Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.08.2012 | Татьяна Становая
PussyRiot: два года общей колонии
17 августа Хамовнический суд Москвы приговорил участниц группы PussyRiot к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Последние данные опроса Левада-центра показывают, что большинство российского населения уголовное преследование девушек поддерживает. Одновременно опросы зафиксировали падение до рекордного минимума рейтинга доверия Владимиру Путину. Решение суда вызвало большой резонанс в мировом сообществе: с осуждающими заявлениями выступили представители западных стран и международных организаций.
Дело PussyRiot приобретает большое значение с трех точек зрения: политической проблемы отношений власти и оппозиции, ситуации вокруг РПЦ, а также проблемы независимости и справедливости российского правосудия.
Дело PussyRiot – это, безусловно, политический процесс, который для либеральной, протестной общественности является проявлением политики власти по подавлению инакомыслия. В рамках суда вопрос о мотивах был центральным. Адвокаты осужденных, как и сами девушки, неоднократно заявляли, что целью их акции был протест против поддержки патриархом Кириллом Владимира Путина на президентских выборах. По версии обвинения, это была спланированная акция для «причинения весомого душевного страдания лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям». Все свидетельские показания со стороны обвинения были построены именно на попытке доказать осознанный, заранее спланированный характер акции, направленной исключительно против верующих и РПЦ. По данным свидетелей, в выступлении девушек в Храме Христа Спасителя и на видео-ролике, размещенном в интернете, есть существенные различия. В ХХС свидетели не слышали политических призывов, а наличие подобных призывов в видео-ролике они связали с тем, что это монтаж из других подобных акций PussyRiot.
Как политический процесс суд был воспринят и на Западе. С позицией многих известных музыкантов, актеров и режиссеров солидаризировались западные официальные лица. Приговор осудила канцлер Германии Ангела Меркель. Посольство США в России ограничилось кратким сообщением, что приговор по делу PussyRiot «выглядит несоразмерным содеянному». Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон выразила «глубокое разочарование» вердиктом. «Этот приговор несоразмерен содеянному», - считает она. Глава МИД Швеции Карл Бильдт тоже называет несправедливым приговор PussyRiot. «Даже уполномоченный по правам человека в РФ считает приговор к тюремному заключению несправедливым и призывает его обжаловать. С этим сложно не согласиться», - написал он, ссылаясь на заявление Владимира Лукина.
Немалая часть российского общества, напротив, усмотрела в выступлении PussyRiot сознательные кощунственные действия против верующих, а не политический протест. «Большинство людей получают информацию по телевидению, поэтому они либо ничего не знают, либо воспринимают события в соответствии с официальной версией. То есть как глумление и кощунство»,— пояснил «Коммерсанту» директор «Левада-центра» Лев Гудков. К окончанию процесса 44% опрошенных заявили социологам, что суд над участницами группы проходит «справедливо, объективно и беспристрастно». Одновременно не верили в честность суда 17%. Почти столько же — 18% — считали, что приговор будет вынесен «по заказу «сверху». А 36% были уверены в том, что решение о судьбе PussyRiot суд примет «в соответствии с доказательствами вины». 41% опрошенных убеждены, что основанием процесса стало «возмущение православной общественности». Другие варианты, например, личную месть патриарха и президента или стремление властей запугать оппозицию выбирали в сумме 25% респондентов. Администрацию президента, патриарха Кирилла или Владимира Путина в качестве инициаторов процесса называют лишь редкие опрошенные (8%, 6% и 4% соответственно). А самыми популярными ответами остается: «широкая церковная общественность» (23%) или РПЦ (19%).
В СМИ уже появляется набор публикаций прокремлевских экспертов, которые пытаются обосновать моральное право (обязанность) Путина выступить на стороне сторонников осуждения девушек. Однако и тут однозначной позиции нет. Например, против реальных сроков выступили близкие к власти телеведущий Владимир Соловьев и глава RussiaToday Маргарита Симонян, которые в своих твиттерах написали, что рассчитывали на освобождение девушек. Размежевание в элитах носит ментальный характер – если одна часть истеблишмента настроена конформистски и готова поддержать практически любые действия власти, то для другой части уголовное преследование участниц группы противоречит сформировавшейся «картине мира», которая носит ярко выраженный светский и совместимый с европейскими ценностями характер.
