь по представителям законной власти.

Напомним, что все это происходило на следующий день после захвата центра Басры боевиками иракской "Армии Махди", руководителем которой является радикальный шиитский лидер Муктада аль-Садр. Устроив настоящий погром в городе, боевики потребовали от губернатора Басры немедленно освободить арестованного 16 сентября Шейха Ахмеда Фартоси, являющегося одним из командиров "Армии Махди".

Если учесть, что задержание Фартоси произошло во время совместной операции британских и иракских военных, а основная тяжесть по наведению порядка в Басре после воскресного рейда боевиков легла на иракских военных и полицейских, остается только удивляться тому, что убившие полицейского англичане не были расстреляны на месте.

В то же время "законопослушные" иракские полицейские почему-то уклонились от выполнения договоренности о передаче коалиционному командованию всех входящих в состав коалиционных сил военных в случае возможного задержания их властями Ирака. В результате этого откровенного саботажа переговоры между британским командованием, МВД Ирака и местной полицией затянулись, и английские военные предприняли попытку окружить здание тюрьмы.

По словам бригадного генерала Джона Лоримера, командовавшего осадой тюрьмы, это было сделано для того, чтобы поставить ситуацию под контроль. Однако местное население, неадекватно расценившее действия английских военных, забросало британские танки камнями и бутылками с зажигательной смесью, после чего движимый "острым беспокойством" за судьбу своих товарищей, генерал Лоример отдал приказ о штурме здания.

Разрушив стены и убедившись в том, что задержанных англичан в тюрьме нет, британские военные покинули поле боя, после чего содержавшиеся совсем в другом месте спецназовцы были переданы британскому командованию. Несколько позже, комментируя весь этот сюжет, министр обороны Великобритании Джон Рейд произнес загадочную фразу: "Командующий войсками на месте событий принял абсолютно верное решение сделать то, что было сделано, так как после этого стало ясно, что они (британские спецназовцы) находились не в полицейском участке, а где-то еще".

То есть Лондон фактически признал, что разрушение тюрьмы является вполне приемлемой ценой за информацию о том, что в ней не содержатся два человека, о судьбе которых беспокоятся английские военные. С другой стороны, никто не может быть уверен в том, что освобождение англичан из "дружественного" иракского плена было бы вообще возможно без привлечения тяжелой техники и демонстративной готовности англичан разнести за "своих" все, что угодно.

Итогом этого "недоразумения" стала гибель четырех иракцев (полицейские и трое местных жителей), ранение пятнадцати иракцев, бегство из тюрьмы 150 заключенных, еще большая дестабилизация ситуации в Бастре и обострение отношений между местной властью и английскими военными. В то же время англичане отделались легким испугом и легкими ранениями трех танкистов.

Любой военный, бывавший в так называемых "горячих точках", легко поймет и одобрит действия Джона Лоримера, командовавшего осадой и штурмом тюрьмы. Генерал пытался защитить "своих" и действовал в соответствии с обстановкой и по законам военного времени. Теми же соображениями руководствовался и глава военного ведомства Великобритании, одобривший действия своих подчиненных.

В общем, на войне как на войне. И единственное, что несколько омрачает успех военной операции англичан, это тот факт, что в данном случае британские военные выступили не против врагов демократии или террористов, а против законной, ими самими установленной и поддерживаемой иракской власти.

Начав военную операцию в Ираке с целью насаждения в этой стране "демократии и законности", британские военные с легкостью наплевали и на законность, и на своих иракских союзников, которым, заметим, и так нелегко крутиться между ненавидящим "оккупантов" населением и иностранным контингентом, штыками которого они и удерживают власть.

Заметим, что все это происходит на фоне непрекращающихся взрывов в центральных районах страны. Августовский "диспут" вокруг иракской конституции уже привел к тому, что суннитские экстремисты развернули настоящий террор против сотрудничающих с "оккупантами" шиитов. Теперь же, после того, как английские военные продемонстрировали всю степень своего презрение к союзникам, можно ожидать уменьшения энтузиазма шиитских военных и полиции, отражающих атаки исламских экстремистов на юге Ирака.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net