Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

26.09.2012 | Сергей Минасян

Карабахский конфликт: внутриполитическое измерение

21 сентября 2012 г., в 21-ю годовщину Дня независимости Армении ее первый президент и лидер ведущей оппозиционной силы страны - Армянского общенационального конгресса Левон Тер-Петросян встретился со своими сторонниками и выступил с традиционным обращением. Многие в Армении с нетерпением ждали этого выступления, вспоминая аналогичное событие пятилетней давности. 21 сентября 2007 г. Тер-Петросян, после десятилетия почти полного политического молчания, выступил в кругу соратников, что стало началом его стремительной предвыборной кампании в рамках президентских выборов февраля 2008 г…

Однако политическая ситуация сентября 2012 г. существенно отличается от ситуации сентября 2007-го. У первого президента сейчас существенные проблемы с популярностью, и как результат, в этот раз Левон Тер-Петросян, обладающий колоссальным политическим опытом и чутьем, не сделал четкого заявления о своем возможном участии в выборах, решив подождать дальнейшего развития политических событий. Одной из причин этого является то, что снизилась актуальность одной из основных политических тем, использование которой в политической борьбе (наряду с критикой социальных проблем) являлась наиболее чувствительным ресурсом, как Левона Тер-Петросяна, так и многих других оппозиционных политиков Армении. Речь идет о карабахском конфликте, а вернее – его факторе во внутриполитическом дискурсе Армении.

Широко распространено мнение, что внешняя политика является продолжением внутренней. Однако обратное утверждение также справедливо – внутренняя политика вытекает из внешнеполитической деятельности. Уже два десятилетия карабахский конфликт влияет на внутреннее развитие постсоветской Армении, в то же время обстановка в самой стране существенно сказывается на подходах Еревана в урегулировании конфликта. Возникает вопрос, каковы масштабы влияния конфликта на армянскую политику, политический дискурс и процесс формирования элит, и насколько внутренняя политика Армении и общественные настроения сказываются на позициях страны в региональной политике и в переговорном процессе?

Значительную часть современной политической элиты Армении составляют бывшие активисты карабахского движения, бывшие комбатанты или же просто выходцы из Нагорного Карабаха и бывших армянонаселенных регионов Советского Азербайджана. Гипертрофированное влияние карабахской проблемы на политику и развитие Армении наиболее наглядно иллюстрирует карьера всех трех президентов независимой Армении: Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Все они играли важнейшую роль в карабахском движении.

Влияние деятелей карабахского движения и бывших комбатантов в политической и экономической жизни Армении достигло пика в последние годы президентства Левона Тер-Петросяна. Оно стало снижаться лишь после прихода к власти Роберта Кочаряна, хотя сам он родом из Нагорного Карабаха. Хотя это кажется нелогичным, но это не так. Будучи выходцем из Карабаха, Кочарян не получал достаточной поддержки в Ереване и нуждался в инкорпорации влиятельных местных акторов в бюрократическую и экономическую элиту в столице и в регионах. С этого периода политическая система Армении существенно демилитаризировалась: на большинстве постов бывшие комбатанты были заменены новым поколением бюрократов.

Таким образом, «карабахский фактор» стал постепенно терять приоритетность в политической картине Армении. Армянское общество и элиты стали обращать существенное меньше внимания борьбе за Нагорный Карабах, поскольку в общественном восприятии Нагорный Карабах и так уже «принадлежит» Армении. В частности, власти не могут мобилизовать протестный электорат во имя защиты того, что страна уже имеет, т.к. армянская общественность эти призывы воспринимает как неактуальные.

В то же время, хотя карабахский конфликт теряет свою актуальность во внутриполитической жизни Армении, тем не менее, никакая иная политическая проблема столь не инструментализирована всеми политическими акторами Армении, как оппозиционными, так и провластными. В зависимости от политических обстоятельств, власти могут придерживаться жесткой линии в конфликтном урегулировании, подвергаясь критике со стороны оппозиции, или же наоборот, попытки властей демонстрировать гибкость будут оцениваться как «предательство». Можно даже сказать, что в армянском обществе существует почти полный консенсус относительно общего видения перспектив для Нагорного Карабаха. Очень мало чего зависит от персональных взглядов политических лидеров. Более того, как четко показали еще события 1990-х гг., Ереван не может принимать полностью самостоятельные решения в конфликтном урегулировании. Нагорный Карабах остается важнейшим политическим актором со своими собственными подходами, неоднократно отвергая предложенные посредниками предложения, принятые ранее Арменией.

