Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

10.09.2012 | Татьяна Становая

Саммит противопоставлений

7-9 сентября во Владивостоке прошел саммит АТЭС, к которому России готовилась на протяжении последних лет, рассматривая его как одно из важнейших внешнеполитических событий, укрепляющих место и роль России на мировой арене.

Саммит сопровождали два «касательных» сюжета. Первый – это майский отказ президента США Барака Обамы приехать во Владивосток, что тогда было расценено рядом СМИ как ответная реакция на неожиданный отказ Владимира Путина посетить саммит G8 в Кэмп-Дэвиде. В преддверии саммита Госдеп США еще раз заверил, что отказ Обамы не был связан с решением Путина. Глава Белого дома принимал участие в важнейшем событии страны – съезде демократической партии, избравшей его официальным кандидатом на пост президента. От США на саммит приехала госсекретарь США Хилари Клинтон, с которой Владимир Путин провел короткую встречу. Причем именно на фоне саммита Россия и США обменялись позитивными сигналами в адрес друг друга.

Второй сюжет имел место буквально накануне саммита и наделал много шума, прежде всего, в российских СМИ. Это полет Владимира Путина на мотодельтаплане: президент выполнял роль вожака стаи стерхов (вымирающий вид журавлей) для указания пути зимней миграции. Новость буквально взорвала российский интернет, где акция с участием Путина была тотально высмеяна. Тем не менее, эта тенденция не коснулась большинства электронных и массовых печатных СМИ, которые в той или иной степени находятся в сфере влияния государственной власти – поэтому влияние этой истории на массовое сознание можно считать ограниченным. Таким образом, в очередной раз проявился феномен двух информационных пространств, существующих в России. По окончанию саммита Путин ответил на вопрос о стерхах, заданный журналистом «Комсомольской правды», что позволяет говорить о «домашней заготовке» - он разделил птиц на тех, кто входит в состав стаи и на предпочитающих «вить гнезда где-то отдельно». Про последних он сказал, что «они все равно члены нашей популяции и к ним нужно относиться бережно по возможности». В этих словах очевиден намек на провластное большинство и оппозиционное меньшинство – и стремление Путина во время крупного международного мероприятия продемонстрировать свое миролюбивое отношение к своим внутриполитическим оппонентам.

Однако все эти события стали периферийными для самого мероприятия. Нынешний саммит – это, прежде всего, внешнеполитическая презентация вновь избранного президента России Владимира Путина, который в преддверии основных мероприятий активно высказался по основным вопросам внешней и внутренней политики. Саммит G20, прошедший в июне этого года в Мексике, оказался для этого неблагодарной площадкой. Как рассказал источник из российской делегации корреспонденту «Коммерсанта» Андрею Колесникову, «и вчера, и сегодня говорили о чем угодно, только не о реальной повестке дня, ради которой создавалась «двадцатка»: рефинансирование глобальной валютной системы. Особенно участники дискуссии, по словам моего собеседника, переживали насчет формирования принципов «зеленой экономики». — А строительство новой финансовой архитектуры?! Об этом в основном только Путин говорил!» Путин, по словам анонимных источников СМИ, «пытался вернуть всех к повестке дня …. Проблема эмиссии резервных валют, ограничение долговых обязательств, выработка правил поведения на рынке». Россию поддерживали Китай, Турция и ЮАР. Однако никакой дискуссии на эту тему так и не было.

В отличие от саммита G20 в Кэмп-Дэвиде, во Владивостоке Россия сама задавала тон, определяя актуальные вопросы в повестке дня. Заранее в интервью Russia Today Владимир Путин предупредил, что Россия на саммите АТЭС намерена сосредоточиться на дискуссии о проблемах мировой экономики, а не на политических вопросах, по которым ряд стран организации не могут договориться. «АТЭС изначально задумывался как форум для обсуждения экономических проблем. И именно на этом мы как страна-хозяйка, принимающая сторона, намерены тоже сосредоточить свое внимание - именно на проблемах экономического, социально-экономического характера», - сказал Путин. Отвечая на вопрос о том, не видит ли он опасности в том, что на саммите политика начнет подавлять экономику при обсуждении важнейших вопросов, таких как конфликт в Сирии, система ПРО, иранская проблема, Путин напомнил, что когда АТЭС создавался, во главу угла была поставлена цель либерализации мировой экономики. Москва, очевидно, не хотела делать акцент на вопросах, которые бы разделительной линией проходили между Россией и Западом.

