Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.09.2012 | Георгий Мирский

Сирия - все хуже и хуже

Можно ли назвать ту, говоря без преувеличения, беспрецедентную катастрофу, которая постигла страну, издавна любовно называвшуюся «сердцем арабского мира», составной частью и продолжением «Арабской весны»? И да, и нет. Начиналось все так же, как и везде. Безработная молодежь, тинэйджеры. Facebook, Twitter. Я знаю людей, которые до сих пор не в силах поверить, что в одной арабской стране за другой, как по команде, как по одной программе, «под копирку» прошли одинаковые выступления, массовые и спонтанные. «Так не бывает, все было подготовлено и расписано». Где? Понятно где, в Госдепе, где же еще. На этом предположении строятся бредовые концепции «управляемого хаоса», запланированной Вашингтоном «смены арабских лидеров», даже – страшно подумать! – грандиозного проекта создания альянса США с исламистами, направленного против России и Китая.

Мне слышать это, прежде всего, ужасно смешно. Я девять лет проработал в Штатах, был знаком и с Бжезинским (он приходил слушать мою лекцию), и с Полом Нитце, и с Иглбергером, и со многими другими, включая Сэма Льюиса, моего бывшего шефа в Институте мира в Вашингтоне, ставшего впоследствии ни много ни мало начальником отдела планирования политики в Госдепе (уж он-то много чего рассказал). При всем желании не могу себе представить, чтобы чиновники Госдепа (горизонт которых всегда ограничен восемью годами двух президентских сроков) замыслили предложить начальству грандиозные авантюристические проекты устранения арабских лидеров и замены их исламистами. Результатом был бы немедленный конец карьеры; подобные дикие фантазии – для ученых в многочисленных think tanks, а не для бюрократов. А те, кто поражаются, каким образом все у арабов пошло как под копирку, не понимают, что арабский мир - это все же одна семья, пусть ее члены живут в разных квартирах и никогда не будет единого государства. Язык, культура, менталитет - разве этого недостаточно, тем более в наше время, когда благодаря Интернету все моментально становится известным?

В этом смысле в Сирии начиналось по тунисско-египетскому варианту, а потом пошло по ливийскому, но в ухудшенном виде. Другие страны « арабской весны» - моноэтнические (если не считать ливийских берберов) и моноконфесиональные (за исключением египетских коптов). Сирия - единственная страна, которой правит относительно небольшое (10-12% населения) меньшинство – алавиты. Даже в Ираке правящая суннитская община составляла от 30 до 40 %. Будучи сброшенными со всех командных позиций после американского вторжения, сунниты сумели создать мощные группировки боевиков, на долю которых приходилось 7 из каждых 10 убитых американских солдат (правда, своих земляков-шиитов они перебили гораздо больше).Сирийские алавиты, если их лишить власти, ничего подобного сделать не смогут, их слишком мало, им будет просто грозить истребление. Поэтому они дерутся с отчаянием (собственно говоря, именно на них Башар Асад и может рассчитывать). И в Сирии невозможен тунисско-египетский сценарий, когда военные, чтобы спасти систему, пожертвовали центральным персонажем. Здесь, если они сдадут Асада, это будет, наоборот, конец возглавляемой алавитами системы, созданной Хафезом Асадом 40 лет тому назад.

Гражданская война - это война на уничтожение, одна сторона пожирает другую. Можно ли было себе представить за одним столом Ленина и Колчака, договаривающихся о коалиционной власти? Скажут: а как же Ливан и Югославия в начале 1990 –х годов? Там войны закончились благодаря решающему влиянию третьей, внешней силы - Сирии в первом случае и НАТО – во втором. И сейчас в Сирии единственный шанс на успех пресловутого плана Кофи Аннана заключался в мощной солидарной акции ООН, но когда российские дипломаты обнаружили в первом же проекте резолюции Совета Безопасности ООН, представленном западными державами, необъективные и односторонние формулировки и применили право вето - стало ясно, что путь дипломатии обречен.

Ни ООН, ни великие державы из соображений престижа не могут признать провал дипломатических усилий и смириться с тем, что судьба Сирии будет решаться на поле боя. Все делают вид, что еще можно каким-то чудом добиться прекращения огня и затем собрать представителей обеих сторон за круглым столом. Но время диалогов, компромиссов и коалиций уже прошло, если вообще было. Возможно, ситуация была безнадежной с самого начала; глубоко антидемократический, клановый и коррумпированный, полутоталитарный, кагебешно-полицейский режим, державшийся на беспощадном подавлении любого инакомыслия, на засилье спецслужб (говорят, их было аж целых 17) не мог обновиться и демократизироваться.

Этот, казавшийся эффективным и неуязвимым режим, на поверку оказался бумажным тигром; полтора года, имея колоссальное военное преимущество, обладая современной российской техникой, власть не может справиться с партизанско-диверсионными отрядами, вначале малочисленными и слабо вооруженными. А дальше - время стало работать против власти. Запад, для которого главная цель свержения Асада - лишить Иран единственного союзника в регионе - в своем отношении к сирийскому режиму уже прошел точку невозврата, тем более что его, как и в Ливии, поддерживают нынешние гегемоны в Лиге Арабских государств, Саудовская Аравия и Катар. Более того - неожиданно для многих по ту же сторону баррикад встала и Турция –неприятный сюрприз для нашей дипломатии. А ведь это можно было предвидеть, учитывая глубоко продуманную стратегию Эрдогана. Разочаровавшись в Европе, Турция вспомнила об Азии, и серая лапа турецкого волка мощно и уверенно легла на карту Ближнего Востока, тысячелетиями знакомые, но почти сто лет тому назад потерянные места. Наивно было бы думать, что быстро становящаяся новым региональным тяжеловесом Турция не захочет занять место своего давнишнего исторического соперника – Ирана - в борьбе за главный приз, за душу арабского мира, не имеющего сегодня лидера. Но и Иран не может отказаться от попытки сохранить власть Асада, крах режима которого все воспримут как потерю лица тегеранскими властителями. Вырисовываются контуры большой региональной конфронтации.

Ни одна великая держава, кажется, не имеет проекта выхода из сирийского конфликта, endgame. По умолчанию все вроде бы предоставлено «на волю волн», все должно решиться в брутальной схватке не на жизнь, а насмерть там, на месте, на политой кровью сирийской земле. Главная беда в том, что хорошего выхода уже и не может быть. Удержится Асад - ослабленный, совершенно дискредитированный режим не сможет управлять в разрушенной стране. Победят повстанцы - будет смесь Ирака и Ливии, и неясно, сумеют ли западные державы с турками и саудовцами предотвратить зверства «Аль -Каиды» и родственных ей суннитских группировок убийц и мракобесов. Кто бы мог еще недавно подумать, что именно Сирии, древней и прекрасной жемчужине Востока, выпадет такая жуткая судьба…

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net