Позиция Кремля в деле PussyRiot опирается на три ключевых элемента. Во-первых, относительно широкую общественную поддержку: у значительной части населения акция девушек - так как ее преподнесла официозная пропаганда - вызвала сильные негативные эмоции, а политическая составляющая недооценивается либо игнорируется полностью. Во-вторых, политическая поддержка РПЦ, позиция которой по делу PussyRiot наиболее жесткая и консервативная. Официальные лица РПЦ прямо призывали к максимальному уголовному наказанию осужденных. В-третьих, принципиальное желание власти доказать, что подобные акции не могут оставаться безнаказанными. При этом на сегодня осужденные де-факто превратились в политические фигуры и их освобождение, с точки зрения власти, означало бы проявление слабости при наличии общественного давления «снизу». Как итог, речь идет о прочном политическом союзе и консенсусе Кремля и РПЦ относительно оценки и реакции на акцию PussyRiot в ХХС.
Однако с точки зрения ситуации вокруг РПЦ судебный процесс против PussyRiot выглядит более сложным явлением. Тут важно выделить несколько важных элементов. Во-первых, проблема репутации высшего духовенства. РПЦ на протяжении последних месяцев находится в публично уязвимом положении. Скандалы вокруг патриарха, недавняя крупная авария с участием игумена Тимофея (на синем родстере BMW Z4 с дипломатическими номерами Мальты), последовавшая затем еще одна авария с участие иеромонаха Ильи, приведшая к гибели двух человек, частое появление в СМИ публикаций о коррупции в РПЦ, нескромности потребления и роскошной жизни высшего духовенства – все это резко обостряет проблему общественной репутации руководства РПЦ.
Во-вторых, откровенная политизация деятельности РПЦ и Патриарха Кирилла лично. Это совпало с ростом протестного движения и усилением поляризации в обществе между конформистским большинством и активным меньшинством, сосредоточенным преимущественно в крупных и средних городах России. РПЦ де-факто встала на одну сторону политического размежевания, что автоматически превратило Церковь в участника политического противостояния «охранителей» и либералов. Процесс над участницами группы PussyRiot актуализировал это новое положение РПЦ до максимума.
Впрочем, сразу после оглашения приговора, Высший церковный совет РПЦ разместил заявление, в котором просит власти проявить милосердие к участницам панк-группы. «Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий», – говорится в заявлении. Впрочем, большая часть этого документа фактически посвящена обоснованию правильности вынесенного приговора. А в единственной фразе о «милосердии» обращает на себя внимание формулировка «в рамках закона», которая может трактоваться как сигнал о том, что снисхождение (в форме президентского помилования) может быть проявлено в ответ на стандартное для таких случаев прошение с признанием вины – что неприемлемо для девушек.
В РПЦ сейчас ведется дискуссия на предмет того, как нейтрализовать негативные последствия судебного процесса над PussyRiot, а также сбалансировать слишком жесткую позицию Церкви. Одни, как, например, Андрей Кураев, пытаются представить РПЦ как жертву политических игр самого Кремля. Другие призывают к всепрощению. Кстати, священник Иван Охлобыстин, который недавно возглавил совет партии «Правое дело» (что было воспринято как очередная насмешка Кремля над правой партией), написал обращение к Патриарху, в котором звучала завуалированная критика в адрес РПЦ. «С каждым днем пребывания участниц группы «pussyrioт» в тюрьме, Русская Православная Церковь теряет поддержку нескольких десятков христиан, в возрасте от 16 до 60 лет. Наши враги умело используют юридически-процессуальный абсурд вокруг этой ситуации, для наглядной демонстрации тезиса - «РПЦ служит не Богу, а деньгам и власти», - написал Охлобыстин. Он указал на стратегические ошибки, которые были допущены Церковью. По его мнению, это поздняя реакция, обращение за помощью к полиции, подача искового заявления в «Прощенное воскресение», принуждение прихожан к подписанию этого заявления, и последующий, ярмарочный энтузиазм, что привлекло внимание прессы и сделало безобразие «pussyriot» в одночасье знаковым событием времени, а участниц «символом борьбы за правду». В итоге Охлобыстин предложил приложить все усилия для освобождения участниц группы. Стоит отметить, что защита в ходе судебного процесса неоднократно указывала, что ХХС не принадлежит РПЦ, а в СМИ вокруг него в последнее время не раз понимались вопросы о незаконной торговле и нарушении прав потребителей, не говоря уже о прибыльном бизнесе Фонда ХХС в использовании помещений храма.