Но даже будучи хозяйкой саммита, Россия так и не сумела продвинуть в полной мере именно те пункты повестки, которые считала наиболее важными. Из четырех основных тем, заявленных для обсуждения на форуме, реальной оказалось лишь одна, заявили источники «Газеты.ру». Так, либерализация торговли и движения капитала - традиционная цель АТЭС, но под председательством России конкретные соглашения к подписанию не планируются. По данным издания, возможность создания зон свободной торговли с членами АТЭС прорабатывали экспертные группы при Минэкономразвития в рамках оценки потенциала сотрудничества со странами блока АСЕАН (Association of South East Asian Nations, семь ключевых участников блока также входят в АТЭС). Но расчеты показали неготовность России к адаптации режима свободной торговли – потенциал роста товарооборота ограничивается 2% при существенном риске для сельского хозяйства.

Впрочем, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, переговоры о создании зон свободной торговли начались с Новой Зеландией и Вьетнамом. Но конкретных результатов пока нет. На самом саммите его участники договорились воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания новых барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также заявили об отказе от протекционизма. Однако это заявление лишь подтвердило те обязательства, которые члены АТЭС уже взяли на себя в рамках ВТО, в состав которой большинство из них входят уже давно (а Россия вступила в нынешнем году). Оригинальный характер носило одобрение перечня экологических товаров АТЭС, в который вошли 54 наименования – пошлины на них планируется снизить к концу 2015 года. Владимир Путин особо отметил, что за десять лет работы на площадке ВТО подобный список принят не был.

Что же касается обмена инновациями, то по этому направлению Россия уже сотрудничает со странами АТЭС - здесь и биотехнологии, и космические программы, и атомная энергетика. И перехода этого сотрудничества на качественно новый уровень пока не ожидается.Еще одной теме - обеспечение продовольственной безопасности – было посвящено заседание в ходе саммита. Однако масштабные планы реализованы не были. До саммита Минэкономразвития и отраслевые эксперты предлагали оценить и, возможно, расширить практику сдачи в аренду сельскохозяйственных территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, где не используется до 50% пахотных земель. В частности, рассматривалась возможность совместного производства биотоплива. Однако источник «Газеты.ру» заявил о неактуальности этой темы. Министерство развития Дальнего Востока не поддерживает эту инициативу, подтвердил и Ишаев, ссылаясь на высокую степень истощения земель, сданных в аренду сельскохозяйственным предприятиям Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, единственным региональным пунктом повестки саммита, активно продвигавшимся Россией, стал пакет из более 20 транспортно-инфраструктурных проектов суммарной капиталоемкостью около 12,3 трлн рублей. Эта цифра выглядит эффектно, но необходимо отметить, что основные проекты – это модернизация Транссиба, существующего уже более ста лет, и БАМа, построенного в позднесоветские годы. Также в пакет транспортных инициатив России в рамках саммита АТЭС включен Северный морской путь, осваиваемый еще с 30-х годов, и Транскорейская железная дорога (от южнокорейского порта Пусан через КНДР в Россию). Параллельно идут переговоры о проведении электромагистрали и газовой трубы в Южную Корею. Однако реализация «корейских» проектов зависит от отношений между КНДР и Южной Кореей, которые в настоящее время носят весьма напряженный характер. В пакете есть и другие проекты, но все они, как и предыдущие, уже анонсировались ранее.

