Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.09.2012 | Михаил Симутов
Недовооруженные силы
Рассуждения бывшего министра обороны Украины Сергея Кузьмука о больших проблемах украинской оборонки весьма точно определяют сегодняшний потенциал производственной базы ОПК Украины. Не нужно быть экспертом, чтобы понять одну простую истину: в ближайшей перспективе ОПК Украины не сможет конкурировать на мировом рынке высокотехнологичных вооружений. Во-первых, этот рынок хорошо освоен старыми игроками еще со времен «холодной войны», а во-вторых, для налаживания и развития наукоемкого производства необходима стабильная экономическая база, отсутствующая в современной Украине. Слабая государственная экономика не может дать никаких гарантий относительно производства наукоемкой продукции в требуемых объемах.
В этой связи, применяемый во всей статье посыл «разрабатывается» выступает ключевым для всей военно-технической отрасли Украины. С одной стороны, научно-технический прогресс необходим для развития любой отрасли экономики. С другой, производственная база Украины, которая последние пятнадцать лет приходила в упадок,не сможет обеспечить основу для подобныхразработок.
В итоге, в ближайшие 5 – 10 лет украинская оборонная промышленность в лучше случае продолжит выпускать уже опробованные на мировом рынке единицы вооружений. Из этого, однако, не следует, что научно-производственный потенциал страны необходимо приносить в жертву современной конъюнктуре, с каждым годом производя все более и более устаревшую военную технику и системы вооружений. Необходим качественно иной подход к решению это проблемы. В этой связи у оборонно-промышленного комплекса Украины существует только два наиболее логичных варианта действий. И оба они, по объективным причинам, приведут к различным вариантам взаимодействия с одним из основных поставщиков на мировом рынке оружейных систем. Речь идет о России, и об ее военном производстве, которое, так же как и украинское основано на разработках и научно-техническом потенциале Советского Союза. Да, за последние двадцать лет Россия, так же как и Украина не разработала ничего принципиально нового в этой сфере, однако российской стороне как правопреемнице бывшего СССР достались в наследство не только обширные производственные мощности оборонно-промышленного комплекса, но и «клиентская база» Советского Союза. Именно эти условия обеспечили поддержание и дальнейшее развитие российского научно-производственного комплекса.
Но именно эти условия могут быть выгодныи для самой Украины, имеющей в своем распоряжении значительные мощности для производства различного спектра вооружений, совместимых с российскими образцами, зарекомендовавшими себя во многих странах мира. В результате, Украина может развивать налаженное производство оружейных систем, ориентированных на экспорт исовместимых с российскими аналогами, включаясь в контракты с российскими партнёрами. Конечно, подобный вариант в значительно степени сопряжен с зависимостью от российской стороны и ее контрактов на мировом рынке систем вооружений. Но с другой стороны, у Украины будет стабильный рынок сбыта продукции оборонно-промышленного комплекса, что в свою очередь позволит развивать научно-производственную базу, и в перспективе разрабатывать новые системы вооружений без риска быть невостребованным на внешнем рынке вооружений.
Иной путь предполагает меньшую зависимость от интересов и действий российской стороны. Речь идет о производстве и поставке систем вооружений, все так же совместимых с продукцией российского ОПК, но специализирующихся на выполнении задач узкого профиля, а так же образцов, аналогов которых нет у самой России. Подобный вариант будет интересен государствам, нуждающихся в образцах вооружений и военной техники, которую не может поставить основной партнер в лице Российской Федерации. В этой связи приведенный в обсуждаемой статье пример с глубокой модернизацией американских армейских грузовиков HMMWV («Хаммер»), и последовавший выпуск опытного образца аналогичной оружейной системы Харьковским завод имени Малышева, весьма показателен.
Как известно, российское министерство обороны в настоящее время все больше закупает итальянские бронемашины «IvecoLMV», отказываясь от аналогичных образцов отечественного производства под названием «Тигр», продолжая, однако, поставлять данные системы на внешний рынок. И здесь украинская сторона могла бы предложить все тем же российским партнёрам свои аналоги и наработки соответствующей спецификации.
Конечно, существуют и другие варианты, ориентированные на поиск новых партнеров, не связанных с российской стороной. Однако в этом случае Украина будет вынуждена предлагать не только отдельные образцы, но и весь комплекс оружейных систем соответствующего назначения. Будут ли конкурентно способными предлагаемые образцы? Вопрос серьезный и весьма актуальный. А если и будут, сможет ли украинская экономика обеспечить необходимый объем поставок целого комплекса оружейных систем? Вопрос так же является открытым.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.