Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.09.2012 | Сергей Минасян
ОДКБ на Южном Кавказе: вызовы и проблемы
15 сентября 2012 г. в Армении, на полигоне «Маршал Баграмян» начинаются масштабные военные учения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ «Взаимодействие - 2012». В ходе учений подразделения КСОР ОДКБ отработают вопросы применения сил и средств Системы коллективной безопасности в Кавказском регионе. 15-17 сентября органы управления КСОР проведут разработку и планирование совместной операции. Будет осуществлена проверка уровня взаимодействия командования КСОР и слаженности подразделений воинских контингентов стран-участниц ОДКБ. Этап практических действий по выполнению учебно-боевых задач согласно розыгрыша учения будет проведен 19 сентября 2012 г. Практические действия по отражению (по замыслу учения) агрессии условного противника против Армении будут отличаться высокой интенсивностью и маневренностью и пройдут при поддержке подразделений армейской авиации и артиллерии, в том числе с применением ракетных систем и реактивных систем залпового огня.
Как представляется, проведение данных многонациональных учений КСОР ОДКБ в Армении (самых крупных на территории этой республики за все время ее членства в этой военно-политической организации) является весьма удобным поводом вкратце проанализировать динамику развития ОДКБ и ее влияние на региональную безопасность Южного Кавказа.
К настоящему времени Организация Договора о коллективной безопасности прошла достаточно большой путь развития, по возможности внося свой вклад в обеспечение стабильности на постсоветском пространстве, в том числе и на Южном Кавказе. Например, эффективный пример сотрудничества государств-членов организации в деэскалации вооруженных конфликтов был продемонстрирован практически сразу же после заключения ДКБ еще в мае 1992 г., когда ввиду четкой позиции командования ОВС СНГ (прообраза Объединенного штаба ОДКБ) была предотвращена попытка Турции напрямую вмешаться в карабахский конфликт.
Надо отметить некоторые особенности функционирования ОДКБ на Южном Кавказе. Деятельность организации в этом регионе имеет, в первую очередь, преимущественно двусторонний, армяно-российский формат. Он подкреплен союзническими отношениями между Москвой и Ереваном, и наличием 102-й российской военной базы на территории Армении. С другой стороны, двусторонний формат логически увязывается с тенденцией создания региональных подсистем безопасности (или регионов коллективной безопасности) в рамках общей системы коллективной безопасности ОДКБ. В свое время создание региональных подсистем безопасности было продиктовано тем, что государства-участники ОДКБ, за исключением России, не рассматривают многие вызовы или угрозы в других регионах как непосредственно касающиеся их собственной национальной безопасности и жизненно важным интересам. В виду этого создание трех региональных подсистем безопасности (Европейской, Кавказской и Центральноазиатской) было одним из основных направлений развития ОДКБ последнего десятилетия.
Свое дальнейшее практическое оформление Кавказская подсистема безопасности ОДКБ получила после подписания президентами Армении и России 20 августа 2010 г. Протокола №5 к т.н. «Большому договору» между Россией и Арменией. Протокол конкретизировал и дополнял обязательства сторон в сфере взаимной безопасности и обороны, расширяя сферу ответственности и сроки пребывания российской военной базы на территории Армении, тем самым естественным образом укладываясь в общую логику укрепления региональных механизмов функционирования ОДКБ.
Вместе с тем, на Южном Кавказе существует целый ряд проблем, достаточно остро стоящих перед ОДКБ, как военно-политической организации, претендующей на роль системы коллективной безопасности. С этой точки зрения карабахский конфликт, в настоящее время фактически остающийся единственным этнополитическим конфликтом на Южном Кавказе, имеющим потенциал «разморозки», представляет наибольшую угрозу.