Впрочем, по данным «Газеты.ру», грузы по Транссибу иностранные компании не возят. Доставка контейнера из Восточной Азии в Европу дороже морской транспортировки на $1,5–2 тыс. Прохождение таможенного контроля в России занимает 3–4 дня и стоит $500, в Сингапуре процедуры проходят за день и стоят $3. Скорость прохождения грузов вместо заявленных РЖД 12–15 дней составляет 40–50 дней. Таким образом, российскому маршруту свойственна низкая конкурентоспособность. То же относится к Севморпути, который характеризуется неудовлетворительными навигационными и аварийно-спасательными средствами и отсутствием централизованной поисково-спасательной службы быстрого реагирования.Похоже, что в инвестиционной политике в АТР Россия делает ставку на двустороннее партнерство с Китаем, для чего площадка саммита АТЭС вовсе не обязательна. «Сегодня Китай, который способен инвестировать большие деньги, становится одним из крупнейших экспортеров капитала», – заявил председатель делового саммита АТЭС во Владивостоке, президент ВТБ Андрей Костин в интервью «Коммерсанту». Он признал, что Пекин заинтересован в финансировании именно сырьевого сектора на Дальнем Востоке и в Сибири, так как китайской промышленности нужны энергоресурсы, и желательно по предсказуемым ценам. По мнению Костина, чтобы избежать крена, когда капитал из стран АТР идет только в сырьевой сектор, «необходимы определенные ограничители. В то же время для получения инвестиций в отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, напротив, необходимо предложить мощные стимуляторы».

В этих условиях Владимир Путин предпочел использовать саммит как площадку для продвижения России как успешной страны в экономическом и инвестиционном плане, но в вопросах, не имеющих прямого отношения к АТЭС. Он подробно рассказал о преодолении кризиса, о понимании российскими властями стратегии и тактики антикризисной политики, оптимистичных перспективах экономического роста (4-5%). «У нас рост экономики приличный был, самый высокий в мире среди крупных экономик после Китая и Индии - 4,2%. Средний рост экономики в Европе, в еврозоне был 3,9%, у нас был 4,2%. Кстати говоря, в еврозоне прогнозируется и Международным валютным фондом, и Всемирным банком отрицательный рост, минус 0,3% в следующем году. В этом году мы все-таки планируем плюс, причем плюс от 4 до 5%», - сказал Путин.

Главным же «проектом» для путинской презентации на саммите стал политический - Евразийский экономический союз с участием России, Белоруссии и Казахстана. «На форуме АТЭС мы будем продвигать общие позиции России, Белоруссии и Казахстана - участников интеграционной «тройки». Таможенный союз, ЕЭП, а в перспективе и Евразийский экономический союз, на наш взгляд, призваны не только эффективно вписаться в глобальные экономические процессы, но и играть активную роль в формировании региональной и международной повестки дня», - написал Путин в своей статье о саммите для азиатского издания The Wall Street Journal. Это можно рассматривать как вполне определенный сигнал: на международной арене ЕЭП намерен выступать не только как интеграционный проект, имеющий преимущественно финансово-экономическое значение для его участников, но и как коалиция союзников, вырабатывающая единую позицию по ключевым вопросам мировой повестки дня. В то же время вице-премьер Игорь Шувалов несколько сместил акценты на этот счет. «Отказ от интеграции как по европейскому, так и по азиатскому направлению несет для России «значительно большие риски, чем те риски, которые приходят с формированием новых интеграционных процессов», — предупредил он. Поэтому, по его словам, правительство и президент России будут «всячески поддерживать процессы интеграции, как многосторонние в рамках ВТО, так и двусторонние, а также проводить переговоры по созданию зон свободной торговли».

Еще одной особенностью саммита стала очевидное лидерство в числе «лиц, принимающих решения», главы «Роснефти» Игоря Сечина. Иными словами, это была своего рода демонстрация особого положения и возможностей одного из ключевых членов команды Путина. Так, показательно, что Владимир Путин, прибывший во Владивосток для участия в саммите АТЭС, в режиме видеоконференции первым делом принял участие в закладке первого камня Восточного нефтехимического завода. Проект представлял как раз Сечин. По его словам, «продукция будет поступать на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона и обеспечит потребителей Дальнего Востока». Сечин также обратился к Путину с просьбой помочь в подключении Восточного нефтехимического завода к магистральному нефтепроводу. Кроме того, президент Владимир Путин посетил введенный в эксплуатацию топливно-заправочный комплекс в новом терминале аэропорта «Кневичи». А на пресс-конференции по окончании саммита Путин весьма высоко оценил Сечина, назвав его «очень эффективным работником» и вообще отзывался о нем неформально и дружелюбно.

