Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.10.2012 | Виталий Портников
Съезд победителей
Завершившийся в Анкаре съезд правящей Партии справедливости и развития обращает на себя внимание не столько предложениями о внутриполитических реформах – это актуально для Турции, но вряд ли имеет ключевое значение для окружающего ее мира – сколько составом зарубежных гостей, прибывших на форум. Этот состав призван продемонстрировать новую региональную роль Турции как авангарда нового мира, складывающего на Ближнем Востоке после «арабской весны». Когда турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган говорит, что турецкая модель демократии стала образцом для «всех мусульманских государств», он забывает добавить – прежде всего для тех, где светские диктатуры были свергнуты народными восстаниями. Но то, что для этих стран Турция – причем не Турция Ататюрка, а Турция Эрдогана – является образцом – неоспоримый факт.
Еще несколько лет назад трудно было представить себе, что президент Египта с трибуны в Анкаре будет призывать к свержению президента Сирии – а теперь происходит именно так и уже не может быть иначе. Усиление Турции на Ближнем Востоке связано не только с экономической мощью, но именно с привлекательностью модели демократии с очевидно выраженным исламским акцентом.
Именно поэтому не стоит отмахиваться от присутствия на съезде киргизского президента Алмазбека Атамбаева. При всех очевидных изъянах развития киргизской государственности именно эта страна является единственной бывшей советской республикой Центральной Азии, в которой что-то значит не только голос диктатора и даже не только голос элиты, но и голос гражданина. И интерес к происходящему в Турции со стороны Киргизии тоже понятен: модель демократии с исламским акцентом способна консолидировать киргизское общество и смягчить региональное противостояние. Но разве только в Киргизии? Разве режимы в соседних странах не доживают последние годы? Диктаторы уже немолоды, очевидных наследников у них нет, бедность зашкаливает, контраст в уровне жизни между элитой и народом очевиден. И для переформатирования государства могут даже не понадобиться народные волнения. А какая модель может быть воспринята как консолидирующая в странах, которыми уже не будут править бывшие первые секретари?
Турция уже пыталась закрепиться в Центральной Азии в эпоху Сулеймана Демиреля. Но предложить новым властителям региона ей было нечего: демократии Ататюрка бывшие члены политбюро страшились, им она была не нужна. За прошедшие десятилетия Турция значительно укрепилась в Центральной Азии экономически, а политически сама прошла через серьезные изменения в собственной модели развития – что на фоне роста авторитета ислама в странах Центральной Азии гармонирует с общественным запросом. Пока что центральноазиатское общество еще спит – но когда оно проснется даже для самых яростных «охранителей» турецкая модель покажется лучшим выходом по сравнению с радикализацией исламистских или националистических настроений.
На практике это означает, что Турция, фактически завершающая устранение России с Ближнего Востока, имеет в недалеком будущем все шансы оставить Кремль и без какого-либо серьезного влияния на центральноазиатский регион. И когда Эрдоган говорит о том, что история не простит содействующие Башару Асаду Россию, Китай и Иран, он имеет ввиду отнюдь не только Сирию.
Виталий Портников - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.