Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

27.09.2005 | Наталья Серова

ПРЕЗИДЕНТ УСТАНОВИЛ КОНТРОЛЬ НАД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

26 сентября президент внес в Госдуму законопроект о парламентских расследованиях и попросил членов правительства подключиться к работе депутатов с тем, чтобы закон этот был принят до конца текущего года и парламентские расследования уже к началу следующего года стали легитимными. Как пояснил Владимир Путин, "парламентскому расследованию будут подлежать факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера".

Согласно законопроекту, для расследования подобных фактов верхней и нижней палатами Федерального Собрания могут создаваться специальные комиссии, наделенные достаточно серьезными полномочиями. Во-первых, правом запрашивать и получать в установленном порядке от правительства и других органов государственной власти копии, относящиеся к предмету расследования документов, а также информацию, необходимую для проведения расследования.

Во-вторых, правом приглашать на свои заседания для дачи объяснений должностных лиц и граждан и вести протокол их опроса. При этом закон обязывает всех должностных лиц участвовать в работе этих комиссии. Отказ или уклонение от предоставления запрашиваемой комиссией информации, а также предоставление заведомо неполной или заведомо ложной информации, равно как и неявка на заседание комиссии без уважительных причин влечет за собой административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, итогом работы парламентской комиссии является доклад, в котором излагаются установленные комиссией факты и сделанные ею выводы. После утверждения Госдумой и СФ этот доклад должен быть направлен президенту, в правительство, опубликован в "Парламентской газете" и размещен в Интернете.

Как отметил вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, "введение института парламентских расследований позволит законодательной власти эффективно реагировать на события, вызывающие широкий общественный резонанс, например таких, как теракт в Беслане". При этом подразумевается, что итоговый доклад может наряду с установленными фактами содержать политическую и социально-экономическую оценку расследуемых событий и явлений, а также указания на пробелы в законодательстве и предложения по ликвидации этих пробелов.

То есть речь идет о формировании принципиально новой процедуры политического расследования, совмещающего в себе следственные действия и общественно-политическую и экономическую аналитику, по итогам которых могут последовать определенные оргвыводы. Заказчиком подобных расследований выступает президент, который еще в апреле этого года, представляя ежегодное послание Федеральному собранию, указал на необходимость законодательного оформления института парламентского расследования.

А еще через месяц - в рамках реализации основных пунктов послания - Владимир Путин сформулировал перечень поручений органам исполнительной власти, одним из пунктов которого стало адресованное главе президентской администрации Дмитрию Медведеву указание подготовить и не позднее 1 января 2005 года внести в Госдуму проекта закона о процедуре парламентского расследования.

Комментируя это поручение, наблюдатели сразу же отметили, что президент создает инструмент для комплексного анализа и контроля за деятельностью всех органов власти: от правительства и местных администраций до правоохранительных органов и прокуратуры. И вряд ли кто-то станет отрицать, что именно такой подход необходим для выявления механизмов, лежащих в основе нарушений законов и Конституции, а также недоработок, нарушений и злоупотреблений, влекущих за собой разнообразные ЧП.

И в этом смысле новый закон призван легитимировать как саму процедуру парламентского расследования, так и орган, формируемый для ее реализации, и законодательно оформить правила создания этого органа и задействованные при его работе инструменты, а также права и обязанности всех участников расследования.

И все было бы хорошо, если бы не одно "но": о парламентском расследовании ничего не сказано в Конституции, и на это противоречие уже указали некоторые депутаты, участвовавшие в "круглом столе", проведенном - как раз для обсуждения вопроса о соответствии предложения президента Основному закону - думским комитетом по конституционному законодательству летом этого года.

Впрочем, эти сомнения не повлекли за собой общественной дискуссии и не повлияли на подготовку закона просто потому, что инициатором легитимации института парламентского расследования выступил президент, а комитет по конституционному законодательству не поддержал предложение о внесении соответствующих изменений в Конституцию, сославшись на то, что создание временных парламентских комитетов не противоречит Основному закону.

Но даже оставив за скобками вопрос о конституционности парламентских расследований, сегодня пока еще трудно сказать, во что выльется это начинание и какую конечную цель преследует президент. Превратится ли новый институт в инструмент "выпускания пара" вроде известной комиссии Собчака по расследованию событий в Тбилиси, в площадку для сведения старых счетов или станет рычагом давления на отдельных представителей элиты и формой умиротворения населения - пока не ясно.

Между тем определенные политические спекуляции вокруг пока еще не существующего органа уже начались. Депутат Госдумы Валентин Варенников на днях заявил о намерении инициировать парламентское расследование в отношении бывшего премьера и нынешнего посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, который, по словам Варенникова, должен ответить за "огромный ущерб", нанесенный им России. Речь идет об "организации дефолта", о переговорах с террористом Басаевым и о "преступной близорукости в ранге посла".

С другой стороны, как раз накануне внесения закона о парламентском расследовании в Госдуму Владимир Жириновский, выступая в эфире программы Андрея Караулова "Момент истины" (ТВЦ, 25.09.2005), говорил о "зачистке", которая якобы начнется к 2010 году и затронет криминальные и околокриминальные элиты: "Деньги у них бешенные… У нас слишком много криминала во всех сферах… Досье есть на всех, Президент все знает… К 2010 году начнется зачистка…". И эти пророчества, очень вовремя озвученные лидером ЛДПР, заставляют предположить, что комиссии парламентского расследования могут стать местом, где как раз и будут пополняться досье, о которых говорил Жириновский.

В целом же приходится признать, что, создавая новый следственный орган при управляемом из Кремля парламенте, президент фактически вписывает в вертикаль власти новый инструмент контроля над элитой, и инструмент этот в принципе может быть весьма эффективно использован и для наведения порядка в стране, и для укрепления личной власти - нужное подчеркнуть.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net