«Роснефть» воспользовалась саммитом во Владивостоке для того, чтобы продемонстрировать свои амбиции в улучшении социально-экономической жизни Дальневосточной части России. В СМИ новости с саммита сопровождаются описанием позитивной роли нефтяной компании в развитии региона. «Реализация проектов «Роснефти» на Дальнем Востоке позволит существенно увеличить поступления в региональный бюджет, отмечал «Росбалт». Сейчас «Роснефть» не только участвует в социально-экономических программах, реализуемых дальневосточной администрацией, но и самостоятельно осуществляет проекты, которые позволяют решать проблемы поселений региона. Такой подход не раз «спасал» автомобилистов Дальнего Востока и Сахалина в моменты, когда «Роснефть» оставалась единственным надежным поставщиком, несмотря на погодные условия, - сообщают информагентства. Путин также похвалил «Роснефть» за строительство новых производственных объектов, которые сопровождаются развитием и реконструкцией (или строительством) инфраструктуры - жилья, поликлиник, детских садов, школ. Как отметил президент, за жителей Дальнего Востока, которые получают возможность пользоваться новыми объектами, можно порадоваться. «Роснефть» действительно создает новые возможности для работы. Наконец, рассказал Сечин Путину и про успехи в сотрудничестве с иностранными партнёрами, в том числе и на шельфе.

Сам Сечин поспешил использовать статус России как хозяйки саммита для лоббирования интересов «Роснефти» в странах-потребителях российской нефти. «Можно ли рассчитывать, что страны АТР рассмотрят снижение импортных пошлин или других сборов для продукции, производимых в ходе реализации таких проектов? Такое решение будет способствовать снижению рисков для частных инвесторов. При условии реинвестирования этих средств в новые проекты», - задал Сечин вопрос Путину, который в полной мере поддержал своего бывшего заместителя по ТЭКу в правительстве. «Когда говорим о создании общего рынка, зона свободной торговли при создании самого форума АТЭС, как сверхзадача была поставлена именно эта проблема - свободного рынка. Это именно то направление, в котором мы будем двигаться. Условия взаимной торговли будут улучшаться - я в этом не сомневаюсь», - ответил Путин, который уже ранее, в программной речи на форуме посоветовал другим странам не увлекаться протекционизмом. Кроме того, первый вице-премьер Игорь Шувалов также выступил против предоставления налоговых льгот иностранным инвесторам в качестве меры повышения инвестиционной привлекательности России.

На саммите была и достаточно ярко выраженная региональная составляющая: для Москвы сейчас остро встает вопрос стратегического развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. Перед президентскими выборами Кремль уволил приморского губернатора Сергея Дарькина, затем было создано министерство Дальнего Востока и Восточной Сибири. Обсуждались и планы по созданию специальной госкорпорации, которая будет заниматься курированием проектов развития самой восточной части России. Однако до сих пор об определенности в этом направлении так и не появилось. Москва особенно связывала факт подготовки саммита с инвестициями в инфраструктуру региона. Но на сегодня это кажется уже «отработанной» и явно недостаточной мерой, лишний раз подчеркивающей отсутствие в действительности реальной стратегии развития региона.

Участие России в нынешнем саммите АТЭС подчеркнуто построено на противопоставлении нестабильного, стагнирующего Запада спокойному и потенциально перспективному Востоку, где Москва заявляет о своих растущих амбициях и возможностях. АТР позиционируется Москвой как рынок, более привлекательный по сравнению с Европой, причем как для инвестиций, так и для сбыта продукции, в том числе и энергоресурсов. Центральная геополитическая роль партнёра России отводится, по сути, Китаю. Однако Кремль настороженно относится к сдержанной и пока «тихой» дипломатии Пекина, быстро завоёвывающего позиции в регионах традиционного влияния России. Все это определяло и атмосферу прошедшего саммита, где Москва имела возможность заявить о своих приоритетах, но была лишена возможности получить однозначный позитивный ответный месседж со стороны и иностранных инвесторов, и других государств.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net