Как известно, в условиях продолжающихся переговоров по мирному урегулированию, Азербайджан перманентно заявляет о своей готовности решить конфликт военным путем, постоянно выступая с угрозами возобновления боевых действий против непризнанной Нагорного-Карабахской Республики и против члена ОДКБ – Армении. При этом надо особо подчеркнуть тот факт, в противовес некоторым утверждениям, что в случае гипотетического возобновления боевые действия не смогут быть ограничены лишь собственно территорией Нагорного Карабаха. В виду накопления значительного количества вооружений и военной техники всеми конфликтующими сторонами, вероятные боевые действия неизбежно перекинутся и на границы между Арменией и Азербайджаном. Не надо забывать, что так было и в ходе военной фазы карабахского конфликта вплоть до заключения перемирия в мае 1994 г. и продолжается в настоящее время в виде регулярных обстрелов на границах Армении и Азербайджана. В свою очередь, сама Армения также официально и публично объявила себя гарантом безопасности народа Нагорного Карабаха. Все это со всей очевидностью говорит о том, что инициирование боевых действий неизбежно и неотвратимо приведет к их распространению и на международно признанную территорию Республики Армения и ее дальнейшему вовлечению в боевые действия. А это уже автоматически повлечет за собой необходимость реагирования ОДКБ по оказанию помощи своему союзнику – Армении, в соответствии с положениями статей 4-й и 6-й Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.
В этом же контексте также нельзя забывать, что сам Устав ОДКБ (статья 3) позиционирует ее как организацию, ответственную за международную и региональную безопасность на постсоветском пространстве. Это вовлекает ОДКБ уже по определению в сохранение мира и стабильности в зоне карабахского конфликта, в соответствии со статьей 2-й ДКБ, в случае возникновения «угрозы международному миру и безопасности государств… незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».
Конечно же, очевидно, что никто из государств-членов ОДКБ не желает быть вовлеченным в вооруженный конфликт на Южном Кавказе. И меньше всего этого не желает сама Армения. Но для этого необходимо осуществление целого ряда мер по повышению эффективности функционирования ОДКБ на Южном Кавказе, например, по усилению потенциала КСОР, учения которых и начинаются в Армении. Другим приоритетным направлением могут стать меры по повышению эффективности механизма оперативного реагирования ОДКБ в кризисных и форс-мажорных ситуациях. Эти меры могут включать совершенствование нормативно-правовой и политической основы механизма или алгоритма принятия решений по применению сил/средств по быстрому и оперативному реагированию практически в инерционном режиме. Заморозка членства Узбекистана в ОДКБ летом 2012 г. может поспособствовать активизации работ в этом направлении, так как до этого позиция официального Ташкента являлась одним из основных ограничителей в этой сфере. Наряду с этим, важны также превентивные меры политического характера, направленные на недопущение обострения ситуации в регионе. В частности, это учет интересов союзников в проведении другими государствами ОДКБ своей внешней политики на Южном Кавказе, на международной арене, голосованиях в различных международных и региональных организациях, с проведением постоянных консультаций и согласований.
Естественно, странами ОДКБ должна также проводиться более ответственная политика и учет интересов стран-союзников в своем военно-техническом сотрудничестве с другими странами региона Южного Кавказа. Напомним, что в соответствии с положениями статьи 1-й ДКБ страны-участницы обязуются не принимать участия «в действиях, направленных против другого государства-участника». Продажа некоторыми государствами-членами ОДКБ (в частности, Россией и Беларусью) в больших количествах вооружения и военной техники, в том числе наступательного характера (боевых самолетов, танков, ББМ, артиллерийских и ракетных систем и т.д.) Азербайджану, угрожающему прямыми военными угрозами члену ОДКБ Армении, вступает в прямое противоречие с их собственным обязательствам, фактически являясь «действиями, направленными против другого государства-участника».
Игнорирование жизненно важных интересов своих союзников, особенно во взаимоотношениях с другими странами Южного Кавказа, может подвинуть их к поиску альтернативных форматов обеспечения своей национальной безопасности. В конце концов, государства становятся или продолжают оставаться участниками военно-политических блоков и организаций, только если данные структуры могут эффективно обеспечивать их национальную безопасность и оказать содействие в случае агрессии со стороны третьих государств. Исходя из этого, сдерживающим фактором будет выступать перманентная демонстрация государствами-членами ОДКБ своей готовности в полной мере выполнить свои союзнические обязательства. Это предусматривает, в первую очередь, оказание незамедлительной военной, политической и иной помощи своему союзнику в случае агрессии или непосредственной военной угрозы, которая может повлечь в боевые действия с третьей страной/странами. И это особенно актуально иметь в виду при анализе всех вероятных перспектив развития военно-политических процессов в регионе Южного Кавказа на нынешнем этапе.
Сергей Минасян - к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа ( Ереван, Армения)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.