Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

21.09.2012 | Павел Казарин

История без пропаганды

Потратил вечер на то, чтобы посмотреть турецкий блокбастер «1453. Завоевание». Как оказалось позже – именно потратил, а не посвятил. Но делать было нечего - как ни крути, но эта лента стала главным событием турецкого кинематографа, заработав в прокате 34 миллиона долларов при потраченных 17-ти. Судя по рекламе – меня ждало самое зрелищное и достоверное описание двухмесячной осады турецкими войсками Константинополя в мае 1453 года, после взятия которого Византия перестала существовать, а на карте мира появился город Стамбул. Неформатно-большой хронометраж вкупе с эпическими скриншотами наводили на мысль, что передо мной – нечто вроде лент позднего Михалкова. Выбора не было - надо было смотреть.

Посмотрел. И на расспросы стамбульских друзей отвечал точно также односложно. А что еще было говорить? 150 минут режиссер и сценарист пытались убедить меня в том, что падение Константинополя было обусловлено недальновидной жадностью последнего императора Византии, на фоне которого турецкий султан Мехмет II выделялся выдающимися морально-волевыми качествами. Все это сопровождалось довольно неубедительными спецэффектами (которые могли бы быть и получше – на эти-то деньги), и откровенными сценарными нестыковками.

Но больше всего резануло даже не то, что монолитное гранитное турецкое пушечное ядро при соприкосновении со стенами Константинополя взрывается как танковый снаряд. Наивность компьютерной графики можно простить – куда сложнее понять попытку авторской группы вписать исторические фигуры в логику современного восприятия «хорошего и плохого», «прогрессивного и отсталого».

Даже исторические ляпы уходят на второй план. И правда – кого волнует, что легендарный командир отряда генуэзских солдат Джованни Лонго, помогавший оборонять Константинополь, вырвался из осажденного города и умер на острове Хиос, а не был убит накачанным соратником турецкого султана по имени Хасан в разгар штурма? Кому какое дело, что византийский император был готов заплатить любую дань туркам, лишь бы те сняли осаду? Кого интересует, что описанный режиссером в качестве героя штурма Константинополя пушечных дел мастер по имени Урбан, отливший султану легендарное орудие «Базилика», погиб во время взрыва собственной бомбарды (по второй версии – был казнен Мехметом II, узнавшим, что тот предлагал свои услуги Византии до перехода на турецкую службу)?

Наверное, никому. Равно как и то, что соотношение защитников Константинополя к нападающим было 1 к 10. В конце концов, это национальный кинематограф – и Стамбул создавал вполне конкретное историческое полотно с агитационно-коммерческими целями, но отнюдь не с историко-бытописательскими.

Но я не турецкоподданный. И потому смотрел ленту в любительском двухголосном переводе – потому что официального русскоязычного релиза ленте даже не полагалось. Теперь я понимаю, почему.

Потому что оценить степень «клюквы» в исторической ленте можно лишь при взгляде со стороны. И куда труднее – продираться к скепсису сквозь историческую традицию, школьную скамью и привычный национальный миф. Я знаю, что турецкий султан не мог добродушно трепать по плечу разнорабочего на строительстве крепости Румелихисар, как в этом меня пытается убедить сценарист фильма. Потому что между ними лежала социальная пропасть, через которую не в силах была перебросить мостик даже военная кампания. Я знаю, что мирное население не глядело бы с обожанием на Мехмета II, сразу после взятия Константинополя пообещавшего сохранить свободу вероисповедания, – потому что еще не остыли на улицах тела защитников крепости.

Я вообще настораживаюсь, когда оккупацию называют инкорпорированием (привет господину Мединскому), а завоевание – восстановлением исторической справедливости.

Потому что давно пора признать – все, что происходило еще 200 лет назад – нередко лежало в абсолютно иной социально-исторической парадигме. Нельзя выдернуть героя из прошлого, в надежде перенести в современную шкалу координат. Не поместится он в «плюсовой» зоне – из-за того, что с течением столетий оси добродетельных абсцисс и ординат постоянно дрейфовали вправо. То, что было непредосудительным в 15-м веке, вряд ли разминется с конкретной статьей современного уголовного кодекса. А раз так, то глупо обманывать самих себя.

У меня нет амбиций ругать съемочную группу этой ленты. Мне даже не особенно важно – связано ли появление фильма с амбициями турецкого государства, которым наверняка нужны свои кинематографические легитиматоры. Я не буду цепляться за точку зрения, что перед нами симптом внешнеполитического экспансионизма, которому, как известно, нужен более-менее крепкий фундамент национального мифа. Не буду хотя бы потому, что во всем мире снимается ура-патриотическое кино и кинцо – в зависимости от способностей авторской группы. И ленту «Патриот» с Мелом Гибсоном наверняка не любят в Великобритании, а «Тараса Бульбу» Владимира Бортко – в Польше.

Мне просто подумалось о том, что попытки вытащить из контекста исторического персонажа, сдуть с него груз ошибок, вложить в уста политкорректную (для целевой аудитории) речь и выпустить штурмовать кинозалы – смотрится, наверное, так же нелепо, как и упомянутый турецкий киноэкспромт. Героев прошлого нельзя оценивать мерками настоящего. Либо мы переносим в современность актуальную их эпохе нравственную парадигму, возводя ее в ранг стандарта, либо просто признаем историческими деятелями. И во втором случае современный мир начинает обретать общую историю.

Есть и еще один момент. В жизни каждой страны была эпоха, когда все, лежащее за границами привычной ойкумены, воспринималось как враждебное и чуждое. Это время определяло модель мировоззрения – ведь, если аккурат за границей деревни, города или страны начинается царство темных сил – то ключевой водораздел будет пролегать не по линии «хорошо-плохо» а по границе «свои-чужие». Точно так же если общество живет с пониманием того, что мир разный – но, в целом, люди везде – договороспособны, что есть точки пересечения и общие ценности (пусть и в самом общем варианте), то это иная линия поведения. Иной набор ценностей определяет иной пантеон героев.

Можно жить с ощущением того, что «страна в кольце врагов». А можно принять, что мир круглый, правд в нем много, а сравнивать их - бессмысленно. И твоя правда заканчивается там, где начинается правда другого. А потому навязывать кому-то что-то – глупо и бессмысленно. Не поймут. Не примут. Незачем.

Сравнительно безболезненно перенести в современный контекст можно лишь те исторические фигуры, что были чудовищно маргинальны в своем историческом окружении. Просветители, ученые, писатели – все те, кто жили «против ветра». А те, кто был «форматен» для своего времени – практически не имеют шансов оказаться «форматными» в нашем. Слишком разное понимание нормы.

Византийцы рубили головы взятым в плен турецким солдатам на крепостных стенах Константинополя. Армия Мехмета II казнила христианских моряков, взятых в плен после морских сражений.

А что если через эту призму взглянуть на любой отечественный исторический фильм?

Павел Казарин - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net