Соответственно, маловероятно, что армянская политика относительно Нагорного Карабаха может измениться в результате модификации внутриполитического баланса. Было бы преувеличением утверждать о каком-либо серьезном расколе в армянской политической элите по этому вопросу. В случае с Нагорным Карабахом в ней нет разделения ни на «голубей», ни на «ястребов». К примеру, в ходе своего выступления 21-го сентября 2012 г. первый президент и лидер оппозиции Левон Тер-Петросян, неоднократно открыто и жестко критикующий своих политических оппонентов, в этот раз буквально открытым текстом заявил, что если бы даже нынешние армянские власти сделали максимум возможного в вопросе урегулирования карабахского конфликта, этого было бы мало для достижения успеха, и вины действующих властей в этом нет.

В последние несколько лет заметно лишь упрочнение статус-кво в конфликте, особенно по результатам российско-грузинской войны 2008 г. и безуспешных саммитов президентов Армении и Азербайджана, прошедших в России в июне 2011 г. и в январе 2012 г. Последние раунды переговоров свелись лишь к усилиям по снижению напряженности на линии соприкосновения сторон, без попыток реального продвижения, основанного на взаимных компромиссах и уступках. Это также снизило остроту карабахского конфликта и его влияние на внутриполитический дискурс в Армении. Даже скандальная история с экстрадицией из Венгрии в Азербайджан и последующее помилование Ильхамом Алиевым пожизненно осужденного убийцы с топором Рамиля Сафарова, вызвавшее гнев и возмущение в армянском обществе и соответствующую негативную реакцию международного сообщества, всего лишь на небольшой период вновь подстегнула интерес внутри Армении к карабахскому конфликту. Тем более, что и элиты и общественность четко понимали, что после истории Сафаровым ситуация закрепления статус-кво и невозможность видимых перемен в переговорном процессе сейчас более реальны, чем когда либо как минимум за все предыдущее десятилетие.

Последнее важное публичное политическое событие в Армении этого года – парламентские выборы в мае, стало очередным наглядным примером того, как «карабахский фактор» потерял свое место во внутриполитическом дискурсе. Мониторинг политических платформ и предвыборных заявлений показал, что подавляющее большинство различий между ними касались социально-экономической ситуации, прав человека, демократизации и оценки эффективности государственного строительства. В то время как в вопросах внешней политики и безопасности, особенно касающихся карабахского конфликта, наблюдались лишь несущественные тактические разногласия.

Вполне возможно, что снижение значимости и чувствительности «карабахского фактора» во внутренней политике стало одной из причин решения Роберта Кочаряна, ставшего президентом благодаря своей роли в карабахском движении, воздержаться от открытого возвращения в политическую борьбу. Хотя, как утверждается, он поддерживает показавшую второй результат на выборах партию «Процветающая Армения», Кочарян пока еще так и не вовлекся активно и открыто ни в избирательную кампанию, ни в последующие неудачные переговоры о вступлении «Процветающей Армении» в правящую коалицию. Консолидация политических сил вокруг карабахского конфликта уже не может перевесить другие, более актуальные проблемы в политической повестке дня в Армении.

Таким образом, карабахский конфликт демонстрирует ряд интересных особенностей внутриполитического измерения Армении. Как наиболее важная внешнеполитическая проблема Армении, конфликт является эффективным инструментом внутриполитических спекуляций. В то же время, нет особой разницы в подходах различных политических игроков относительно общих контуров политики относительно Карабаха, даже если это публично не демонстрируется ни правящей коалицией, ни оппозицией. Причина данного внутреннего консенсуса, возможно, связана с генезисом современных политических элит Армении, в основном возникших во время войны в Нагорном Карабахе. Армянские элиты не могут ни «убежать» от своего прошлого, ни игнорировать этот фактор в переговорах с Азербайджаном. Внешнее давление (как со стороны Азербайджана, так и вовлеченных внешних акторов) не способно преодолеть внутреннее сопротивление попыткам изменения статус-кво. Внутриполитическое измерение карабахской проблемы не только ограничивает политику Армении в конфликте, но и одновременно ужесточает ее, т.к. она основывается на фактическом консенсусе всех политических сил страны.

Сергей Минасян - к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа ( Ереван, Армения)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net