Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.10.2012 | Олег Громов
Связанные одним газом
На прошлой неделе правительство Украины разрешило приватизацию ряда предприятий, которые ранее считались «стратегическими». В их число вошла «легендарная» компания «Нефтегаз Украины» - монополист на рынке покупки и транзита газа через территорию этой страны. Это означает, что в борьбу за «основное национальное достояние» (как ее еще называют многие украинские политики) теперь могут вступить как внутренние игроки – «энергомагнаты», такие как Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ и Игорь Коломойский, так и внешние, в первую очередь крупнейшие европейские и российские энергокомпании.
Еще в марте 2009 года тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в спешке (после заключенных выгодных «Газпрому» договоренностей о поставках газа на Украину) съездила в Брюссель и заручилась там поддержкой представителей Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, а также крупнейших европейских (в первую очередь английских, французских и немецких) энергетических компаний в деле модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Тогда европейские государственные и частные институции заявили, что дадут деньги предприимчивым украинцам только под «увеличение прозрачности» в украинском энергетическом секторе, то есть в случае разделения «Нефтегаза» на ряд более мелких предприятий. Проблема в том, что компания контролирует большую часть газовой добычи на Украине (в основном на Донбассе), а также его транспортировку через территорию страны и солидную часть энергораспределительного рынка. Таким образом, газовый рынок внутри Украины и ее соответствующие контакты вовне фактически подчинены руководству компании, которое попеременно ориентировалось то на президента Виктора Ющенко, то на премьера Юлию Тимошенко, а потом – как и все государство – стало «донецким».
Но это еще не все – после первого крупного газового конфликта между Россией и Украиной зимой 2005/2006 годов, когда цены на «голубое топливо» начали заметно расти, доходы кампании стали, соответственно, падать, что привело уже к моменту прихода в премьерское кресло Тимошенко (2007 год) к сокрытию части бюджета от широкой общественности. Эксперты и политики начали поговаривать о банкротстве компании. Предложенное Европой выделение из «Нефтегаза» добывающей, транспортирующей и покупающей газ компаний должно было помочь справиться с долгами и коррупцией. Фактически же Европа пыталась разрушить еще одного топливного монополиста в Восточной Европе, не допустить создание второго «Газпрома». И для этого «Нефтегаз» надо было приватизировать.
Но в этом вопросе администрация Виктора Януковича проявила такую же пассивность, как и во многих других важных политических вопросах. Для задабривания России меморандум Тимошенко от марта 2009 года был положен под сукно, но не забыт. И с началом нового периода охлаждения отношений в 2011 году, когда проект «Южного потока» почти обрел реальные черты, Янукович снова заговорил о модернизации ГТС исключительно за европейский счет.
Приватизация «Нефтегаза» в этой связи – лишь один из шагов во исполнение европейских предписаний по либерализации газового рынка на Украине (в рамках членства страны в европейской «Энергетической хартии»). Однако это не означает, что Европа буквально завтра даст деньги на модернизацию ГТС. Во-первых, никто не снял с администрации Януковича политических обвинений в гонении оппозиции и ее уравнивании в правах с остальными политсилами на осенних парламентских выборах. Напомним, вопросы координации выдачи кредитов на модернизацию ГТС взяла на себя Еврокомиссия, подчиняющаяся Европарламенту, у которого к Виктору Януковичу масса претензий. Во-вторых, оценка модернизации ГТС не закончена. Украинское правительство, эксперты и независимые организации из третьих стран называют разные цены – от $5 до $15 млрд. И, в третьих, пока нет четкого ответа России – хочет ли она принять участие в приватизации «Нефтегаза» и на каких условиях. Ранее речь шла о создании трехстороннего консорциума компаний ЕС, Украины и России по управлению ГТС. Украинцы долгое время не соглашались выступать на равных, требуя для себя преференции как для владельцев ГТС (хоть и основную сумму вложений должны были сделать иностранцы). Теперь же «Газпром» при наличии определенной гибкости на переговорах и воли украинского руководства может решить проблему по «белорусскому сценарию». Однако до выборов Киев не даст Москве такой карт-бланш – оппозиция тут же расценит это как сдачу основного национального достояния России, то есть «предательство национальных интересов».
Примечательно, что решение о приватизации «Нефтегаза» было осуществлено как раз в момент ухудшения политических отношений Украины и Евросоюза, принятия крайне критичной резолюции Сената США по Украине с предложением ввести украинский вариант «списка Магнитского», переноса саммита ЕС-Украина фактически на 2013 год, а также возможного признания международными наблюдателями выборов на Украине «недемократичными» или «частично демократичными».
В этом контексте судьба «Нефтегаза» видится еще более туманной. Компания – как и вся внешняя политика Януковича – становится предметом шантажа одновременно по отношению и к России, и к Западу (по принципу «кто больше денег даст»). В нынешнем «подвешенном» состоянии это окончательно похоронит авторитет Януковича на Западе и приведет к тому, что в Москве на Киев тоже окончательно «махнут рукой». Потому что получается история, аналогичная метаниям вокруг ГТС, продолжающей ржаветь без надлежащих инвестиций.
Что же касается интересов олигархов в этом процессе, то нельзя исключать, что контроль над крупнейшей топливной компанией на Украине достанется «Семье» Януковича, которая в последнее время все больше подминает под себя правительство и бизнес на юго-востоке Украины. Однако до выборов также не стоит ждать какого-либо окончательного решения, ведь остальные олигархи – особенно Ахметов и Фирташ, которые принимают «посильное» участие в избирательной кампании Партии регионов, могут «обидеться» и «вдруг» поддержать другие партии.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.