Наконец, с третьей точки зрения процесс против участниц PussyRiot стал одним из самых мощных, после «дела ЮКОСа» ударом по доверию и репутации российской судебной системы. Алексей Кудрин в своем твиттере обратил внимание, прежде всего, на эту проблему. Если отвлечься от сути судебного процесса, то в любом случае отдельными темами для обсуждения стал «обвинительный» уклон в поведении и характере ведения слушаний судьи Марины Сыровой. Суд не стал заслушивать большинство свидетелей со стороны защиты, многие из них просто не допускались в зал заседаний. Журналисты много писали о том, что обвинение и судья часто оперировали внеюридическими терминами, используя много крайне субъективных терминов и оценок их сферы морали и этики. В обвинительном приговоре судья указала на содержавшееся в психологической экспертизе упоминание о смешанном расстройстве личности Надежды Толоконниковой, что проявляется в ее активной жизненной позиции. Много возмущения вызвал тот факт, что в качестве свидетеля обвинения был заслушан некто Угрик, который лишь видел видео-ролик с выступлением PussyRiot по интернету. В итоге суд все-таки согласился не учитывать эти показания.Наконец, приговор участницам группы PussyRiot выглядит политическим на фоне условного 4-х летнего срока обвиняемому в изнасиловании экс-сенатору от Калмыкии Игорю Провкину, освобождения после 2 лет осужденного за педофилию поэта и певца Константина Крестова и массы других подобных дел, когда очевидная уголовная составляющая преступления оценивается российским судом менее жестко, чем политическая акция девушек.
Теперь главным вопросом станет, каковы будут политические последствия процесса над девушками для страны в целом. Тут можно назвать несколько вероятных вариантов развития событий. Во-первых, это ожесточение той части протеста, которая выступала на стороне защиты группы PussyRiot – тем более, что количество «раздражителей» постоянно растет (яркий пример – задержание у здания суда и предполагаемое избиение Гарри Каспарова, который затем был обвинен в укусе сотрудника полиции). Нельзя исключать некоторой радикализации противников режима, а также учащения акций, которые в той или иной степени могут рассматриваться как продолжение тактики, взятой на вооружение PussyRiot. По данным соцопросов, протестная активность в обществе пока остается на достаточно низком уровне. Как сообщает Левада-центр, о безусловной поддержке массовых акций протеста, продолжающихся с конца прошлого года, заявили лишь 9% россиян, тогда как в декабре 2011 года таких было 12%. Скорее поддерживают действия оппозиции 24% граждан (в декабре - 32%). И наоборот, число россиян, не поддерживающих протестные акции, растет: сейчас их скорее не поддерживают 32% (против 26% в декабре) и определенно не поддерживают 21% (15%), показал опрос.
Во-вторых, жесткость власти по отношению к недовольным имеет место на фоне сокращения популярности Путина – несмотря на то, что сторонники оппозиции остаются в меньшинстве. Последний опрос Левада-центра зафиксировал снижение рейтинга поддержки президента до исторического минимума. Впервые за несколько лет число высказывающих благоприятное мнение о лидере страны оказалось на столь низком уровне - всего 48%, а 25% высказались резко против него. В мае сторонниками Путина можно было назвать 60% респондентов, 21% заявляли о своих антипатиях в его адрес. Социологи говорят о падении доверия - ведь в два предыдущих срока правления Путина за него выступали в среднем 65%, доля недовольных при этом колебалась в диапазоне от 13 до 16%. Минимальное количество симпатизирующих ему (55%) было зафиксировано в 2005 году в период монетизации льгот.
В-третьих, оказались сорваны планы патриарха Кирилла по привлечению в церковь активной части общества – с тем, чтобы РПЦ перестала быть «церковью старушек» (это было одной из основных идей его патриаршества). Наиболее динамичные, «продвинутые» россияне, как правило, воспринимают процесс над PussyRiot с чувством отторжения, а позиция церковного руководства и, еще в большей степени, православных активистов (некоторые из которых призывали к расправе над девушками), им полностью чужда. Кроме того, церковь потеряла иммунитет от критики, которым она обладала ранее – сейчас инвективы в адрес порядков, существующих в РПЦ, из маргинальных стали привычными.
В-четвертых, значительный удар нанесен по репутации России в мире – она предстала в международных СМИ архаичной, «неевропейской» страной. Можно не сомневаться, что Путину придется не раз отвечать на вопросы о судебном процессе перед иностранными журналистами в рамках международных визитов. «Дело PussyRiot» свидетельствует об отсутствии независимости российской судебной системы, что наносит ущерб инвестиционной привлекательности страны (для значительной части инвесторов, особенно в инновационную сферу, тематика демократии и независимого суда является значимой).
В отличие от не менее громкого «дела ЮКОСа», нынешний процесс может иметь гораздо боле серьёзные последствия для политической жизни страны по той причине, что затрагивает интересы и чувства значительно большей части российского общества, практически не оставляя равнодушных. Кроме того, в отличие от осужденных по «делу ЮКОСа», участницы группы PussyRiot могут оказаться на свободе в самом расцвете своей общественной карьеры, когда и социально-политическая ситуация будет способствовать росту протеста и снижению рейтингов власти. В этой связи нельзя исключать, что со стороны Кремля все-таки будут предприняты шаги, направленные на смягчение ситуации и более раннее освобождение осужденных.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.